Трудные тексты17 января 2023
Отвечает
Виталий Колесник
На сколько имя Марии, матери Иисуса, свято, если в Библии пишется с большой буквы?

Добрый день. У меня вопрос о Марии - Матери Христа. В Библии с большой буквы пишутся только собственные имена, а нарицательные - только, если речь идет об Отце, Сыне и Святом Духе: Его, Им, Он, на Себя. Остальные нарицательные имена пишутся с маленькой буквы кроме слова "мать", если речь идет о Марии, Матери Христа. Не потому ли, что она сказала: "ибо отныне будут ублажать Меня все роды" Лк. 1:48?

Спрашивает
Лариса

Здравствуйте, Лариса!

Дело в том, что в греческом оригинале Библии слова пишутся с прописной (большой) буквы только в следующих случаях:

  1. Предложение пишется с красной строки, или представляет собой прямую речь (в русском языке прямую речь так же принято выделять кавычками).

  2. Имена собственные (например: Иисус, Петр, Павел и т.д.)

  3. Географические названия (например: Галилея, земля Завулонова и т.д.)

  4. Названия народов (например: Иудеи, Эллины и т.д.).

Слово "мать" (Мать Иисуса), имена нарицательные (Отец, Сын, Дух), а так же различные местоимения (Он, Его, Она и т.д.) в греческом оригинале написаны со строчной (маленькой) буквы.

Дело в том, что переводчики синодального текста из уважения и почтения к Богу, при переводе, с учетом нашей славянской культуры, ввели прописные (большие) буквы. Это не есть грех, однако порой вызывает у читателей, незнающих оригинала, некоторую путаницу.

Какую путаницу? На самом деле, показателем святости и Божественности является не прописная или строчная буквы. Мы должны смотреть саму суть того, что пишется в Евангелии.

Например, ни у кого не вызывает сомнений то, что Бог Отец действительно Бог. Чаще всего, люди сомневаются в Божественности Иисуса Христа и Святого Духа. Судя по Вашему вопросу, Вы не сомневаетесь в Божественности Отца, Сына и Духа. Судя по вопросу, у Вас вызывает недоумение на счет божественности матери Иисуса, Марии, поэтому ниже мы рассмотрим некоторые тексты Писания, которые говорят о матери Иисуса.

В Евангелии от Луки мы читаем:

26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
34Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Лк. 1:26-38

Разберем теперь по порядку. Об Иисусе сказано, что Он был Бог и стал еще Человеком, через непорочное зачатие от Святого Духа. Поэтому Иисус Христос, это не просто человек, Он еще и Бог, и в Писании есть много упоминаний о Его равенстве с Отцом, о Его Божественности, о Его Мессианстве, о Его смерти, воскрешении и последующем ходатайственном служении за нас на небесах. Про Марию же мы такого нигде не видим. Она родилась как обычная женщина, жила как обычная женщина и почила в Господе, как простая смертная. При этом она была очень благочестивой женщиной, и это пример для всех нас, ведь сам Бог доверил ей стать роженицей Иисуса и Его матерью, и все христиане уважают ее за то, как она выступила в роли матери для Господа, пока Он был маленький и нуждался в ее помощи.

Выше было сказано, что когда архангел Гавриил явился к ней и обратился, она "смутилась от слов его". Разве Бог смущался когда-нибудь от слов ангела? Разве написано об Иисусе Христе, что Он смущался вида, или слов ангела, как Мария, или падал когда-либо перед ангелом, как, например апостол Иоанн? (см. Откр. 19:9,10). Нет, Иисус никогда не боялся и не благоговел перед ангелами, ведь Он есть Бог. Марии же, ангел говорит "не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога".

Какую благодать обрела Мария у Бога? Далее ангел разъясняет ей этот момент: "зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего..."
Все еще сомневаясь, и не понимая замысла Божьего, Мария спрашивает: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?", на что ангел сказал ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".

Быть земной мамой самого Господа это великая честь и очень ответственное поручение! И с этим никто даже не спорит. Однако стала ли от этого Мария божественной, чтобы поклоняться ей как Отцу, Сыну или Духу Святому?

Нет. В Писании мы не находим такого подтверждения.

И слова самой Марии есть тому доказательством: "и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды…" (Лк. 1:47,48).  Мария радуется и называет Иисуса своим Богом и Спасителем! Она понимала, что как и все грешные люди, она нуждается в Спасителе, и она не считала себя божеством, это уже позже, сами грешные люди начали ее обожествлять.

В рассматриваемом стихе Лк. 1:48, слово "ублажать" переведено с греческого "макаридзо", от него происходит еще такое слово как "макариос", то есть "блаженный", или более по современному "счастливый". И потому более точно еще можно перевести слово "ублажать", как "считать, или называть блаженной, счастливой". Вот в таком смысле Мария и говорила на счет того, что ее будут ублажать. Она говорила о том, что теперь люди будут считать ее счастливой, потому что она стала земной матерью самого Бога Спасителя.

Каким же именем мы можем спастись? В Писании мы читаем:

8Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
11Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения;
12ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Деян. 4:8-12

А по поводу того, почему люди обожествляют Марию и поклоняются ей и святым, Вы можете так же прочитать по следующей ссылке: Не сотвори себе кумира, что это значит?

С уважением,

Виталий

4
Похожие вопросы
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Трудные тексты24 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Люцифер пал из-за того, что не захотел, чтобы Адам давал ему имя?

Отто Вендель в одном из разборов субботней школы сказал, что Люцифер пал из-за того, что не захотел, чтобы Адам давал ему имя, так как считал его более низшим существом. Приемлема ли подобная мысль? И как вообще относиться к Отто Венделю?

Спрашивает
Олег
Приветствую Вас, Брат Олег! Многие люди пытаются быть оригинальными, и высказывают вслух свое непроверенное мнение, подчас может и просто необдуманное. Вот и здесь представлена мысль, которая в принципе не совместима с тем, что повествует нам Библия. Почему? Есть несколько моментов, упомянутых в Би... Читать далее
1