Трудные тексты20 ноября 2023
Отвечает
Александра Ланц

Доброго вам времени суток, Сергей!

В связи с тем, что мой ответ будет базироваться на второй главе книги "Деяния святых апостолов", я, чтобы не перегружать текст ответа, не стану давать вам точные сноски на стихи, ведь вы сами сможете тщательно проверить мой ответ по Библии, просто открыв её на Деян.2.

На ваш вопрос можно ответить с двух точек зрения. С точки зрения того, что происходит с умершими после смерти, и с точки зрения того, почему Пётр вдруг обратил на это внимание тех, к кому направлял свою речь.

Относительно первого пункта, здесь всё достаточно прозрачно. Пётр ясно заявляет, что умерший Давид лежит в могиле, ни на какие небеса он не восходил ни до ни после событий на Голгофе. "он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня" (ст.29), "Давид не восшел на небеса" (ст.34). Проще говоря, Давид пребывает в шеоле, как и все остальные праведники и грешники.

Но вот, что интересно: иудеи, которые слушали речь Петра, совершенно не нуждались в том, чтобы он учил их о том, где пребывают умершие люди, потому что они из без Петра хорошо об этом знали, т.к. в отличие от современных христиан интересовались и Пятикнижием Моисеевым, и книгами пророков Божиих. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что Пётр, вспоминает Давида в связи с каким-то более важным событием, пытаясь донести до слушателей мысль, которую они до сих пор не понимали. И вот тут мы должны перейти ко второй точке зрения...

Давайте сначала вспомним ситуацию, внутри которой были произнесены заинтересовавшие вас слова. Прошло почти два месяца со дня странных для всего Израиля событий...

В течение трёх с половиной лет по земле Израиля ходил человек по имени Иисус. Он совершал небывалые чудеса (Ин.9:32, Матф.11:5), Он учил как власть имеющий (Мк.1:22) и никогда не ошибался в суждениях, как бы ни искали в Нём беззакония, найти не могли (Матф.26:59-60). По всем признакам Он и должен был быть пришедшим с Небес Мессией, т.е. Спасителем, Помазанником на царство над Израилем, Вечным Царём. Но!... Вместо того, чтобы принять царство над Израилем и свергнуть всех врагов Израиля, этот Иисус из Назарета оказался на кресте как самый последний разбойник! Его распяли!

Правоверные иудеи оказались перед страшной дилеммой.

С одной стороны, всё в Иисусе указывало на то, что Он был абсолютным Праведником, потому что только абсолютно чистый перед Богом человек мог исцелять и воскрешать, потому что в Нём, действительно, не нашлось ни одного отступления от когда-то данного в Синайской пустыне Закона. Воспитанные на писаниях Пятикнижия и Пророков, правоверные иудеи знали эти тексты:

25не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
Быт. 18:25
13Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.
Пс. 5:13
7ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.
Пс. 10:7
16Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
Пс. 33:16
39От Господа спасение праведникам, Он — защита их во время скорби;
40и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.
Пс. 36:39-40
21Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
Пс. 93:21-23
29Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
Прит. 15:29

И это только начало подборки Библейских текстов на тему о том, что Праведник всегда будет спасён от страшного, если, конечно, он настоящий праведник! Священные Писания учат о том, что Бог никогда не отдаст на смерть Праведника!

С другой стороны Иисус из Назарета не просто умер насильственной смертью, Он к тому же умер наиболее позорной с точки зрения Писания смертью, которая подразумевает, что на Нём было проклятие Небес!

22Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве,
23то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.
Втор. 21:22-23

Крест как раз и был тем самым деревом, о котором так многозначительно говорили Писания!

Видите ли вы эту страшную проблему для умов искренних верующих того времени? Человек, который по всем признакам был Праведником, какого мир никогда не видел, умер смертью проклятого (=отверженного) Небом человека! В Его смерти просматривалось явное свидетельство того, что Небо отвернулось от Него.

В течение тех двух месяцев после распятия Иисуса Израиль гудел спорами о Нём, о том, что произошло. И вот в один из наиважнейших иудейских праздников, когда в Иерусалим собрались иудеи, "люди набожные, из всякого народа под небом"  (Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне...) произошло событие, которого эта земля никогда не знала: на учеников Иисуса был излит обещанный им Святой Дух.  Сначала произошло небывалое смешение, потому что ученики неожиданно для всех и для себя, в частности, начали говорить на языках и наречиях тех людей, которые тогда присутствовали в Иерусалиме. О чём они говорили? О том, что немного позже скажет Пётр: «Иисус из Назарета, распятый на праздник Песах, и есть Праведник, Мессия, Агнец Божий, Который добровольно взял на Себя проклятие этого мира».

Но смятение не переставало, тогда Пётр возвысил свой голос и впервые после Голгофских событий начал открывать иудеям суть произошедшего:

...Вы сейчас присутствуете при совершении чуда, когда Бог начал изливать Духа Святого на Своих детей. Почему Он это делает? Потому что Он исполнил Своё обещание и дал человечеству имя, которым каждому из нас можно будет спастись. Какое это имя? – Иисус из Назарета.  Помните ли вы эти слова Давида: «ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим»?  Так вот Давид говорил не о себе, а об этом Иисусе из Назарета!

Почему я, Пётр, так уверен в том, что Давид говорил не о себе? Потому что «он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня», т.е. его тело (останки), если хотите, можете увидеть. А тела Иисуса вы не увидите. Потому что этот человек воскрес. А почему Он смог воскреснуть? По одной простой причине: потому что в Нём Самом никогда не было никакого беззакония, Он умер смертью проклятого не за Себя, а за всех нас, а Сам-то Он всегда был кристально чист, вот почему «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его». Смерть не могла удержать Иисуса в могиле, потому что Он действительно был Праведником!  Вы наложили на Него узы смерти, а Он воскрес!  И мы, - говорит Пётр, - свидетели этого поразительного события. Мы видели воскресшего Иисуса!

А помните ли вы, что ещё предсказал Давид? Он сказал, что Господь будет сидеть рядом с Господом доколе враги не будут положены к ногам Его. Это ведь Давил не о себе говорил, потому что «Давид не восшел на небеса», Давид сейчас почивает в могиле, но на небеса восшёл Иисус! И мы – тому свидетели! А теперь и вы – свидетели тому действию, которое совершил Иисус, войдя на Небеса. Вы видите, как Святой Дух был излит на всех, кто собрался в Иерусалиме ради имени Иисуса.

Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Деян. 2:36

Вот об этом и была речь Петра: могила Иисуса, в отличие ото всех остальных могил, пуста! Это доказывает, что Иисус был Праведником, Который никогда и ни в чём не согрешил.

С уважением,

Саша.

2
Похожие вопросы
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты26 марта 2024
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Трудные тексты25 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Трудные тексты24 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Объясните, пожалуйста, десятую заповедь.

Что это значит? Ни раба его, ни рабыни его? Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его ничего, что у ближнего твоего.  Объясните, пожалуйста, как это так?

Спрашивает
Артём
Здравствовать вам в Истине Божией, Артём! Вы спрашиваете о десятой заповеди Закона, который Сам Бог Собственным перстом записал на каменных скрижалях (Исх.31:18). Эта заповедь бьёт в корень всех грехов. Если этот горький корень будет удалён из человека, то человек перестанет грешить. Почему человек может пожелать иметь такой же дом, как у его соседа? Или такую же жену, как у кого-то, или даже саму эту жену и тот самый дом? Почему человек может возгореться ж... Читать далее
1