Отвечает
Александра Ланц
Почему встреча Иисуса с братьями Андреем и Петром описана по-разному в разных Евангелиях?

Почему в Ин.1:35-42 написан один вариант, а Матф.4:18-20 встреча описана иначе?

Спрашивает
Екатерина

Мир вам, Екатерина!

Евангельские повествования о призвании учеников открывают нам много важных истин. Одна из них такова: признать Иисуса Спасителем - это только начало пути спасения, продолжение же в том, чтобы пойти за Ним, как за Господином, Которому позволено распоряжаться вашей жизнью. Как правило между первым и вторым всегда проходит некоторое время.

Библия не рассказывает нам все до мельчайших подробностей, поэтому исследователи Библии, сталкиваясь, например, с Матф.4:18-19 и Марк.1:16-17 удивляются тому, как действует Иисус. Ведь если знать только эти отрывки, кажется, что у Андрея и Симона, как впрочем, у Иоанна и Иакова не было никакого выбора, как только подчиниться голосу Иисуса. Вот, мол, они его видеть не видели, знать не знали, но Он подошел к ним, и все эти люди тут же все бросили и стали Его последователями. Только скурпулезное изучение произошедших событий по всем четырем Евангелиям открывает нам совсем другую картину. Давайте попробуем увидеть ее?

Евангелие от Иоанна не рассказывает нам ни о крещении Иисуса, ни о Его испытании в пустыне, но сразу переходит к повествованию о том, как некоторые ученики Крестителя стали переходить к Иисусу.  Так вот родные братья Андрей и Симон, а так же родные братья Иоанн и Иаков были среди учеников Крестителя. Они несколько раз слышали от Крестителя свидетельство о том, что Иисус, пришедший их Назарета, и есть Спаситель, которого ожидали иудеи. Поэтому однажды Андрей и Иоанн решились поговорить с Иисусом. Они буквально увязались за Ним. Результатом было то, что каждый позвал к этому общению своего родного брата.  И все они вчетвером признали в Иисусе обещанного Спасителя. Но из уст Иисуса еще не прозвучал призыв к тому, чтобы оставить все и пойти за Ним. Хотя уже тогда в первую же встречу с Симоном Иисус сказал, что его начнут называть Петром.

Давайте прочитаем обо всем об этом в Евангелии:

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня».
...
35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: «учитель», — где живешь?
39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос».
42и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр).
Ин. 1:29-30,35-42

Складывая картину произошедшего из деталей всех четырех Евангелий, мы видим, что через какой-то небольшой отрезок времени Иисус совершил чудо на свадьбе в Канне Галилейской.  Братья Андрей и Симон, Иаонн и Иаков, наверняка, тоже видели это чудо, но Иисус все еще не призывал их оставить всё и последовать за Ним.

Призыв к этим четверым прозвучал только после нескольких публичных проповедей и исцелений, которые совершил Иисус, после исцеления тещи Петра и чуда, совершенного для рыбаков. Благодаря всему этому Петр начал понимать, КЕМ именно был Иисус, и смог откликнуться на Его призыв  так, что оставил другим и самый богатый улов, который когда-либо был в его жизни, и сети, и лодку... Об этом читаем у Луки в главах 4 и 5. И вот при каких обстоятельствах прозвучал тот самых призыв Иисуса:

1Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
Лк. 5:1-11

Судя по тому, как складывались события, Иисус дал этим четверым достаточно времени и удостоверений о Себе Самом, прежде чем призвал их не просто веровать в то, что Он - Спаситель мира, но и следовать за Ним, оставив всё.

Евангелисты же Матфей и Марк кратко говорят не о моменте уверования тех четверых, как это рассказал евангелист Иоанн, а о том, что спустя некоторое время, они приняли призыв Иисуса стать такими, как Он. Они тогда уже были знакомы и проводили время в общении с Ним, но все еще продолжали вести обычный свой образ жизни.

17С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы;
19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним.
21 Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их.
22И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним.
Мф. 4:17-22
16Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
Мк. 1:16-20

Эти Евангелия дополняют картину деталью о том, что первыми откликнулись на призыв Иисуса Андрей и Симон, а немного позже Иаков и Иоанн.

С уважением,

Саша

1
Похожие вопросы
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты8 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3