Мир вам, Олег!

Слово  «клятва» - одно их самых сильных, потому что подразумевает абсолютную и безоговорочную верность данному слову. Когда мы читаем Библию, обнаруживаем, что клятвенные обещания были довольно-таки распространены. Это и не удивительно, потому что ведь в те времена не было ни нотариусов, ни адвокатов, люди во многом должны были верить друг другу на слово. Как убедить какого-то человека в том, что вы исполните свое обещание? Покляться. А как убедить так, чтобы у него не осталось и тени сомнения? Поклясться самым дорогим, что у тебя есть, не так ли? «Клянусь своими детьми», «Клянусь своим здоровьем и благополучием» - не каждый с легкостью даст такую клятву, особенно, если намеревается ее нарушить.

Однако, что самое дорогое для любого верующего человека, как не имя его БОГА? Народы, жившие вокруг израильтян, клялись именами своих богов. И это считалось самой страшной клятвой. Когда Вседержитель вывел детей Иакова из египетского рабства, Он начал переориентировать их сознание с имен чужих божков на Свое имя, помогая им понять, что только Он является Всесильным и Истинным Богом. И Он объяснял им эту истину на языке, который они в то время могли хорошо понять. Вот 2 основных отрывка на эту тему:

13Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись.
...
15ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
Втор. 6:13,15
20Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись:
21Он хвала твоя и Он Бог твой, Который сделал с тобою те великие и страшные дела, какие видели глаза твои;
22в семидесяти душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звезды небесные.
Втор. 10:20-22

Перечитайте их еще раз, обращая внимание на то, что слова о «именем клянись» стоят в ряду других важных повелений:

  • Бога бойся

  • Богу служи

  • к Богу прилепись

  • Его именем клянись

С первого прочтения может показаться, что Бог здесь учит людей клясться Его именем, но ведь на самом деле Он учит их совсем другому. Общая тема этих повелений такова: поставь Меня на первое место и все, что делаешь, делай, зная, что именно Я твой Господин, и никто другой. Отлепись от чужих имен и прилепись к Моему имени. Если уж тебе необходимо покляться кому-то в чем-то, то не используй имена других богов, Я тебе разрешаю использовать Мое имя.  Именно «разрешаю»! Чтобы закрепить это знание, эту заповедь, Господь позже устами Иисуса Навина скажет:

7Не сообщайтесь с сими народами, которые остались между вами, не воспоминайте имени богов их, не клянитесь ими и не служите им и не поклоняйтесь им,
Нав. 23:7
7Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц.
Иер. 5:7

Видите ту же самую формулировку? "не поклоняйся, не служи, не клянись" – т.е. не считай их главными в своей жизни, вообще не считай их за богов.

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
Евр. 6:16

Вседержитель учил Свой народ, что Он и есть «высший», и другого, как Он нет. Поэтому если они хотят покляться чем-то «высшим», то нет ничего выше Его имени.

Божьи люди употребляли Его имя для того, чтобы давать клятвы, и Господь не возражал против этого. Вот например, Авраам, потребовал такой клятвы от своего слуги:

3и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
Быт. 24:3

Или вот Саул взял подобную клятву с Давида:

22Итак поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего.
1Цар. 24:22

Даже язычница Раав, понявшая, насколько важен Бог для израильтян, взяла с соглядатаев такую же клятву:

12итак поклянитесь мне Господом что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак,
Нав. 2:12

Господь не возражал против клятв, данных при упоминании Его имени, только до тех пор, пока Его люди не начинали клясться во лжи, т.е. не просто не исполняли клятву, но уже с самого начала знали, что не исполнят.

Вседержитель всегда учил Своих людей тому, что если уж они произнесли какую-то клятву, они обязаны ее исполнить. Нарушение клятвенного обещания стоит в одном ряду с такими грехами, как блуд, гомосексуализм, скотоложество, убийство (1Тим.1:10), и наказание за него суровое:

3Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне.
4Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.
Зах. 5:3-4

Поэтому закон предписывает:

12Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
Лев. 19:12
3если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.
Числ. 30:3

Обратите особое внимание на то, что здесь нет формулировки типа «если кто поклянется именем Господа», но просто сказано «если кто поклянется», потому что для Бога не важно, употреблялось ли при этом Его имя, для Него важно, что клятва вообще прозвучала, а значит, человек, носящий Его имя, должен ее исполнить.

Легко ли исполнить клятву? Для того чтобы человек мог это сделать, необходимо обладать двумя главными качествами:

  1. верность собственному слову;

  2. способность контролировать ситуацию.

Например, если я, умея водить автомобиль, поклянусь кому-нибудь, что никогда в жизни не сяду за руль автомобиля, я могу демонстрировать верность, но могу ли контролировать ситуацию? Ведь если обстоятельства сложатся так, что только я смогу быть человеком, которой доставит умирающего ребенка в больницу на какой-то машине, то я окажусь в неприятной ситуации: нарушить свою клятву и автоматически нарушить понятие верности, или позволить ребенку умереть.  В Библии записано несколько историй о том, как из-за необдуманной клятвы произошло страшное, прочитайте, например, одну из них в Мар.6:22-27.  

Когда Иисус начал Свое служение, среди учителей народа Божьего было много споров о том, как, чем  и когда клясться, но не было ясного понимания, что клятвы – это серьезнейшее обязательство, которое человек накладывает на себя, и что Бог никогда не повелевал клясться его именем, но просто позволил это делать, если есть такая необходимость. Поэтому Иисус, выправляя то, что было искажено и затемнено, пояснил смысл данного в Торе повеления о клятвах:

33Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Мф. 5:33

И это правильно, и так должно быть. Иисус здесь не отменяет заповедь, но Он милостиво помогает людям увидеть, что лучше бы им, вообще, не произносить никаких клятв...

34А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Мф. 5:34-36

Видите причину? Потому что ты не можешь знать, что с тобой будет завтра! Не будь самонадеянным, когда налагаешь на себя серьезные обязательства! Ведь сказано же, что если не исполнишь, то попадешь под осуждение  (Иак.5:12)

С уважением,

Саша.

4
Похожие вопросы
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3