Трудные тексты15 октября 2023
Отвечает
Александра Ланц
Позволяет ли Бог приносить в жертву детей?

В Библии в Ветхом завете написано, что евреи приносили в жертву своих детей богам, а Бог сказал, что Ему это и на ум не приходило. Как же не приходило на ум, если Авраму сказал принести в жертву сына, ради проверки и сам Бог принес Своего Сына в жертву, пусть даже ради людей?

Спрашивает
Жанна

Доброго вам времени суток, Жанна!

Отношение Вседержителя к детям всегда было и остается одинаковым. Вот 2 текста, которые, на мой взгляд, наиболее ярко отражают его:

3Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
Пс. 126:3

Каждый появившийся на свет ребенок дан Богом для того, чтобы стать наследием и наградой для родителей.  К сожалению, далеко не все родители принимают этот дар Бога таким образом.

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
6а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
Мф. 18:2-6

И хотя здесь  в одном небольшом примере несколько уроков, один из них виден очевиден, не так ли? К детям у Творца особое отношение уже просто потому, что они беззащитны и в этом мире, пока не вырастут, полностью зависимы от взрослых.

К сожалению, еврейский народ на протяжение всей своей истории часто отворачивался от Вседержителя и впадал в идолопоклонство, которое несло с собой много гадкого, в том числе принесение малолетних детей в жертву.  Когда это начинало происходить в Божьем народе, Богу, чтобы столкнуть их с пути саморазрушения, приходилось наказывать их тяжелыми ударами. Но прежде Он посылал к ним Своих пророков, которые говорили так:

3Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы!
4Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи,
5разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?
Ис. 57:3-5
35Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду.
Иер. 32:35
38Еще вот что они делали Мне: оскверняли святилище Мое в тот же день, и нарушали субботы Мои;
39потому что, когда они заколали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернять его: вот как поступали они в доме Моем!
Иез. 23:38-39

Я хочу обратить ваше особое внимание на то, что здесь речь идет о безумии израильского народа, который приносил своих малолетних детей в жертву другим богам. Для людей, читающих Библию, - это не секрет.

Записаны ли в Библии истории о том, что в жертву были принесены дети по повелению Вседержителя?

Ни у кого нет сомнений в том, что именно Вседержитель повелел Аврааму принести Исаака в жертву. Но многие ли отдают себе отчет в том, что Исаак на тот момент уже не был ребенком? Он был достаточно взрослым, чтобы иметь возможность нести на своей спине связку дров для жертвоприношения.  А это ведь не три полешка. Да, он был ребенком Авраама, но не был ни младенцем, ни подростком, полностью зависящим от своего отца. Поэтому в том, что происходило на горе Мориа, перед Богом принимал решение не только Авраам, но и его взрослый сын Исаак.  Уже по этой причине мы не имеем право сравнивать эту историю с тем, что творил израильский народ, закалывая собственных малолетних детей перед своими идолами.

Однако главное даже не в этом.  Для понимания того, что произошло на горе Мориа, надо внимательно прочитать всю историю, и я здесь говорю не о двадцать второй главе книги "Бытие", а обо всем, что происходило до этого.

... Аврам был уже достаточно долго женат на Саре, чтобы понять, что его жена бесплодна, и что наследника  ему не дождаться.  Приговор бездетности тяжел и сейчас, а в те времена это было почти невыносимо.  И вот тут Бог обращается к Авраму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ»(Быт.12:1-2). Как? Бог обещает ему наследника? После всех этих мучительных лет бесплодия у него будет сын? И Аврам поднимается с места... начинается странствие по Ханаану...  10 лет по чужой земле, с одного места на другое в ожидании и надежде на то, что Бог исполнит обещанное.  И все же... хотя Бог, говорит с ним, поддерживает в нем надежду, верить становиться все сложнее. И однажды Саре приходит мысль о том, что надо помочь Богу.

2И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
Быт. 16:2

Ребенок родился, но Бог на 13 лет замолчал, а когда начал говорить, сказал, что обещанный сын у Авраама будет именно от Сары. Бог Сам дал имя этому еще не рожденному сыну - Исаак (Быт.17:19) Через девять месяцев он родился.

Почему так важно знать всю эту историю и знать, что обещанный сын родился через 23 года тяжелого ожидания? Почему важно знать, что Бог 4 раза обещал Аврааму не просто Исаака, но и то, что именно через него в мир придет благословение и через него у Авраама будет бесчисленное количество потомков: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Быт.15:5)? Почему так важно это знать, когда мы открываем Быт.22 и читаем:

2Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Быт. 22:2

О чем было это повеление Вседержителя? О человеческом жертвоприношении? Нет. Оно было о доверии слову Бога. Слово Бога 4 раза сказало, что Исаак будет началом бесчисленного народа – потомков Авраама. Исполнит ли Бог Свое слово? Но как исполнит, если Он же прямо сейчас повелевает Аврааму убить того, через которого и должно быть  исполнено Слово?

Три дня пути к горе Мориа, наверняка, были заполнены для  Авраама жалостью к сыну и себе, борьбой с Богом и попытками понять, как Вседержитель сможет исполнить обещанное и останется ли Вседержитель верен Своему слову. Как вы думаете, к какому выводу пришел патриарх?

Пятый стих ясно показывает нам этот вывод. Оставляя слуг у подножия горы, Авраам уверенно говорит им:

5И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
Быт. 22:5

За эти три дня пути патриарх уверовал в воскресение мертвых! Уверовал в то, что, даже умерший, Исаак, чье тело разделано и сожжено так, как должна была быть разделана жертва всесожжения, может быть воскрешен Вседержителем.  

Об этом в новозаветных писаниях говорит апостол Павел:

17Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя».
19Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Евр. 11:17-19

Хотел ли Авраам смерти Исаака? Нет. Хотел ли Исаак умирать? Нет. Но они оба сделали выбор верить слову Бога, обещавшего, что именно от Исаака произойдет народ, который будет многочисленен как песок морской (Быт.13:16)

Когда Иисус взошел на крест, это было обоюдное согласие и Отца, и Сына. Иисус был самостоятельным взрослым человеком, принимавшем Свои собственные решения, и Он имел все права и всю силу для того, чтобы отказаться.  Иисус сознательно и по Собственному выбору принял смерть от рук бунтующего против Бога человечества. Он не раз говорил об этом Своим ученикам:

11Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Мф. 18:11
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
Лк. 9:56
47И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.
Ин. 12:47

Вы видите, что это говорит не младенец и не подросток, которого сейчас без пощады бросят на растерзание толпы? Это уверенность того, кто знает себя, свою миссию, и знает, что такое ответственность за свои поступки. Это не Его бросают в смерть, а Он Сам отдает Свою жизнь (Ин.10:18). Это не кто-то более сильный внушил Ему мысль о необходимости умереть, а Он Сам знает, что Он Спаситель человечества (Ин.10:28).  К сожалению, частенько когда христиане думают об Иисусе, им кажется, что Он был безвольной жертвой происходившего, тогда как в действительности, Он обладал бесконечной силой, способной остановить не только толпу, распинавшую Его, но и всю вселенную со всеми ее звездами. Остановить, свернуть и сделать так, как будто ее никогда и не было.  На крест всходил Тот, Кто сотворил небо и землю и каждый микроэлемент, существующий во вселенной. Он не был бессильным. Он Сам решал – стать ли Ему жертвой за всех нас.

Почему тогда Библия говорит, что Отец отдал Своего Сына? Потому что Отцу тоже надо было принять Свое решение. Попробуйте представить, что должен чувствовать Всесильный Отец, наблюдая за тем, как безумствующая в своих мерзостях толпа распинает Его Единородного?  Сын принял решение отдать Свою жизнь. Отец принял решение позволить Сыну это сделать.  Хотя имел полное право и всю силу, чтобы за секунду свернуть нашу галактику  в одну точку и положить конец  унижению.  Но как Сын решил отдать Себя и идти до конца, так и Отец решил отдать Сына, позволив Ему идти до конца.

С уважением,

Саша.

1
Похожие вопросы
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3