Трудные тексты18 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Гневается ли Бог?

Обладает ли Господь таким качеством характера как гнев? Книга 2Цар. 24:1, книга 1Пар. 21:1.  Я уже читал следующий ответ. Из ответа я сделал вывод: автор хотел сказать что Бог гневаться не может, а в каждом месте Писания где говорится о негативе от Бога, речь идет о сатане. Помогите разобраться.

Спрашивает
Михаил

Доброго вам времени суток, Михаил!

Давайте разбираться.... Представим, что вы, человек из века науки, хорошо образованный, много знающий, оказались среди людей, которые живут где-то в джунглях, носят набедренные повязки и разговаривают на очень бедном плохоразвитом языке. И вот вам надо умудриться как-то рассказать им о мире, в котором вы живёте. Как это сделать?

Сначала, конечно же, вы изучите их язык, потому что они пока не заинтересованы в понимании вашего языка, тем более, что в вашем лексиконе есть огромное количество слов, значение которых они сейчас вообще не способны понять. Итак... вы перенимаете их весьма бедный язык и уже на этой основе начинаете строить свои объяснения об устройстве вашего мира. Как вы объясните им, что такое «компьютер» или хотя бы «самолёт»? Они живут в джунглях и даже представить себе не в состоянии, что какая-то «что-то» (в их лексиконе нет даже слова «машина») может возить в себе по небу 10, 20, 700 человек.

Конечно, после многих стараний вы найдёте самые подходящие слова, но всё равно, образ, сформировавшийся в их голове, будет сильно отличаться от того, что вы вообще-то хотели сказать, и будет основан не на ваших знаниях, а на том, как их собственный язык смог это выразить.

Так вот это именно та проблема, которая возникает перед нами, когда мы берём в руки Библию.

Мы перед  Богом — те самые из джунглей. Бог пытается объяснить нам Самого Себя... но не на Своём бесконечно прекрасном и многогранном языке, а на нашем очень бедном, ограниченном наречии. Он не ждёт от нас, чтобы мы все сели за парты и начали бы учить Его язык, Он снисходит к нам туда, где мы, рассказывает нам о Себе в тех словах, которые мы можем сейчас понять.

Библия говорит нам о том, что Бог гневается. Это правда. И для человека, который, хотя пока и не знает Божьего наречия, но выбрал доверять Богу, правда о гневе Бога звучит совершенно нормально и успокаивающе.

Во-первых, она помогает ему держать под контролем свои похоти, ведь понятное дело, что Бог гневается на грех (Кол.3:5-6).

Во-вторых, она позволяет ему успокаиваться в знании о том, что Бог не оставит без наказания всё плохое, что когда-то было сделало по отношению к нему. Даже если сейчас Бог по какой-то причине медлит с наказанием по отношению к насильникам, убийцам и пр, то я, зная про гнев Божий, могу спокойно продолжать жить, отдав все свои обиды в Его руки (Рим.12:19).

Наши с вами проблемы в понимании того, что обозначено словами «гнев Бога» начинаются тогда, когда мы пытаемся рассмотреть их, понять их, прочувствовать их, сравнивая с тем, что в нашем лексиконе обозначено как «гнев человека».

Кто из нас никогда не гневался? Что мы при этом испытываем? Кровь приливает к голове, давление повышается, происходит выброс адреналина, в глазах - тьма, хочется крушить, рвать, метать, уничтожать. В этом состоянии можно кого-то покалечить или даже убить. И вот когда мы приравниваем это хорошо знакомое нам состояние к тому, что обозначено как «гнев Бога», нам становиться не по себе.   Неужели Бог такой же? И счастлив тот человек, который понимает, что Бог — другой, что не надо сравнивать Его с собой и думать, что Он чувствует и ведёт себя так же, как и падший человек.

Библия однозначно осуждает любые проявления человеческого гнева и призывет к тому, чтобы мы силою Христа, преодолевали их, побеждая. Я сейчас процитирую для вас некоторые её стихи и прошу вас обратить особое внимание не то, в ряду каких слов стоит слово «гнев».

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Гал. 5:19-21
8А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
Кол. 3:8
8Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
1Тим. 2:8
7Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
Тит. 1:7

Думаю, что вы увидели, что человеческий гнев всегда сопровождается злобой, сквернословием, распрей, бесчинством, сомнениями.... А всё это даже рядом не стояло с именем Бога. Просто Бог, когда пытается объяснить нам Себя, использует наш несовершенный язык.

Каков же гнев Бога? Совсем другой. В нём нет эмоции злобы, нет попыток крушить направо и налево. Его гнев праведен, т. е. творит правду и восстанавливает справедливость, когда каждый получает то, о чём просил и чего искал, когда поступал так или иначе:

6Который воздаст каждому по делам его:
7тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную;
8а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев.
9Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
10Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11Ибо нет лицеприятия у Бога.
Рим. 2:6-11

В новозаветных книгах есть стих, который очень хорошо показывает, что испытывает Бог, когда гневается на людей:

И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
Мк. 3:5

Понимаете?  В основе гнева Вседержителя — скорбь о погибающих. Не просто печаль, а глубокая, разрывающая сердце скорбь!

Вот и получается, что Бог, действительно, не может гневаться КАК ЧЕЛОВЕК. Бог гневается, как Вседержитель. Судя по тому, что я сейчас вижу в Библии, это происходит так: Бог, после многочисленных предупреждений (!), убирает с человека или народа Свою защищающую руку,  а это означает, что сатана может приблизиться и заняться своим делом, и люди будут пожинать плоды своих действий, которые они совершают в его компании. 

С уважением,

Саша.

2
Похожие вопросы
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Мир Вам, брат Александр! Вот интересующий нас отрывок:Какое-то рациональное объяснение удвоению срока очищения несомненно есть, однако в Библии отсутствует прямое объяснение этому. Возможно мы не знаем каких-то культурных особенностей или обычаев того времени, которые уже не существуют или их смысл утерян. Существует много толкований этого отрывка, но... Читать далее
2