Трудные тексты14 января 2023
Отвечает
Александра Ланц
Что означает слово пята?

Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Пс.40:10   Не о всех вас говорю Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Ин.13:18.

Поясните,  пожалуйста, что  означало  в  контексте  того  исторического времени  поднять  на  кого-то  пяту? И  что  означала пята: действительную  пяту  или  что-либо  другое? Да  благословит  Вас  Господь в  Вашем  труде

Спрашивает
Александр

Мир сердцу вашему, Александр!

Слово «пята» - это устаревший вариант слова «пятка».  Таким образом, оба текста звучат так:

Пс.40:10 Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пятку.

Иоан.13:18 Не о всех вас говорю Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пятку свою. 

Давайте попробуем понять, почему употреблено именно это слово, почему перед нами именно этот образ. В какой ситуации возможно поднять на человека пятку? Только тогда, когда человек беспомощно находится намного ниже тебя, не так ли? 

Эту мысль подтверждает контекст псалма, из которого Иисус цитирует:

Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: "слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более".  Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пятку.

Чтобы понять суть сказанного, надо очень хорошо понимать суть служения Иисуса. Она выражена в Мар.10:45 «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить...»  Каково положение слуги, особенно когда он омывает грязные ноги людей (Ин.13:5)?  Он согбён, он беззащитен, он у ног тех, кому служит. Если кому-то придёт в голову толкнуть его своей ногой, то раб легко упадёт, потому что очень неудобно удерживать равновесие, когда моешь чьи-то ноги.

Три с половиной года Иисуса гнали Его враги, на него поднимали руку с камнями, Его пытались схватить, чтобы сбросить со скалы, Его пытались загнать в угол каверзными вопросами, Ему не верили, Его ненавидели и Его боялись, Его обвиняли в том, что Он водим духом сатаны. И только 12 человек, которые постоянно ходили с Ним, были Его ближайшими друзьями, Его семьёй. Ради спасения этих 12-и и ради спасения каждого человека, Образ Божий, Слава Небес – Христос, унизил Себя настолько, что принял на себя образ раба, стал таким же, как и мы, существом беззащитным пред лицом этого страшного мира, и спустился к нам во тьму и грязь того, что у нас тут происходит, чтобы омыть людей с головы до ног от этих грязи и тьмы, а потом вынуть их из трясины смерти туда, где они смогут жить свободно и счастливо, жить вечно (Флп.2:6-8; Ин.10:10).

Вся жизнь Иисуса прошла в абсолютном отвержении Себя, в постоянном служении людям, Он стал нашим рабом, омывающим наши ноги и сердца, и поэтому, как человек, он всегда был абсолютно беззащитен перед нами, людьми. Любой, кто хотел, мог толкнуть Его и поставить на Него свою пяту, как на побеждённого. Многие думали: нищий, не проявляющий никакой политической силы, призывающий любить врагов... разве может Иисус быть истинным Царём Израиля?  Его ученики не были исключением, в их головах тоже бродили такие мысли, но привлечённые удивительной силой Его добра, они ходили с Ним, желали быть с Ним и всё больше любили Его.  Кроме одного.

Сердце одного ученика, хотя и испытывало на себе всю силу любви и добра Иисуса, так и не решилось открыться этой силе, так и осталось каменным. Да, этот ученик был частью Его семьи, день за днём он видел беззаветную и самоотверженную любовь Спасителя к людям, но он закрылся от воздействия этой любви, не позволил ей изменить его, его мысли всегда сосредотачивались на земном господстве, он сам желал господствовать, поэтому то, как жил и действовал Иисус всегда было для него чем-то странным: «Такая сила! И нищий!» Это не укладывалось в его каменном сердце. 

И вот настал час, когда Иисус должен был полностью перейти в руки человечества, когда Сам Отец должен был оставить его один на один с человечеством, сняв с Него Свою защиту. Иисус, сияние славы Небес, позволил Себе стать нашим рабом, лежащим у наших ног... презренным и униженным, которого ни во что не ставили, от которого люди отвращали свои лица (Ис.53). И в этом унижении, в этом «топтании» человечества по собственному Творцу, был даже тот, кто когда-то считался Его близким другом, Его учеником, частью Его семьи, кто несколько лет делил с Ним все Его скудные трапезы, и выглядел человеком мирным, не способным на предательство... но и он поднял на Иисуса свою пятку, дополнив чашу Его унижений и боли.

С уважением,

Саша.

2
Похожие вопросы
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3