Трудные тексты19 февраля 2024
Отвечает
Александра Ланц

Мир вам, Татьяна!

Ваш вопрос не совсем понятен. Если бы вы дали сноску на библейский стих, о котором вы говорите, была бы возможность разобраться, что вы имеете ввиду.  Вполне возможно, вы переиначили 2Кор.3:6, где сказано:

Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
2Кор. 3:6

Как видите, здесь идёт речь не о словах, а о том, что попытки служить Богу по букве закона, т.е. просто автоматически выполняя все предписания, даже не понимая их смысла, такие попытки всегда будут приводить служителей в состояние духовного омертвения. Но если верующие начнут искать водительства Того, Кто преподал человечеству Закон, и у Него испрашивать правильного объяснения Закона и жить под Его руководством, тогда они будут живыми, оживотворёнными служителями Господа.

Однако в Библии есть и то, что говорит о словах, которые могут убивать или вести к жизни, но сказано таким образом:

20От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
21Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Прит. 18:20-21

Думаю, мы с вами даже и не представляем всю глубину спасительной для нас мудрости, которая заключена в этих нескольких словах.

Ради чего мы кушаем физическую пищу: хлеб, каши, фрукты, овощи? Ради того, чтобы расти (дети не могут хорошо расти, если не кушают хорошо), развиваться, поддерживать определённый уровень энергии в теле, снабжать тело витаминами, минералами, микроэлементами.

Что такое плод уст человека (произведение уст его)? Слова, произнесённые мысли, высказанные чувства, выраженные интонации.

Таким образом, притча утверждает, что у человека есть ещё один источник питания, который тоже питает внутренность человека. Т.е. те слова, эмоции, мысли, интонации, которым человек даёт выход из своих уст, каким-то образом становятся источником питания для самого этого человека.

Прямо перед нашими глазами прорисовывается первый, самый заметный пласт смысла. Если человек постоянно высказывает ложные мысли, грубые слова, отрицательные эмоции, если он(она) не сдержан и бросается в словесные драки, не взирая на лица и обстоятельства, то как вы думаете, будет ли счастлив такой человек и не окажется ли он в таких ситуациях, когда более сильный, применив силу, просто заставит его(её) замолчать навеки или хотя бы на время?

Кого и когда могли убедить грубые слова и интонации ненависти? Может, только таких же грубых и ненавидящих людей, потому что оскорбительное слово всегда возбуждает ярость (Прит.15:1). Искренне не советую вам проверять эту истину на практике... если, конечно, не хотите потерять друзей, родных, работу и пр. Лучше проверьте на практике эту истину:

1Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
...
4Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
Прит. 15:1,4

Заметьте, что здесь речь идёт именно о кротком ответе, а не о попытках компромисса с тем, кто неправ. Потому что другие притчи ясно утверждают невозможность компромисса с ложью.

22Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
Прит. 12:22

Значит дело не в том, что человек будет лукавить своим языком, чтобы сохранить мир, а в том, какие слова и в каком тоне он(она) будет подбирать, чтобы сказать правду. Давайте подумаем о том, когда вашу правду всё же выслушают до конца и, возможно, примут к сведению: когда она высказана грубо и напористо или когда она облачена в кроткие слова искренней любви и заботы?

Таким образом, мы видим первый смысл притчи, которую рассматриваем: «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его». Твой язык (то, что и как ты произносишь) либо помогает тебе возрастать в добре и уважении окружающих людей, либо становится твоим препятствием на пути к миру, любви и справедливости, таким препятствием, которое может даже сократить дни твоей жизни.

Пойдём дальше, повнимательнее присмотревшись ко второй части притчи? "Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его".

Проникнуть в более глубокие слои смысла этой мудрости нам помогут другие притчи:

11Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
Прит. 11:11

Праведный человек – это такой человек, который способен всегда поступать правильно, поэтому можем поручиться за то, что из его(её) уст всегда проистекают правильные слова, которые будут направляющим к добру благословением для окружающих людей...

11Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
...
21Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
...
31Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
Прит. 10:11,21,31

Какими будут главные плоды человека, который праведен, а следовательно, мудр в своих речах и интонациях? -- Спасение от греха для тех, к кому он(она) говорит! Когда в устах служителей Бога находится закон истины, и когда неправда не обретается на языке их, тогда они в мире и правде ходят перед Богом и многих отвращают от греха (Мал.2:6).

А нечестивый язык тех, кто не знает Закона Бога, язык, произносящий глупости и ложь, даже если и произносит это с пафосом и золотым налётом мудрости, даже если имеет регалии и стоит высоко над людьми, такой язык только губит:

26Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Прит. 12:26
2Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.
...
16При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их.
Прит. 29:2,16

Поэтому получается, что жизнь и смерть других людей, которые будут тебя слушать, тоже может оказаться во власти твоего языка. Посему бойся, чтобы твой язык не произносил неверных мыслей, лучше уж молчать, чем научить кого-то лжи о Боге и лжи о путях спасения.

15Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Мф. 23:15

Сделаем ещё один шаг на пути понимания притчи, которую мы рассматриваем?

20От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
21Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Прит. 18:20-21

Это будет самый сложный шаг, потому что мало кто понимает, что слова, которые мы произносим, оказывают влияние не только на тех, кто нас слушает, но и на нас самих.

Человек, облекающий в слова заранее неверные мысли, обязательно начнёт верить в то, что они правильные. Вот почему сказано:

7Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его.
Прит. 18:7

Брат Сивен Уоллис назвал то, о чём мы сейчас говорим, законом взаимного влияния. Чем больше глупостей на языке, тем больше их в голове. И так по возрастающей.

Высказанная глупая или ложная мысль тут же укрепляется в голове говорящего и если продолжать её высказывать снова и снова, она будет казаться вам уже не тьмой, а светом. Высказанная отрицательная эмоция сразу же получает ещё большую поддержку в голове. Вы когда-нибудь анализировали, как нарастает, например, скандал. Высказанное негативное слово заставляет вас высказать следующее негативное слово и дальше идёт по нарастающей, пока вся грязь не окажется вылитой наружу. Потому сказано:

3Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Прит. 13:3

Потому Давид молит Своего Бога:

3Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
Пс. 140:3

Вот и получается, что от того плода, который производят уста говорящего, его же чрево наполняется. Если уста человека произносят грязные, лживые, легкомысленные и т.д. слова, то жизнь этого человека наполняется грязью, ложью, легкомыслием и т.д. При этом данное «наполнение» заставляет человека произносить всё больше именно таких слов, а произнесённые слова подпитывают его чрево... Вот и рассудите, если чрево человека за счёт его же языка постоянно наполняется грязью и глупостью и беззаконием, то не во власти ли нашего собственного языка наша навечная погибель? "Смерть и жизнь - во власти языка"

Можно сделать ещё несколько шагов в постижении правды о том, насколько важно умение владеть собственным языком, но я уверена, что если вы позволили Христу поставить вас на путь спасения от греха и смерти, то однажды Он обязательно покажет вам и остальные сокровища этой удивительно мудрой притчи:

"От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его".

С уважением,

Саша.

1
Похожие вопросы
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3
Мир Вам, брат Александр! Вот интересующий нас отрывок:Какое-то рациональное объяснение удвоению срока очищения несомненно есть, однако в Библии отсутствует прямое объяснение этому. Возможно мы не знаем каких-то культурных особенностей или обычаев того времени, которые уже не существуют или их смысл утерян. Существует много толкований этого отрывка, но... Читать далее
2