Трудные тексты18 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Утешает ли Бог страдающих?

Пс.87:16-18 «Я несчастен и истаиваю с юности несу ужасы Твои и изнемогаю,  всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе».

Матф.11:28  «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» и еще много подобных этому стиху где Господь обещает в В.З. тоже помощь приходящему к Нему.

Вопрос: в псалме, я понимаю это обращение святого к Богу, псалмопевец жалуется на свою жизнь, что Бог забыл про него. АЖ С ЮНОСТИ !!! Он несчастен и изнемог от ужасов, которые навел на него Бог.. Смотрите, с одной стороны, Господь говорит «приди и утешу» , с другой, пс-ец. с юности приходит и не то, что не видит утешения, но  еще и получает по макушке от Бога. Как это понять? В чем причина такого обращения со святыми Своими?

Спрашивает
Александр

Доброго вам времени суток, Александр!

Вот, что говорит по поводу этого псалма А.П. Лопухин в «Толковой Библии»:

Данный псалом - самый грустный, безотрадный в Псалтири по той степени скорби и тяжелого чувства, которые изображены здесь писателем. Трудно указать время и повод его написания. Так как писателем был Еман, современник Давида, преданный ему и разделявший с ним его жизненные злоключения, то можно думать, что он написан по поводу какого-то тяжелого бедствия, переживаемого Давидом, может быть - гонения от Авессалома, что и подтверждается содержанием псалма, где Давид изображается оставленным друзьями, им гнушались, он в бедствиях, из которых не видит выхода; все это согласно с положением Давида во времена восстания Авессалома. Псалом полон жалобы на безвыходность положения писателя, на близость гибели от врагов и на сознание своей полной беззащитности.

На мой взгляд, Пс.87 - это один из прекраснейших примеров того, как человек начинает осознавать, что за покоем и за утешением надо идти к Самому Богу. Сам псалом отражает процесс осознания человеком того, что вне Бога не может быть покоя для его души.

Псалом так и начинается: «Господи Боже спасения моего! ...Да придёт молитва моя пред лицо Твое: приклони ухо Твое к молению моему...». И человек начинает открывать перед Богом то, что он понял: он живёт в мире, подвергшемся проклятию, в этом мире ярость Божия тяготеет над каждым существом (не потому, конечно, что Бог ненавидит своё творение, а потому что само творение в данный момент никаким образом не соответствует праведности и святости Творца).

Псалмопевец как раз начал осознавать страшную истину: Бог, действительно, скрывает Своё лицо от этого мира, и поэтому люди томятся от горести, несчастий и истаивают от юности. Ярость Божия, возгорающаяся на всякий грех, всякое нечестие, тяготеет над ними и всеми волнами поражает их.

Давайте ещё раз перечитаем стихи, которые вы цитируете:

14Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?
16Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
17Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
Пс. 87:14-17

Слова «истаеваю от юности, несу ужасы Твои и изнемогаю» относятся вообще к жизни человека, как такового, будь он святой Божий или самый последний грешник. Ведь все, без исключения люди, уже от юности направляются к старости и смерти – истаивают. Все, без исключения люди, так или иначе несут на себе ужасы проклятого когда-то мира – смерти родных, болезни, предательства друзей, беззакония соседей, которые отражаются на жизни окружающих и т.д. И все, без исключения, люди изнемогают от этой жизни (просто кто-то быстрее, а кто-то медленнее, но все рано или поздно постигают, каково оно – усталость от постоянных жизненных препятствий).

Однако блаженны, которые понимают реальные причины происходящего. И псалмопевец как раз начинает понимать их, и приходит к осознанию единственной его надежды – прийти к Богу в молитве, рассказать Ему о себе и ждать СПАСЕНИЯ от Него. Ведь именно так он начинает своё обращение: «Господи, Боже спасения моегои так же его продолжает: «К Тебе, Господи, взываю...»

Да, он повторяет свою молитву снова и снова:

2Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:
...
10Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.
...
14Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
Пс. 87:2,10,14

Вопрос в том, почему Бог, Который сказал:

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
Мф. 11:28

Не ответил на молитву сразу же, почему не дал ему покой в первый же раз, когда тот обратился к Нему с просьбой о спасении?

Не является ли задержка Божьего ответа испытанием искренности обратившегося к Нему человека, так, чтобы сам человек понял для себя: точно ли он готов во всём и при любых обстоятельствах полагаться только на Бога, ждать помощи только от Бога? Ведь зачастую мы видим совсем иное поведение: помолится человек Истинному Богу со слезами на глазах, попросит помощи, подождёт немного – помощь задерживается – идёт искать помощь в другом месте. Вот и ждёт Бог, чтобы человек мог точно утвердиться в том, что именно БОГ является Спасителем и нет другого спасителя, кроме Него.

Кстати, именно об этом слова Христа в Луки:

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
Лк. 18:7-8

Вот вы молитесь Богу, а действительно ли вы верите в то, что Он и есть Единственный ваш Спаситель, или у вас где-то запрятаны «запасные» варианты? Прежде чем получить ответ от Него, убедитесь в том, что вы желаете ответ именно от Него и что если Он промолчит, вы лучше умрёте, чем пойдёте искать ответы на стороне. Для таких людей есть великое обещание Христа:

Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
Ин. 6:37

Думается, что псалмопевец был как раз из тех, кто точно знал, что только Христос Божий может дать ему утешение и покой душе его, а иначе не был бы так настойчив в своей молитве...

С уважением,

Саша.

1
Похожие вопросы
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
В чём основные отличия Евангелия от Матвея и Евангелия от Иоанна?

Какие особенности Евангелиевского стиха в обоих посланиях?

Спрашивает
Ирина
Дорогая Сестра Ирина, этот вопрос относится к богословию и текстологии Библии, а не к изучению содержания Библии. Данная рассылка изучает весть, содержащуюся в Библии, а не методику ее передачи. Тем не менее, я отвечу кратко на первую часть Вашего вопроса. Четыре Евангелия передают жизнь Иисуса Хр... Читать далее
1
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
2
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
3
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
2
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3