Трудные тексты25 августа 2010
Отвечает
Александр Дулгер

Отвечает: Александр Дулгер

Сергей спрашивает: В Быт 4:5 говорится: а на Каина и на дар его не призрел, т.е. Бог не принял дара Каина в виде плодов земли видимо это был хлеб, хотя он был земледельцем и не имел овец.
В главе 29 Исхода несколько раз в качестве жертвы, угодной богу упоминается мука и хлеб.
Что произошло с тех времен и почему Богу стала угодна такая жертва?


Мир Вам, брат Сергей!

Ритуальные жертвоприношения животных не были уделом одних только израильтян. Эти ритуалы совершали и древние люди. В Библии упомянуты Каин, Авель, Ной, Авраам и другие.

Каков же был смысл этих ритуалов? Он описан в книге Левит, в Законе Моиссевом, в главах 1-7. Было пять видов жертвоприношений: жертва всесожжения, жертва за грех, жертва повинности (разновидность жертвы за грех), жертва мирная и жертва бескровная (хлебное приношение).

Основной смысл всех этих жертв (кроме последней) заключался в том, что грешник, убивая животное, перекладывал на него свою вину, свой грех. Заместительная жертва умирала вместо человека, а он оставался жив. В противном случае Бог должен был покарать грешника. Таким образом претворялся в жизнь принцип, описанный впоследствии апостолом Павлом:

"Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." (Римлянам 6:23)

Разумеется, все эти жертвы были прообразами Иисуса Христа, который умер за грехи всех людей и люди верой предавали свои грехи Ему, как и мы с Вами.

Древние люди также были знакомы с этими ритуалами. Это очевидно, что Бог разъяснил их смысл еще Адаму и Еве. Их исполняли и их потомки. Таким образом, спасение через веру, оправдание через веру и праведность по вере были доступны людям во все времена, а не только христианам и израильтянам (Рим.3:30, Рим.4:13-16, Гал.3:21-22, Евр.11:7).

Итак, какую же жертву принес Авель и для чего?

Согласно Быт.4:4 жертва Авеля была принесена в соответствии с ритуалом жертвы за грех, который много столетий спустя был описан в Моисеевом Законе ("первенцев" и "их жир" - см.Исх.13:12, Левит 4:8,31,35). Авель принес жертву за грех, тем самым признавая себя грешником и желая прощения и оправдания. От Каина Господь ожидал того же.

"Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще."(Евреям 11:4)

Однако Каин не захотел принести жертву за свои грехи, считая, что ему не в чем каяться. Если у него не было овец, то он мог бы одолжить их у Авеля или выменять на "плоды земли". Однако Каин принес дар "от плодов земли". В оригинале в этом тексте стоит специальный термин "минха", который встречается только в книге Левит и означает "хлебное приношение". "Хлебное приношение" - это единственная бескровная жертва (без животного) и соответственно оно не заменяло заместительную жертву, а лишь дополняло ее. Хлебное приношение всегда сопровождало жертвоприношение завета - "всесожжение" (Исх.29:40-41, Чисел 28-29).

Каин хотел обновить завет с Богом, для получения Его благословений, не покаявшись при этом в своих грехах. Бог не просто "не призрел на дар" Каина, но милостиво указал ему на его ошибку (см.Быт.4:7). Однако, Каин так и не внял Божьему призыву. Вероятно Авель начал укорять брата за такую строптивость. Это послужило поводом для их ссоры и убийства, о котором мы все знаем.

Из этой короткой истории можно сделать несколько фундаментальных выводов:

1) Многие ритуалы и установления (вернее основная их часть) Закона Моисеева не была изобретена Богом специально для евреев. Это был универсальный механизм оправдания по вере и освящения, через который Бог спасал Своих детей до момента пришествия в наш мир Искупителя. Если через эти ритуалы спасались иудеи, то и все люди древности имели такую возможность. Ритуалы, заповеди и установления не могут зависеть от национальности. Это универсальные принципы.
Основные установления Закона Моисеева люди знали еще с допотопных времен. Они существовали в виде устного предания. При Моисее Бог повелел записать эти установления в "книгу Закона" и они стали частью Писаний.

2) Любой неисповеданный грех развивается и умножается в человеке и ведет к убийству - духовному убийству Христа, Сына Божьего (Мар.15:13-14), а иногда и ближнего, который олицетворяет Христа.


С уважением,
Александр
0
Похожие вопросы
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Виталий Колесник
О каком заговаривании идет речь в Иер. 8:17 и Еккл. 10:11?

Отличается ли заговор в современном понимании от ветхозаветного? Заговор это Божественная или демоническая форма защиты?

Спрашивает
Вячеслав
Приветствую Вячеслав! Вышеуказанные тексты звучат следующим образом:Древнееврейское слово, которое используется здесь, может переводиться еще как шепот, заклинание. И при переводе следует учитывать контекст:В приведенных текстах используется то же самое еврейское слово. И так как в текстах, о которых Вы спрашиваете, говорится о змеях и василисках, то логично предположить, что идет речь о заклинании змей, то есть умении усмирять василисков и змей. Фактически, Бог говорит с людьми древности на понятном д... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Мат.27:9 У Иеремии я ничего похожего не нашел. Как вы это прокомментируете?

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. Мат.27:9

Спрашивает
Олег
Дорогой Олег! Вы правы, Матфей ошибочно приписывает Иеремии слова пророка Захария 11 гл.: Как известно, до распространения книгопечатания частных библиотек почти не было из-за их высокой цены, как сейчас, например, мало кто может позволить себе роскошь коллекционировать экзотических животных или собрать целый зоопарк со слонами. Ветхий завет к тому же был собранием 39 книг весьма больш... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понять слова Иисуса - не противься злому?...

"А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матф.5:39).

Спрашивает
Алла
Здравствовать вам в Правде Божией, Алла! Текст, о котором вы спрашиваете, вызывает много споров и недоумений. Это происходит главным образом потому, что читатели Библии не доделывают свою «читательскую» работу до конца, т.е. они берут этот текст и начинают размышлять над ним в отрыве от самой Библи... Читать далее
1
Дорогой Игорь! На нашем сайте есть система поиска. Если бы вы воспользовались ею, то давно уже нашли бы эти ответы: Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия Немного о динозаврах - когда и почему? Есть ли теории или версии о том кто были сыны Божии и дочери человеческие? Если учесть, что ангелы... Читать далее
1
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте несколько ответов пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1