Отвечает
Александра Ланц

Здравствовать вам во Спасителе, Григорий!

Вы задали один из самых сложных вопросов. Но сложен он не потому, что Иисус сказал что-то непонятное, а потому, что если не знать Иисуса, хотя бы Такого, как Он представлен в Евангелиях, вполне возможно поддаться на уговорры своей плоти и радостно заявить: «Вот видите! Сам Христос говорит нам взять в руки оружие и убить всех неверных!» Ведь намного легче убить тех, кто противится и мешает, чем приложить все силы и долготерпение, чтобы проповедовать среди них словом и делом милосердия и любви. Да ещё Христово «купи меч» так удачно наслаивается на ветхозаветные войны, которые вели древние израильтяне... хотя это «наслоение» работает только для тех, кто никогда не изучал толком те самые ветхозаветные войны и особенно их причины.

Что же имел ввиду Иисус, когда сказал Своим ученикам: «продай одежду свою и купи меч» (Лук.22:36)?

Давайте присмотримся к тому, что происходит. Это последний ужин Иисуса с учениками, вот Он установил празднование Его спасительной для нас смерти. Иисус предсказал, что все они, Его ученики, покинут Его в самый страшный момент (Матф.26:31),  но это был не упрёк, Иисус хотел поддержать их и давал им Своё прощение заранее. Иисус очень хорошо знал, как тяжело им всем будет и в момент ареста, и в момент распятия, и даже в первые дни после Его воскресения, Он также знал, что самое трудное для них начнётся потом, когда они, наконец, полностью уверуют и обратятся и пойдут по миру, свидетельствуя о Спасении во Христе. Если всё это время они были неоперившимися птенцами, постоянно нуждающимися в Его непосредственном (телесном) присутствии, то после того, как Он перестанет находиться с ними телесно, им придётся жить только верой и ещё раз только верой. А о том, что временя Его телесного пребывания с ними заканчивается Он сказал так:

37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
Лк. 22:37

Помните Его слова из Иоан.16:12? Помните, как непонятливы были Его ученики даже в Его непосредственном (телесном) присутствии? Ему постоянно приходилось объяснять им каждое Своё слово, но были и такие Его слова, которые они поняли только после Голгофского креста. Например, Ин.2:19-22:

19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21А Он говорил о храме тела Своего.
22Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
Ин. 2:19-22

Все три с половиной года, пока Иисус проповедовал Царствие Божие, Он не переставал учить 12 человек тому, как надо видеть и понимать Его Слово. Но далеко не всегда они понимали сразу, частенько Иисусу приходилось учить их на наглядных предметах, и даже после этого они всё ещё многого не понимали.

Когда мы читаем слова о «купи меч», мы должны хотя бы предполагать, что они могут оказаться ещё одним уроком Иисуса о том, что такое спасение и служение Богу.

36Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
Лк. 22:36-38

Меч? Но читаем дальше, ведь судя по тому, что будет происходить, Иисус явно имел ввиду не боевой меч для убийства противника или для самозащиты. Не потому ли, когда на 12 человек у них оказалось всего 2 меча, Он сказал «Довольно», ведь знал же, что эти два ничего не смогут сделать против вооружённой толпы.

Давайте, пользуясь Евангелиями, попробуем сложить воедино всю картину происходящего во время ареста:

51И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
53или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54как же сбудутся Писания, что так должно быть?
Мф. 26:51-54
49Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
Лк. 22:49-51
10Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
Ин. 18:10-11

Что же получается? Один из учеников (Пётр), пытаясь защитить Иисуса, выхватил меч и покалечил человека. Иисус упрекает его, говоря:  

53или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
Мф. 26:53
11Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
Ин. 18:11

Он не нуждается в защите, исходящей от оружия, Он Сам может защитить и Себя, и тем более Своих учеников, но для Него важно исполнить план спасения для человечества и в этот план не входят ни вооружённые восстания, ни крестовые походы.

52Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
Мф. 26:52

Не вздумайте применять реальное оружие для защиты или нападения.

Таким образом, перед нами ещё один урок Иисуса для Его учеников, которые все три с половиной года были уверены в том, что Он начнёт восстание, захватит власть и воссядет в Иерусалиме, уничтожив всех ненавистных римлям. Когда за несколько часов до ареста Он говорил «продай одежду свою и купи меч», Он знал, что они всё ещё не понимают, Кто Он и зачем пришёл, что они всё ещё смотрят на мир плотскими глазами и готовы убивать людей, лишь бы получить свободу.

Как Он мог объяснить им, что они не правы, что Он имел ввиду не стальное оружие убийства, а нечто иное? Он не стал объяснять своим ученикам эту притчу словами, но на деле показал им... да, они постоянно будут находиться в состоянии войны, противоборства, защиты («купи меч»), но это не та война и не тот меч, о которых сразу же думает наш плотский мозг.

В те последние часы  Его ученики не смогли бы понять суть сказанного, как они не поняли Его слова о «разрушь Храм сей», но Иисус знал, что настанет время и они поймут, потому что примут Духа от Него:

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Ин. 14:26

И они поняли... сначала увидев Иисуса, возвращающего здоровье покалеченному реальным мечом человеку... потом начав служить другим людям точно так же, как Иисус служил им, когда был с ними.

Так какой же меч имел ввиду Иисус? «меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:17). Иисус, действительно, заповедовал Своим ученикам вооружиться до зубов! Но правильным вооружением, понимая в какой страшной войне им придётся участвовать!

11Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Еф. 6:11-17

Давайте теперь опять вернёмся к нашему отрывку из Луки:

36Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
Лк. 22:36-38

Чем больше вы станете думать над словами Иисуса, тем глубже вы будете понимать, что Он имел ввиду. Ученикам придётся отдать на дело служения всё, что они имеют:

...все свои средства  «кто имеет мешок (=кошелёк, сумку для денег), тот возьми его», все свои возможности в передвижении по миру «также и суму» (=котомку), и хитон свой придётся продать, чтобы купить меч.  

Кстати, слово «купить» обязательно должно повести вас к двум важным отрывкам Библии:

  1. притче о десяти девах, когда пять из них запастись маслом, т.е. купили достаточно, а другие десять были вынуждены бежать докупать масла и потому не попали на пир (Матф.25:1-46).

  2. совету Христа в Откр.3:18 о том, чтобы Его дети, наконец, поняли, то только Он обладает всем, в чём мы нуждаемся для нашего спасения.

Итак, подводя итог, мы можем сказать, что ученики Иисуса, если они, действительно, Его ученики, обязательно последуют Его повелению, как это сделали и апостолы: «кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч», и поэтому отдадут все блага земли (кошельки) ради того, чтобы служить Ему, будут готовы благовествовать по всем земным дорогам (сума) и всегда будут находиться в состоянии духовной войны за свою душу и за души других людей (меч), при этом хорошо понимая, что правильное вооружение для этой брани они могут «купить» только у Бога Саваофа в обмен на свои потёртые, изношенные, запылённые «одежды». Ученики не пожалеют этих одежд не только потому, что они грязные и неудобные, но и потому что они всё равно однажды должны будут быть заменены на новые...(Матф.6:22, Матф.9:16, Откр.7:9).

С уважением,

Саша.

1
Похожие вопросы
Мир Вам, Владимир! Библия явно не упоминает употребление спиртных напитков до потопа. Поэтому невозможно точно сказать, было ли брожение виноградного сока до потопа или нет. Поскольку Ной был праведный человек, то можно предположить, что он явно не собирался напиваться и неприлично себя вести, но ... Читать далее
2
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Александра Ланц
Как Господь может радоваться, погубляя Свой народ?

И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет РАДОВАТЬСЯ Господь, ПОГУБЛЯЯ вас и ИСТРЕБЛЯЯ вас... Втор.28:63 Бог злорадствует?!

Спрашивает
Гера
Шалом Гера! Чтобы увидеть истинный смысл этих слов Господа, необходимо хорошо понимать, для чего Господь вывел еврейский народ из Египта и почему был готов с радостью и любовью излить на него все свои прекрасные благословения (о них читаем в той же главе, но с самого начала Исх.28:1-14)Суть такая: Бог желал иметь на этой земле целый народ, жизнь которого демонстрировала бы всем остальным народом истину о том, что правила Истинного Бога – это и есть правила счастливой жизни.  Народ, живущий по правилам Бога, всегда будет благословен и счастлив... уже потому, что живет по верным пр... Читать далее
1
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Александра Ланц
Чтобы войти в общество Господне чистоты души мало? Нужно еще и тело подходящее?

Втор.23:1. У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Не могли бы Вы пояснить это?

Спрашивает
Кирилл
Мир вам, Кирилл! Да, многие требования Бога по отношению к избранному народу ветхозаветных времён могут показаться нам странными и даже не соответствующими Его же словам новозаветных времён, но все эти кажущиеся противоречия могут быть решены, если мы рассудим трезво, призвав на помощь Того, Кто го... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Виталий Колесник
О каком заговаривании идет речь в Иер. 8:17 и Еккл. 10:11?

Отличается ли заговор в современном понимании от ветхозаветного? Заговор это Божественная или демоническая форма защиты?

Спрашивает
Вячеслав
Приветствую Вячеслав! Вышеуказанные тексты звучат следующим образом:Древнееврейское слово, которое используется здесь, может переводиться еще как шепот, заклинание. И при переводе следует учитывать контекст:В приведенных текстах используется то же самое еврейское слово. И так как в текстах, о которых Вы спрашиваете, говорится о змеях и василисках, то логично предположить, что идет речь о заклинании змей, то есть умении усмирять василисков и змей. Фактически, Бог говорит с людьми древности на понятном д... Читать далее
1
Дорогой Игорь! На нашем сайте есть система поиска. Если бы вы воспользовались ею, то давно уже нашли бы эти ответы: Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия Немного о динозаврах - когда и почему? Есть ли теории или версии о том кто были сыны Божии и дочери человеческие? Если учесть, что ангелы... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Мат.27:9 У Иеремии я ничего похожего не нашел. Как вы это прокомментируете?

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. Мат.27:9

Спрашивает
Олег
Дорогой Олег! Вы правы, Матфей ошибочно приписывает Иеремии слова пророка Захария 11 гл.: Как известно, до распространения книгопечатания частных библиотек почти не было из-за их высокой цены, как сейчас, например, мало кто может позволить себе роскошь коллекционировать экзотических животных или собрать целый зоопарк со слонами. Ветхий завет к тому же был собранием 39 книг весьма больш... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понять слова Иисуса - не противься злому?...

"А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Матф.5:39).

Спрашивает
Алла
Здравствовать вам в Правде Божией, Алла! Текст, о котором вы спрашиваете, вызывает много споров и недоумений. Это происходит главным образом потому, что читатели Библии не доделывают свою «читательскую» работу до конца, т.е. они берут этот текст и начинают размышлять над ним в отрыве от самой Библи... Читать далее
1
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте несколько ответов пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1