Трудные тексты26 марта 2023
Отвечает
Василий Юнак
5И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас.
7Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»?
8Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»?
9Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Лк. 17:5-10

В этом тексте Священного Писания мы находим два отрывка. Причем, не весьма легко утверждать, связаны они друг с другом по смыслу также, или только по времени. Явно, что эти слова были сказаны Господом во время путешествия (см. Лк. 17:11).

Первый отрывок говорит о вере, способной совершать чудеса. И Господь приводит в пример самое невероятное чудо - мало того, что по слову дерево должно пересадиться в другое место, но этим другим местом избрана не земля, а вода моря. Но примечательно то, что Сам Господь никогда не совершал чудеса подобного рода. В другом месте такая вере описана несколько иначе:

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
Мф. 17:20
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», — будет;
Мф. 21:21
23имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
24Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам.
Мк. 11:23-24

Однако примечательно также, что эти слова, повторенные Господом в нескольких ситуациях, сказаны в контексте прощения согрешающего (смотрите Лк. 17:3,4; Мк. 11:25,26). Из этого следует, что чудеса, которые Бог обещает совершать нам по вере нашей, связаны не столько с физическим миром, сколько с духовным. Причем, Он может совершать для нас самые невероятные преобразования сердца. И это реально происходит в наше время - вы только присмотритесь к жизни веры своей или своих ближних. Можно было бы привести множество примеров реальных чудес, невероятных "случайностей" и "преобразований", которые невозможно истолковать иначе, как только сверхестественным вмешательством Господа. Но лучше однажды испытать это в личной жизни, нежели услышать сотню примеров из жизни другого. Хотя чужие примеры вдохновляют и поддерживают тех, кто все еще не решается проявить свою веру.

Второй отрывок звучит для нас несколько странно, так как мы живем в ином обществе. Но во дни Христа было рабство, и описанное - естественно. Примечательно, что Господь не оправдывает и не осуждает хозяина-рабовладельца в таком поведении. Христос приходил не для того, чтобы изменить социальный или политический строй мира. Он приходил для того, чтобы изменить сердце и дать спасение от греха и смерти. Поэтому, Он учит людей духовной жизни на примерах того, что люди видели в ежедневных сценах вокруг себя. Чему же Христос желал научить нас этой краткой притчей? Это очевидно - смирению, отсутствию гордости и самовозвышения, верности в служении и исполнении своих обязанностей, в доверии Богу. Это можно связать с предыдущим отрывком, показав, что вся слава за совершенное по нашей вере и молитве чудо должна принадлежать не нам, а Богу. Мы, все люди - как ничего не стоющие рабы перед Богом. Все наши достижения - это следствия только верного использования дарованных нам Богом способностей и талантов. За что же нас восхвалять и превозносить? Если бы Господь не наделил нас соответствующими способностями, то мы не достигли бы того, что смогли сделать. Значит, в наших достижениях - не наша заслуга, а Божья, Который и даровал нам способности. А вот если мы не выполнили того, что могли, тогда мы несем ответственность за неиспользование дарованных нам Богом возможностей. Гордость - самый большой грех, который превратил могущественного ангела Люцифера в сатану и дьявола. Гордость может совершить и с вами то же самое, если вы не последуете Божьему наставлению, преподнесенному в этом отрывке Писания:

Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Лк. 17:10
1
Похожие вопросы
Приветствую Олег! Скорее всего, имеются в виду слова Христа: Вторая часть фразы встречается дважды: На нашем сайте есть поиск по Библии, которым Вы можете пользоваться и самостоятельно. С уважением, Максим... Читать далее
1
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Александр Серков
Я не понимаю вторую часть стиха Кол.1:15 - рождённый прежде всякой твари.

Разве Иисус был рожден или сотворен Богом Отцом? Я всегда думала, что Иисус был еще всегда наравне с Богом Отцом и Духом Святым.

Спрашивает
Оксана
Да, Оксана, Вы правильно понимаете. Однако некоторые учителя предполагают, что Иисус Христос Сам является творением, что Он был первым из тех, кого Бог когда-либо сотворил. Дело в том, что слово "первенец"  (прототокос) заменено при переводах на "рожденный прежде". В оригинале: "Он есть образ Бога... Читать далее
0
Мир вам, Ирина! Женой Каина стала его сестра или дочь одного из его братьев или сестер. Вот часть родословия Адама и его потомков из книги Бытие 5 главы:У Адама родились еще много детей. Исходя из длительности их жизни очень хорошо видно, насколько могли смешаться поколения даже между собой. Если провести параллель с нашим временем -  10 лет к 1. Т.е.  для них разница даже в 100 лет была условно сравнима с сегодняшней разницей  в 10 лет между супруг... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Почему вы думаете, что правильно толкуете Библию?

Какие критерии правильного толкования? У каждых людей свое понимание. Сколько в мире конфессий, и у каждого учения основаны строго по Библии, но почему-то учения разные, и каждый говорит, что просто тебе еще не открылось, или ты сам не хочешь понимать. Вы же не можете утверждать, что именно вы все правильно делаете в плане крещения , исповеди , вечери , празнования праздников и т.д. Спасибо.

Спрашивает
Денис
Мир Вам, Денис! Вы задаете очень здравый вопрос. Что является критерием правильности толкования. Толкование текстов - это наука. Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. ἐξηγητικά, от ἐξήγησις, «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истол... Читать далее
2
Приветствую Вадим! Цитирую первый текст:В отрыве от контекста трудно понять о чем здесь идет речь и можно даже превратно понять его, что можно есть любую пищу. Надо посмотреть контекст. Беру с первого стиха. О чем идет здесь речь?Когда они пришли в дом, Христос им и объясняет. Вопрос здесь не стоит о нечистой пище, которую не ели ни иудеи, ни адвентисты седьмого дня , по Писанию, вопрос стоит о том, что если есть немытыми руками, то этим нарушаются предписания старцев. Следующий текст:... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Юлия Викторовна! Чтобы понять смысл этих слов Иисуса, надо обратить внимание на то, о чем, собственно, был разговор между Господом и Его учениками. Готовы ли вы исследовать 18-ю главу, точнее - проповедь, произнесенную Иисусом? Проповедь Иисуса начинается словами: А заканчивается так:... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Доброго вам времени суток, Станислав! Город Давидов - это и Вифлеем, и Иерусалим. Правда Библия всего однажды четко определяет Вифлеем как Давидов город:А вот для Иерусалима это выражение используется постоянно. Объяснение этому простое: Если Вифлеем был городом Давида просто по праву рождения, то Иерусалим стал его городом по праву завоевания и царствования в нем. Так же и с Иисусом. Вифлеем - Его по праву рождения в нем. Небесный Иерусалим - Его по праву завоевания (через крестную смерть) и царствования в Нем. Лука, когда писал ... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Что имеет в виду Павел в Рим.7:25 - умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха?

То есть, Павел грешил плотию, а умом служил закону Божьему ? Но ведь так быть не может. Одно противоречит другому. Как правильно понять данное высказывание? "Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха." (Римлянам 7:25)

Спрашивает
Дмитрий
Мир Вам, брат Дмитрий! Вот что говорит известный комментатор Библии, Уильям Баркли: ""Павел обнажает свою душу; и он делится с нами своим жизненным опытом, который является таким типичным человеческим положением. Он знал, что есть доброе и хотел делать его, но как-то никогда не получалось. Он зна... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать: И духи пророческие послушны пророкам 1Кор.14:32?

Мир вам, братья и сестры. Мне не совсем понятно это выражение. Как его понять? Что значит духи? Я думал, что человек пророчествует Духом Святым, а не какими-то другими духами.

Спрашивает
Денис
Доброго вам времени суток, брат Денис! Многие тексты Писания открываются лучше, когда мы пользуемся возможностью сравнивать переводы. Давайте посмотрим... И духи пророческие послушны пророкам (Синодальный) И проявление дара пророческого подвластно `воле` возвещающих весть Божию (ред. Кулакова) ... Читать далее
3
Мир Вам, брат Александр! Вот интересующий нас отрывок:Какое-то рациональное объяснение удвоению срока очищения несомненно есть, однако в Библии отсутствует прямое объяснение этому. Возможно мы не знаем каких-то культурных особенностей или обычаев того времени, которые уже не существуют или их смысл утерян. Существует много толкований этого отрывка, но... Читать далее
2