Отвечает
Василий Юнак
Суббота и воскресенье в первый век христианства.

Мы имеем свидетельства, что верующие Нового Завета собирались по воскресеньям. По крайней мере в странах языческих. 1 Кор.16:1-2 - здесь Павел выделил первый день недели, воскресенье, не потому ли, что в этот день верующие собирались вместе. Он просил, чтобы они собирали приношения в этот день. Еще Деян. 20:7 - ученики собрались для Вечери Господней. Они собрались не потому что Павел пришел к ним в этот день. Из предыдущего стиха видно, что он находился там 7 дней, но в субботу они почему-то не собрались, а собрались в воскресенье.

А вот что говорит нам история. Юстин Мученик, который жил около 100-150 гг. писал: "Воскресенье - это день в который мы проводили свои общие собрания". ("Анти-никейские Отцы", т.1, с.186). Это не единственное свидетельство. Историк Шафф пишет: "Всеобщее и неопровержимое соблюдение воскресенья во втором веке можно объяснить только тем фактом, что оно имело корни в апостольской практике".

Если Христиане первого и второго века собирались по воскресеньям, то почему сегодня мы не можем этого делать?

Спрашивает
Алексей

Брат Алексей, Вы несколько невнимательно читаете эти "свидетельства", и пропускаете свидетельства иного рода. Позвольте пояснить:

2В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
1Кор. 16:2

Обратите внимание на слова "КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПУСТЬ ОТЛАГАЕТ У СЕБЯ". Где это у себя? В церкви? В общинской казне? А может быть все же у себя дома? Нет, здесь речь не идет о регулярных церковных пожертвованиях. Это особые пожертвования, которые каждый накапливал у себя дома для того, чтобы все это было быстро и без хлопот собрано после в нужный момент. Почему в первый день недели? Потому что в начале недели каждый хозяин планировал свои расходы на неделю, и Павел рекомендовал вначале отложить из бюджета пожертвования, а потом оставшееся распределять на свои нужды. Сравните Лк. 14:28. Здесь совершенно не идет речь о богослужениях. Тем более, что сбор пожертвований во время богослужения - это вовсе не апостольская традиция. Во времена апостолов обычно в церквах стояли сокровищницы или ящики, в которые христиане приносили свои пожертвования, причем зачастую вовсе не во время богослужений. Помните, что христианская традиция строилась на традициях иудейских, а иудеи в субботу не носили, да и сегодня не носят денег, так что все пожертвования совершались не по субботам, то есть, не во время богослужений, а в будни. Делать вывод, что во дни апостолов богослужения проводились в первый день недели только потому, что в этот день рекомендовалось ОТКЛАДЫВАТЬ У СЕБЯ пожертвования - весьма необосновано.

6А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
7В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
Деян. 20:6-9

Этот текст используется как доказательство богослужений в первый день недели на основании того, что в этот день совершалось преломление хлеба. Но здесь опять не принимаются во внимание некоторые важные факты из жизни первоапостольских общин. В то время преломление хлеба совершалось не днем, а вечером. Между прочим, отсюда и произошло другое название этого обряда - Вечеря Господня. Они делали это точно так же, как делал и Господь - совмещая с вечерней трапезой. Причем, это совершалось вовсе не обязательно во дни богослужений, так как повеление Господа было: "всякий раз, когда едите" (1Кор. 11:26). Смотрите, что написано о преломлении хлеба в той же книге Деяний Апостолов:

И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
Деян. 2:46

Обратите внимание: преломление хлеба происходило ЕЖЕДНЕВНО и ПО ДОМАМ, а не в храме.

То, что это преломление хлеба не являлось богослужением, мы видим также из свидетельства о том, что за столом была простая БЕСЕДА, а не проповедь. Да, эта беседа вскоре переросла в проповедь, и это понятно, но апостол БЕСЕДОВАЛ с собравшимися по простой причине - потому что поутру он должен был отправиться в путь. То есть, это были обычные проводы апостола, на которые собрались все христиане.

Но есть еще один важный момент в этом тексте. Они были собраны вечером, потому что к этому времени в доме уже было довольно много светильников. Все устали, а потому некто даже и задремал. Но помните ли вы, что по Библии день отмеряется от вечера? (См Быт. 1:5 и далее; Лев. 23:32, Лк. 23:54). То есть, как только закончилась суббота, вечером, в начале первого дня недели, Павел пожелал проститься с верующими, и это прощание его затянулось до полуночи.

А вот свидетельство, которое Брат Алексей не заметил, особенно говоря о "языческих странах":

12оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней.
13В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами.
Деян. 16:12-13

Что мы видим здесь? Во-первых, здесь нет иудеев - это Европа, Македония, Филиппы. Здесь нет синагог, на которые обычно списывают субботние проповеди апостолов и Иисуса Христа. Здесь есть МОЛИТВЕННЫЙ ДОМ у реки, в котором собирались В СУББОТУ. К тому же, мы видим, что Павел был уже в Филиппах НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, и только после этого, когда наступила суббота, он пошел в молитвенный дом. Это показывает, что Павел знал, где, когда и как собираются на богослужения обращенные из язычников в тех местах, где нет синагог.

И на фоне всего сказанного можно прочесть еще тексты из деяний, свидетельствующие о соблюдении субботы во времена апостолов:

42При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу.
43Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией.
44 В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие.
Деян. 13:42-44

Здесь мы видим язычников, которые просят Павла проповедовать в следующую субботу. А это, между прочим, не иудейский город. Они спокойно могли просить Павла говорить на следующий день, то есть в первый день недели, тем более, что у всех язычников первый день недели был выходным днем, и гораздо больше людей могло бы собраться на проповедь. Но следующая проповедь для язычников была сказана только в субботу, причем это уже врядли было в синагоге, так как "почти весь город" не мог бы поместиться даже в самой крупной синагоге. А тем более, язычникам в синагогу входить не позволялось. Так что проповедь явно была на одной из площадей языческого города.

Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний,
Деян. 17:2

Да, это была иудейская синагога, но в языческой стране - в Греции, в Фессалониках. И в этом городе Павел проповедовал только по субботам.

Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.
Деян. 18:4

А это уже Коринф, тоже языческий город в языческой стране. Хотя здесь присутствует синагога. Но ведь Павел не мог проповедовать в языческих храмах. Иногда он говорил на улицах, но все же он предпочитал помещения синагог, где была соответствующая обстановка. Кстати, подобно православным храмам, синагоги были открыты в каждый день недели, так как синагога - это не только место для богослужений, но также и школа.

Вот такие мы имеем свидетельства, дорогой Брат Алексей. А что до записей Юстина-мученика, то есть серьезные подозрения на то, что это - интерполяция, то есть более поздняя вставка, так как это свидетельство попросту дописано в конце его книги в виде приложения, не имеет никакой контекстной связи с общим содержанием, и к тому же его стиль несколько отличается от общего стиля письма Юстина. Причем, это - единственное свидетельство о соблюдении первого дня недели, дошедшее до нас со второго века христианства, то есть, спустя сто лет после Христа, и почти половину века после смерти последнего из апостолов. Но, как мы знаем, уже во дни апостолов "много лжепророков появилось в мире" (1Ин. 4:1).

А что до историка Шафа, то что еще он мог сказать? Он просто делает выводы так, как обычно делают историки - поверхностно. А то, что христиане начали соблюдать вначале два дня, а затем перешли на соблюдение воскресенья по причине гонений - это почему-то не принимается во внимание. А гонения вначале происходили на евреев, и некоторые христиане, боясь, чтобы из не приняли за евреев, стали принимать другие формы поклонения, а именно: суббота у иудеев была и остается днем пиршества и веселия, а христиане сделали ее днем поста. Но это было уже далеко не в первом веке. А затем начались гонения собственно на христиан, и чтобы их не опознавали по празднованию субботы и по отсутствию в языческих храмах в воскресенье, они уходили в катакомбы на два дня - вот там то и начало потихоньку воскресенье входить в христианство, поначалу как праздничный день пиршеств, а затем и как основной день религиозных собраний.

Но это - история. Ее все стараются преподносить по-своему. А вот Священное Писание полно неоспоримых фактов - в нем только восемь раз упоминается первый день недели, и ни разу при этом не говорится о богослужении в этот день!

1
Похожие вопросы
Приветствую Вас, Брат Петр! Иисус Христос воскрес в первый день недели. И этого никто не отрицает. Потому в России этот день назван "воскресением" в память о воскресении Иисуса Христа. Однако Библия нигде не повелевает праздновать этот день, равно как нигде и не отменяет соблюдение субботы, данное ... Читать далее
1
Отвечает
Александр Дулгер
Влияет ли соблюдение субботы на спасение? Те, кто не соблюдают субботу, попадут в ад или нет?

Влияет ли соблюдение или несоблюдение субботы грехом к смерти? Или скажем иначе: те, кто не соблюдают субботу-попадут в ад, даже если принимают Иисуса как своего Спасителя, но отдыхают и ходят в церковь в воскресение? Один знакомый адвентист в нашей полемике так заявил:
Если Бог не касается вашего окаменелого сердца через Свое Слово, где четко написано черным по белому Помни день субботний....- то грешите Андрей, и готовьтесь навечно погибнуть в озере огненном! Итак, спасение и суббота...

Спрашивает
Андрей
Мир Вам, брат Андрей! Отвечу Вам вопросом на вопрос. А что будет с человеком, который принимает Иисуса как своего Спасителя, но продолжает воровать? А с тем, кто называет себя последователем Христа, но продолжает прелюбодействовать? Или лгать? Спасется ли он?Где нибудь в Библии написано, что 4-я заповедь менее значима, чем 7-ая или 8-ая?... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Какой толк от соблюдения четвертой заповеди о субботе?

Какой толк от соблюдения субботы? Я понимаю пользу от всех остальных заповедей. Но какой толк будет от того, что я буду соблюдать субботу? И вообще субботу невозможно соблюдать, всё равно какую-нибудь мелкую работу да сделаешь.

Спрашивает
Олег
Мир вам, Олег! От  соблюдения четвертой заповеди толк точно такой же, как от соблюдения остальных заповедей Вседержителя:К сожалению, многие люди, называющие себя христианами, но при этом выбрасывающие одну или даже все заповеди из Божьего Десятословия, приводят в свое оправдание именно то, что и вы сказали: "исполнить-то невозможно". Однако они не дают себе возможности задуматься о том, как при этом выглядит Законода... Читать далее
1
Доброго вам времени суток, Сона! Вот тексты, о которых вы спрашиваете:Если бы я была нечестным человеком, пытающимся подогнать Писание под свои взгляды, я могла бы на основе этих тестов предъявить претензии любому верующему, который чтит воскресный день, Рождество, Пасху, посты и пр. «А почему вы не слушаетесь Писания и собираетесь на торжественное всеобщее богослужен... Читать далее
1
Отвечает
Сергей Телемонов
Каким должно быть богослужение?

Что бы ты хотел поменять в ходе и организации служения общине, которую посещаешь? (Имею в виду утреннее субботнее служение).

Спрашивает
Татьяна
Будет не хорошо, если я буду писать это здесь, а не буду говорить прямо пастору. Поэтому скажу в общем, каким должно быть богослужение, по моему мнению. 🙂 🔹 В нем должна чувствоваться жизнь, ведь наш Бог жив. 🔹 Оно не должно быть однобоким, сухим и неинтересным, ведь наш Бог креативный. 🔹 Оно... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Нужно ли праздновать воскресенье, как день воскресения Христа?

Как насчет празднования воскресенья, как дня, в который воскрес Христос? Он же воскрес «как прошла суббота... дня первого в неделе». И празднование не только на Пасху, но еженедельно, каждый день, вспоминая подвиг Иисуса. И, как бы то ни было, я считаю, посвящать себя Богу должны каждый день: в молитве, посте, пении; служение тоже проводится не только по воскресеньям или субботам, а бывает и такое, что просто нет возможности попасть на собрание в выходной, какой бы то ни было, по разным причинам. Поэтому сопутствующий вопрос: стоит ли относиться так категорически к этому?

Спрашивает
Михаил
В вашем вопросе вижу определенные противоречия. Есть предложение праздновать воскресение Христа по воскресеньям, в то же время предложение праздновать ежедневно. Причем вспоминая подвиг Иисуса. ✝️ Я понимаю, что нельзя отделять смерть Иисуса от Его воскресения, но, по моему мнению, Свой подвиг Иису... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Нужно ли праздновать субботу так, как написано в Ветхом Завете?

А кем, в понимании адвентистов, являются верующие из других протестантских конфессий? Которые во многом на вас похожи, но в основном отделяют для Господа воскресенье, а не субботу? Как по-вашему это имеет значение? Я знаю 10 заповедей, но насколько я понимаю, и адвентисты сегодня не «святят» субботу так, как говорит Старый Завет (не выполнять никакой работы, не проходит больше определенной расстояния, не готовит кушать, не покупать товары). Или святят?

Спрашивает
Максим
1️⃣ У меня много друзей из других конфессий. Мы с ними отлично общаемся, уважаем друг друга, ходим в гости. Конечно, я не могу с ними согласиться по поводу толкования ими некоторых вопросов Библии, которые, на мой взгляд, Слово Божье говорит довольно незавуалированно, но это не влияет на мои отношен... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Отменяет ли Новый Завет субботу?

Никому не позволяйте придумывать для вас законы и правила о том, что есть вам или пить или каких праздников соблюдать: празднование Новолуния или субботы. В прошлом, эти вещи были лишь тенью, признаком грядущего, но новое учение приходит со Христом. Кол. 2:16-17.

Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что субботы не держит. А другие говорили: как же такие чудеса может грешный человек творить? И несогласие между ними было Ин. 9:16 Итак, Новый Завет отменяет некоторые положения Ветхого? В частности, субботу?

Спрашивает
Егор
Во первых, ты используешь так называемый «Перевод на современный язык», который является больше переводом, чем настоящим переводом. Я просмотрел другие переводы и оригинал, там используется слово κρινέτω, означающее «избирать, решать, судить, осуждать». И никак не «придумывать». Поэтому большинство ... Читать далее
2
Отвечает
Виталий Колесник
Как объяснить начальству отказ от выхода на работу в субботу?

Как правильно и что сказать неверующим коллегам и руководству, почему я не буду выходить в субботу на работу или на корпоративные встречи?

Спрашивает
Артем
Здравствуйте, Артем! Лично у меня однажды тоже была проблема подобная Вашей. Хотя, если честно, то проблема возникает только, если мы не уверены в том, кому мы хотим больше угодить: Богу или человеку? Из личного опыта, советую Вам прежде всего помолиться за начальство и своих коллег, чтобы Бог рас... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Можно ли субботой считать другой день недели?

Вопросы субботы. Дело в том, что с самого детства моя неделя начинается в понедельник, а воскресеньем заканчивается. Это касается школы, работы и всех действий в государстве. Так мы организованы. Фактически, моим субботним днем есть воскресенье. Я не менял дни, я рос в этом. Неужели название дня важнее сути?

Спрашивает
Давид
Понимаю. Расскажу свою историю. С самого детства я знал, что Бога нет. Моя бабушка меня убеждала, что придет время, и молитву «Отче наш» еще будут учить в школе. Я ей доказывал, что это невозможно. Я смеялся над теми, кто посещал протестантские церкви, потому что так меня научили, что это штунды, а ... Читать далее
3