Приветствую вас.

Разница в датах Великого Поста и Пасхи между Армянской Апостольской Церковью и Русской Православной Церковью происходит по причине разного принятия реформы календаря. Я полагаю, что вы слышали о том, что наш нынешний, так называемый, Григорианский календарь сменил в своё время старый Юлианский календарь.

Юлианский календарь, созданный ещё до нашей эры, имел некоторую ошибку, которая требовала дополнительных високосных месяцев время от времени и давала погрешность на несколько дней, которая увеличивалась постоянно. Григорианский календарь был подправлен и лишён этой погрешности.

Различные страны и народы принимали Григорианский календарь в разное время. Например, Советская Россия сделала это только в 1918 году, после Октябрьской революции. До этого момента вся Российская империя следовала Юлианскому календарю.

Разницу между этими календарями мы до сих пор чувствуем из-за того, что празднуется у нас так называемый Старый Новый Год в ночь с 13 на 14 января, а не в декабре. То есть на сегодняшний день разница между Старым Юлианским и Новым Григорианским календарем достигла 13 дней.

И вот в связи с этим Восточная Православная Церковь празднует свои Пасхалии, всё идёт от Пасхи. Пасха как центральный праздник даёт начало всему, а Великий Пост, привязанный к Пасхе, обычно соблюдается на протяжении 40 дней до Пасхи.

Правила у Западной Церкви и у Восточной Церкви одинаковы. Армянская Церковь живёт по правилам Западной Церкви, то есть уже по Григорианскому календарю, а Восточная Церковь живёт всё ещё по Старому Юлианскому календарю. Правила высчитывания Пасхи в христианстве одинаковы: считается, что после весеннего равноденствия, после первого полнолуния, первое воскресенье будет Пасхой.

Однако Восточная Церковь наблюдает не реальное астрономическое событие весеннего равноденствия, а высчитывает его по своему календарю. И по этой причине сдвиг между этими двумя праздниками, восточным и западным, между этими двумя традициями может составлять до пяти недель.

Я сейчас не буду вдаваться в подробности высчитывания Пасхи и расчёта её, не буду вдаваться в подробности календаря. Суть заключается в том, что это привязано одно к одному календарю, который называется по старому стилю, другой по другому календарю, который считается по новому стилю. Иногда, очень редко, эти Пасхи совпадают, но это бывает не так часто. В 2001 году, между прочим, совпадала Пасха и западная, и восточная, и даже иудейская. В западной традиции иногда бывает, что христианская Пасха будет раньше иудейской. В восточной традиции это недопустимо, но и не получается, так как восточная Пасха сдвинута на позже по причине своего отстающего календаря.

И вот теперь хотелось бы немного поговорить о самих праздниках попутно, сказать следующее. Пасха не на день весеннего равноденствия, а ориентировалась на созревание ячменя, потому что сразу после Пасхи на следующий день по Библии был праздник принесения первого снопа. Этот первый сноп ячменя должен был быть сжат в этот день, до этого дня никакой жатвы делать не должно, до этого дня ничего из нового урожая есть нельзя, и все дожидались Пасхи, потому что только после Пасхи можно было начинать жатву. А мы знаем, что зерновые, если чуть-чуть переждать, они погибнут, если чуть-чуть не дождать, тоже не есть хорошо. Поэтому еврейский календарь всегда подгонялся под иудейскую Пасху, которая привязывалась к жатве ячменя.

Иудейская Пасха была в память о выходе израильского народа из Египта, когда закололся пасхальный ягненок, указывавший на смерть Иисуса Христа. И на самом-то деле Пасха совпадает со смертью Иисуса Христа, потому что мы понимаем по Библии, что Иисус Христос был распят именно тогда, когда закололи пасхального ягненка. Это вечером накануне пасхального дня. Это вечером накануне выхода из Египта. Христианская Пасха празднуется не в честь или в память о смерти Иисуса Христа, а в память о воскресении Иисуса Христа. Поэтому Иудейская Пасха выпадает на любой день недели, а Христианская Пасха привязана исключительно к воскресению, к дню, в который воскрес Иисус Христос. То есть акцент смысла Пасхи сдвинулся.

И это очень серьезный вопрос, потому что для верующего человека играет большую роль смерть Иисуса Христа, потому что это жертвенный агнец, который берет на себя грех мира. А воскресение Иисуса Христа — это естественное следствие, потому что смерть не могла удержать Христа-победителя в могиле, и еще потому что Христос должен был продолжать совершать спасение в небесном святилище, ходатайствуя, а затем совершая суд. Таким образом, Христианская Пасха не только ввела совершенно новые небиблейские принципы празднования, но и придала совершенно другой смысл жертве Иисуса Христа, переведя все на его воскресение. Воскресение — важное событие, но оно важное событие как продолжение главного события. Апостол Павел в одно время сказал, а я не хочу знать ничего, кроме Христа и притом распятого (1-е Кор. 2:2). Распятый Христос — это суть Пасхи. Кажется, что это не совсем приятный праздник, но именно в этом победа Иисуса Христа над грехом, над смертью и над всем остальным. Смертью смерть поправ. Так написано, так поётся, так празднуется, но почему-то об этом говорят меньше, чем о воскресении Иисуса Христа.

Далее, говоря об этих праздниках и говоря о Великом Посте, следует сказать ещё один интересный момент. Великий Пост предшествует Пасхе. Но почему? Великий Пост соблюдается в память о посте Иисуса Христа, когда он только вышел на служение, сразу после крещения. Великий Пост должен быть привязан, если уж на то пошло, к окрещению, но он привязан к Пасхе. И здесь есть целый ряд интересных моментов, которые заставляют нас пересмотреть свой подход к христианским традициям и больше обратиться к библейским традициям. Потому что христианская традиция как бы устанавливает совершенно иную последовательность событий из жизни Иисуса Христа. Изучая Священное Писание, изучая то, что говорит Библия, мы видим, что наше спасение, совершенное Иисусом Христом, происходит по принципу, представленному в Моисеевой скинии, состоящей из трёх частей: двора, первого отделения и второго отделения. И потом это все отразилось в жизни Иисуса Христа, в его служении, которое началось с его крещения, затем 40 дней поста и искушения в пустыне, затем его жизни и учения на протяжении трёх с половиной лет, затем его смерти на Голгофском кресте, а после воскресения, вознесения и начала служения в небесном святилище, которое продолжается до сих пор. И это продолжение нашего спасения, которое завершится тем, что образно представлено в Откровении Иоанна как выход из небесного храма и после этого уничтожения греха в конце тысячелетия. Сразу после выхода из храма будет пришествие Христа, которое ознаменуется возложением всех грехов человеческих на сатану и последующим его уничтожением, а потом установление вечного царства Христа.

К сожалению, последовательность христианских праздников не позволяет увидеть нам именно вот такую последовательность нашего спасения, а, следовательно, и само понимание спасения искажается и сводится к чему-то иному, в большей части к соблюдению ритуалов, чем к следованию за Христом. Поэтому я благодарен вам, что вы подняли этот важный вопрос, который начинается из традиционных праздников, но который должен привести нас к пониманию спасения, совершенного Христом, и к тому, как мы можем спастись благодаря его жертве на Голгофе.

Да благословит вас Господь!

2
Похожие вопросы
Мир вам, Алина! Начну со второго вопроса, надо ли праздновать Рождество христианам. Ну самый простой напрашивающийся ответ - если не христианам, то кому же это событие праздновать?)) Иудеи многие события своей истории отмечали праздниками и продолжают отмечать по сей день - Суккот, Ханука, Йом - Ки... Читать далее
0
Отвечает
Виталий Колесник
Крашенные яйца и куличи - это языческие символы?

То есть, на Пасху нельзя красить яйца?

Спрашивает
Анна
Здравствуйте, Анна! Скажем так, что в Писании мы не находим повеления о том, чтобы красить яйца и делать сладкие куличи на Пасху. В Писание сказано: После того, как Христос принес себя в жертву, мы уже не закалываем пасхального агнца, но используем в качестве пасхи хлеб, который не был замешан на дрожжах, то есть не был заквашен, не бродил, так как брожение в Библии ассоциируется с грехом. Писание говорит, что:... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Празник пасхи - это воскресенье Христа, неужели правитель римский уже отмечал празник пасхи?

У меня много вопросов по библии, но ни на один мне не могут ответить пример. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Как так праздник пасхи это воскресенье христа, правитель римский уже отмечал праздник пасхи. У евреев нету пасхи , есть песах  когда бог даровал манну, хочу услышать почему такое не соответствие и их много в библии.

Спрашивает
Валерий
Приветствую Вас, Брат Валерий! Во-первых, манна была дана вовсе не на "песах", как Вы пишете. Это было повседневная пища для евреев, путешествующих в пустыне. Манна была дана народу через месяц после выхода из Египта, то есть через месяц после праздника "песах". Об этом можно прочитать в книге Исхо... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Почему Христос праздновал пасху на день раньше?

Знакомый иудей задал интересный вопрос: "почему Иисус Христос праздновал Пасху на день раньше иудеев?

Спрашивает
Павел
Приветствую Павел! Насколько я знаю (может быть, что-то неверно), в тот год (распятия Иисуса) иудеи праздновали Пасху в субботу, Тайная Вечеря была в четверг вечером (и поэтому относилась к пятнице, т.к. день у евреев был с вечера), в ночь на пятницу Иисуса Христа схватили, осуждение и распятие был... Читать далее
2
Отвечает
Игорь
Рождество. Шокирующая правда.

Я слышал, что Рождество имеет много языческих традиций. Что именно в празднике из язычества?

Спрашивает
Василий
Уважаемый Василий! Кристина Хоул в книге "Рождество и его обычаи" пишет: «Многие из дорогих нашему сердцу традиций глубоко уходят корнями в языческое прошлое. И рождественские празднества, когда они были впервые официально установлены, совпадали по дате с древними праздниками возрождения солнца в ... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Священный огонь на Пасху.

Мне хотелось бы знать Ваше мнение относительно Святого Иерусалимского Огня! Что это- обман или что-то еще? Вопрос как Вы понимаете приурочен к Православной Пасхе и огонь этот обещают впервые доставить в Москву.

Спрашивает
Сергей
Приветствую Сергей! Священное Писание говорит о чудесном появлении огня в различное время и в различных местах. Однако, если мы проанализируем все библейские чудеса, то обнаружим, что каждое чудо имеет определенную цель, и не делается просто ради предоставления чуда или удивления людей. Также, Свящ... Читать далее
1
Отвечает
Олег Замигайло
А разве волхвы пришли в тот же самый день, когда родился Иисус? Вы что-то явно напутали! И разве язычники это пример для христиан! А как сам Иисус и апостолы отмечали Рождество? Где указания?

Вот ваше утверждение о Рождестве: святая ночь со знамениями на небе, ангелы, волхвы с подарками... Если ЯЗЫЧЕСКИЕ мудрецы-звездочеты не поленились прийти через всю Аравию на поклонение, то думаю и нам, современным христианам, не помешает раз в год отметить это событие радостным праздником.

Спрашивает
Игорь
Шалом, Игорь! По пунктам: Когда пришли волхвы. Есть три основные версии. Так раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов про­изошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
Здравствуйте Галина! Эта традиция НЕ основана на Библии. Ветвями деревьев евреи украшали шатры, в которых жили во время праздника Кущей (т.е. палаток) (Лев.23:40). Ветви деревьев люди стелили под ноги осла, на котором Христос въезжал в Иерусалим (Мф. 21:8). Но идеи, что в какой-то ситуации Бог... Читать далее
1
Отвечает
Сергей Телемонов
Как праздновать Рождество?

Спрашивает
Ярослава
Расскажу вам сегодня о 4 видах Рождества, которые празднуют современные украинцы. 1️⃣ Рождество светское. Набирает популярность в нашей стране. С ним поздравляют даже те, кто считает себя атеистами. Особенно модным становится Рождество именно 25 декабря, ведь перенос праздника с 7 января стал част... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Как сказать ребенку, что Николая нет?

Как, по-вашему, сказать ребенку, что Николая нет и это не он приносит всем подарки? Мы живем в кругу греко-католиков, где все это соблюдают, дети друг друга спрашивают, письма пишут. А я как раз на пути к смене церкви, но оставить детей без подарков, когда прошлые годы они их получали, не знаю, что и придумать. Старшему 5 лет, меньший еще не понимает, ему 2. Ну, и муж тоже «за Николая».

Спрашивает
Людмила
На самом деле детям не столь важно, кто приносит подарки, лишь бы они были. Имею тоже 2-ех детей, которые всегда с самого детства знали, что ни Деда Мороза, ни Святого Николая нет. Сначала мне было как-то неловко, были такие мысли, что я у детей отнимаю сказку, частичку детства. 🤔 Потом понял, что... Читать далее
2