Вопрос об иконах часто связан с манипуляцией терминами: некоторые утверждают, что иконам поклоняются, другие же говорят, что иконы почитают. Хотя эти два термина отражают одно и то же действие в контексте ортодоксального христианства, тем не менее стороны продолжают спорить о том, что является чем. Это поклонение или почитание? С поклонением могут возникнуть проблемы, а почитание может быть воспринято более благоприятно. Давайте разберемся в этом по порядку.

Во-первых, хочу напомнить, что исторически иконы не всегда были в христианстве. Это касается даже ортодоксального христианства, которое сегодня ассоциируется с иконами, статуями и другими предметами поклонения или почитания. Мы не имеем никаких самых ранних сведений о том, что в христианстве было иконопочитание. Хотя согласно традиции, первую икону создал Лука, автор Евангелия от Луки и Деяний Апостолов. Однако это предание возникло не раньше IV века. Первые примеры христианских изображений, которые условно можно назвать иконами, появились лишь в конце II века. Следовательно, утверждать, что иконы существовали в христианстве с самого его начала, не имеет оснований. Кроме того, важно помнить о периоде иконоборчества, длившемся почти два столетия в восточном и западном христианстве, когда христиане серьезно задумывались над тем, вправе ли они иметь иконы и изображения.

В итоге, иконоборчество проиграло своё сражение и утратило свою силу, возродившись только с появлением протестантизма, который вернулся к библейскому христианству, основанному на Священном Писании, а не на церковных традициях. Что же говорит Священное Писание? В 20-й главе книги Исход перечислены 10 заповедей, и вторая из них гласит:

4Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
Исх. 20:4-5

Примечательно, что именно эта заповедь была исключена в западной церкви. Например, римская церковь переделала закон 10 заповедей, удалив вторую заповедь. Заповедь о субботе стала третьей, а не четвёртой. Для сохранения числа заповедей десятая была разделена на две части: одна говорит "не желай жены ближнего", другая — "не желай ничего другого, что у ближнего твоего". Таким образом, даже божественные заповеди были переформулированы для оправдания почитания икон и статуй в христианстве.

Есть мнение, что людям необходим видимый образ, который бы приближал их к Богу, и якобы иконы, изображения служат именно этой цели. Однако в Второзаконии Господь говорит:

15Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
16дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
Втор. 4:15-16

Он специально предупреждает, что Его образа не видел никто. И изображения Бога практически запрещены, потому что они неизвестны никому. Бога не видел никто никогда.

Хотя, по человеческой слабости, я возможно согласился бы на изображение Иисуса Христа, которого люди видели и понимали. Это могло бы помочь, особенно детям, лучше представить себе того, кому они молятся. Однако в Писании не указано, что мы должны молиться Иисусу Христу. Хотя Он принимал поклонение, Он учил нас молиться так: "Отче наш, сущий на небесах". Молитва должна быть адресована Небесному Отцу во имя Иисуса Христа. Кроме того, я бы предпочёл изображения Иисуса, выполненные не в каноническом христианском стиле с "мертвецким" лицом, а более приятные, созданные талантливыми художниками, которые могут вдохновлять, не предназначаясь для молитвы, а скорее для того, чтобы дать нам представление о Христе.

Если бы в христианстве иконы изображали только Христа, только Бога, только Святого Духа, только Троицу, понимаете? Но в реальности подавляющее большинство икон, к которым обращаются с молитвами — это иконы людей, чаще всего матери Иисуса Марии, апостолов и так много разных святых, что и они, наверное, большую часть всего количества икон, перед которыми люди молятся, будут занимать.

О местонахождении этих святых — на небесах ли они или в могиле — Священное Писание тоже имеет что сказать, но я сейчас о другом. В первом послании к Тимофею говорится:

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
1Тим. 2:5

Нет других посредников. Христос сказал:

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Ин. 14:6

И все же люди выбирают себе других посредников — Марию, апостолов, различных угодников, которых сами возвеличивают до статуса святых.

Хотя сказано: "не судите никого". Если бы речь шла не о молитве к людям, я бы, возможно, по-другому относился к иконопочитанию. Вспомним книгу Деян.10:26 стих, где апостол Петр, к которому Корнилий пал ниц, говорит ему: "Встань, я тоже человек". Петр не принял поклонения. В 14 главе мы видим, как Павел и Варнава отказываются принять поклонение. В Откровение 19:10; 22:9 стихах, ангелы также отказываются принять поклонение и говорят: "Богу поклонись". Только Богу можно поклоняться.

Так давайте сначала определим, кому возносим мы свои молитвы. Если людям, то это явно не поклонение Богу и нарушение его закона. Когда мы разберемся с этим вопросом, тогда можно и спросить о том, а желает ли Бог, чтобы мы изображали его на иконах?

4
Похожие вопросы
Религия и обряды6 дней назад
Отвечает
Дмитрий Рыкин
Добрый день, Ася. Такого в Библии нет. Иисус Христос говорил не: "Крестик спас тебя", а: "Вера твоя спасла тебя". Таких примеров Вы можете увидеть много, читая Библию, одно из них:Я советую почитать Вам подробную историю России. Не важно Вы житель России или Украины, история у наших народов общая. И если государственность создавалась из Новгорода, то колыбелью русского народа считается Киев, так как князья Руси любили Киев из-за более умеренной погоды по сравнению с Новгородо... Читать далее
2
Религия и обряды26 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Сестра Екатерина! Над распятием была расположена табличка с надписью на трех языках, греческом, еврейском и латинском - Царь Иудейский. Если судить по трем разным описаниям этой фразы в трех Евангелиях, то похоже что на каждом языке фраза звучала несколько иначе: Сей Иисус есть цар... Читать далее
3
Религия и обряды20 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Следует ли протестантам участвовать в православном крещении ребенка?

Если родители ребенка исповедуют разные религии (протестантизм и православие), не будет ли обряд крещения в православной церкви выглядеть как посвящение ребенка идолам (иконам) и нарушением Божьих заповедей? Как правильно поступить в таком случае? Следует ли протестантам присутствовать при таком обряде?

Спрашивает
Амина
Вообще брак представителей разных конфессий – это уже не очень хорошо, ведь какая бы ни была между ними любовь, приходит время сталкиваться вот с такими проблемами. И вопрос не простой. Я уже больше суток думаю, как правильно ответить, и что бы я сделал на вашем месте. 🤔 Первое, что стоит попробов... Читать далее
1
Личное время с Богом через молитву и чтение Библии является жизненно важным аспектом нашей веры. Это те моменты, когда мы наедине с Господом, искренне открываем Ему своё сердце и углубляем наше понимание Его Слова. Но Божий замысел для нас не ограничивается только индивидуальным изучением и молитвой... Читать далее
3
Религия и обряды16 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Толковый словарь дает слову «обряд» следующее значение: «Совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями или с исполнением религиозных установок». 📖 В этом слове ничего плохого нет. Библией установлено достаточно много обрядов, которые нужно совершать: обряд крещения, ... Читать далее
2
Религия и обряды15 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Можно ли благословить ребенка в церкви, если родители не являются членами этой церкви?

Если родители не являются членами церкви, но один из родителей посещает церковь, можно ли принести в церковь младенца на благословение?

Спрашивает
Алла
Во-первых, следует понимать, для чего это вообще нужно. Это не эквивалент крещению. Это – посвящение младенца Господу. То есть в какой-то мере это торжественное обещание родителей, что они будут воспитывать ребенка хорошим христианином. 👶🏻 Во время этого обряда задают родителям следующие вопросы... Читать далее
2
Религия и обряды14 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Обязательно ли ходить в церковь?

Не хочу ходить в церковь. Можно ли быть с Богом, но с церковью никаких отношений не иметь?

Спрашивает
Светлана
Хочешь скажу правду? 💁🏻‍♂️ У меня тоже были такие мысли одно время. Так иногда больно, когда люди, которые решили следовать Богу, и присоединились к Его церкви, совершают такие поступки, которые даже светским людям в голову не приходят. Иногда там, где тебя любят и уважают, ты чувствуешь себя ли... Читать далее
2
Религия и обряды12 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Как восстановить регулярное посещение церкви, если есть сильная обида на молодежь?

Когда я начала ходить в церковь, меня не воспринимала молодежь. Они не приглашали меня на свои тусовки. Я общалась с парнем из их команды, и они четко ему говорили: или ты идешь с нами или остаешься с ней, с ней не иди (кстати, это говорил будущий пастор). Я как-то поначалу не обратила внимание, мне было все равно. Сердце горело любовью к Богу. Я бежала на служение, как на что-то очень важное, особенное.

Через полгода я приняла крещение. С этой молодежью мне так и не удалось подружиться, они меня даже не поздравили на крещении. Я ездила на «сильное поколение» и там как-то все по-другому, отношение друг к другу. Мы вместе служили Богу, мы были одной командой.

После крещения проходило время, а я все чаще возвращалась в ту ситуацию, много думала, анализировала. Часто задумывалась над стихами Библии, что нужно любить друг друга, поддерживать, служить Богу, а в церкви не совсем так. Часто задавала вопрос Богу: «Почему? Зачем все так, ты видишь мое сердце, я хочу быть с Тобой?»

Встретилась с первым разочарованием в церкви. Сейчас я не могу спокойно жить, я «колибаюсь» в этой жизни. Часто вспоминаю ту картину, когда меня не воспринимает молодежь, в душе очень большое оскорбление. Я хожу в церковь, но редко. Часто вспоминаю, как открывала служение, готовилась к нему, и глаза наполняют слезы. Я являюсь членом церкви, очень хочу служить Богу, но не могу... Меня останавливает эта ситуация из прошлого. Я понимаю, что если окончательно перестану ходить в церковь, я угасну со временем. Я не хочу оставить Бога. Я не знаю, что мне делать...

Спрашивает
Елизавета
Я сейчас могу написать правильные слова, но я уверен, что ты и так хорошо знаешь их. 🔸 Ты знаешь, что в церкви не идеальные люди, и Господь продолжает работать над их характерами. 🔸 Ты знаешь, что среди членов церкви есть достаточно много искренних детей Божиих. 🔸 А еще ты знаешь, как Господь ... Читать далее
2
Религия и обряды9 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Нормально ли, когда начинаешь сомневаться в церкви и ее доктринах?

Скажите, пожалуйста, что делать с сомнениями? Нормально ли вообще, когда начинаешь сомневаться в том, что давно знаешь? Может ли стоит что-нибудь изменить в своей жизни? Как можно побороть сомнения? И можно ли сделать так, чтобы не сомневаться, особенно в том, что я знаю? (относительно церкви в общем).

Спрашивает
Анастасия
Так говорит Библия. То есть стремиться к тому, чтобы сомнений не было – это правильно. В то же время просто от них избавиться бывает нелегко. 🤷‍♂️ Что делал Иисус, когда у Его учеников были сомнения?(Здесь в оригинале используется то же слово, что и в Флп. 2:14 - "сомнения")📖 То есть, Он просто предоставил им доказательства на их сомнения. Так что логично предположить, что бороться с сомнениями нужно определенными доказательствами. Конечно, сатана стремится посеять в наш разум сомнения даже т... Читать далее
3
Приветствую Вас, Сестра Людмила! Откуда Вы знаете, что там пишется о бревне? Не Свидетели Иеговы ли научили Вас этому? В таком случае и такие тексты, как Мф. 10:38 и Мф.16:24 и им подобные следует читать как ношение бревна своего в следовании за Иисусом. Еще до того, как Христос был казнен самым п... Читать далее
3