О Библии7 ноября 2022
Отвечает
Дмитрий Левин
Что такое заповедь в Библии?

Встречаю это слово часто в Библии и не могу понять до конца его значения. Разъясните пожалуйста.

Спрашивает
Виталий

Происхождение слова заповедь. Его значение.

Столь привычное нам слово заповедь происходит от старославянского глагола zapovedati (заповедать), который в свою очередь происходит от слов (заклять) и (поведать), то есть сообщить под клятвой.

Как поясняет толковый словарь Даля, слово заповедать имеет значение: повелеть, предписать, приказать к непременному, всегдашнему исполнению; или завещать (как наследство) какую то обязанность или запрет, обязать к чему то заклятием.

Следовательно, заповедь, это, указание или требование запрещающее или повелевающее что то делать или не делать. То, что передано как некое наследие, обязательное к исполнению. В современном русском языке это слово чаще всего используется в религиозном значении.

Примеры заповедей.

В качестве примеров того, что такое заповедь, приведем несколько отрывков из Священного Писания:

9заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем.
Лев. 6:9
6Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки;
...
8И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, — мы и жены наши, и сыновья наши и дочери наши, —
...
10а живем в шатрах и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш.
Иер. 35:6,8,10
34Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
Ин. 13:34
21И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
1Ин. 4:21

Понимание заповеди в эпоху Ветхого завета.

Ко времени явления Христа заповедями, обязательными к исполнению в иудаизме, уже считались не только повеления данные Богом Моисею на горе Синай, но и различные традиции или постановления установленные известными законоучителями или выдающимися руководителями.

В качестве примеров, подобных заповедей, можем привести требование обязательного празднования праздника Пурим, которое было установлено в V веке до н.э. царицей Есфирь и Мардохеем,

29Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, со всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме;
30и послали письма ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей царства Артаксерксова со словами мира и правды,
31чтобы они твердо наблюдали эти дни Пурим в свое время, какое уставил о них Мардохей Иудеянин и царица Есфирь, и как они сами назначали их для себя и для детей своих в дни пощения и воплей.
32Так повеление Есфири подтвердило это слово о Пуриме, и оно вписано в книгу.
Есф. 9:29-32

а, так же, обязательное празднование праздника Обновления установленного во II веке до н.э.

«В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто сорок восьмого года, встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений… И установил Иуда и братья его и всё собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в своё время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца кислева.а.—1Макк. 4:36-59

Заповедями, обязательными для исполнения, так же считались различные правила и постановления, например, об омовении тела и/или предметов, которые производились согласно трактатов, написанных авторитетными учителями, и которые в Евангелии от Марка названы «преданием старцев» и «заповедями человеческими».

5Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
8Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
Мк. 7:5-9

В ортодоксальном иудаизме считается, что в тексте Священных Писаний Ветхого завета содержится 613 заповедей, (повелений или запрещений), обязательных к исполнению. Однако предания и традиции считаются предпочтительнее положений Пятикнижия Моисея, так как «в них проявляется своеобразие и избранность еврейского народа, а законы Письменной Торы имеют более универсальный характер». (Вавилонский Талмуд, трактат Гиттин 60б)

Иногда требования заповедей вступали в противоречие друг с другом, в таком случае определялось какая заповедь «больше», то есть более важна для исполнения. Например, заповедь о пасхальной трапезе, требовала, что бы всё, что осталось от пасхального ягненка, которого готовили для пасхальной вечери, по уставу Пасхи, сжигали на огне:

10не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
Исх. 12:10

А заповедь о праздновании дня субботнего запрещала разжигать огонь в день субботний:

3не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы.
Исх. 35:3

Понятие заповеди в Новом завете

В книгах Нового завета слово заповедь чаще всего соотносится с повелением Христа своим последователям относиться друг к другу с любовью.

34Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
Ин. 13:34
2чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.
2Пет. 3:2

Так же, многие христиане, считают заповедью какое бы то ни было повеление Христа или апостолов записанное в текстах Нового завета. Например, слова Христа о хлебопреломлении или омовении ног перед Тайной Вечерей, записанные в евангелиях от Матфея, Луки, Марка и Иоанна, многие христиане считают заповедью, рассматривая слова «делайте сие» как заповедование этих действий.

19И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
Лк. 22:19
12Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
Ин. 13:12-15

Свое служение, по спасению человечества, Христос так же рассматривал как заповедь переданную ему Отцом.

49Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
50И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.
Ин. 12:49-50

Десять заповедей

Особое место в списке заповедей, занимают 10 заповедей, произнесенные, и написанные собственноручно Богом на двух каменных скрижалях, на горе Синай, в присутствии Моисея. Декалог, на евр. асерет ха-дварим, буквально десять слов, десятисловие, или как его называют христиане Закон 10ти заповедей, является единственным в своем роде откровением Бога человечеству, поскольку 10 заповедей были произнесены и записаны лично Творцом.

22Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне.
Втор. 5:22

Поскольку скрижали с текстом Десятисловия лежали в Ковчеге завета, и были скрыты от чьего бы то ни было взгляда, их текст дважды был продублирован в рукописании Моисея, в книге Исход и книге Второзаконие. Десять заповедей, (в раввинистической литературе «десять речений») были обязательны к исполнению и считались наследием которое передавалось по наследству последующим поколениям.

В Новом завете, Иисус Христос суммировал глубокий духовный смысл двух скрижалей Десятисловия, сформулировав и выразив  его в  виде двух заповедей, и отметив, что эти два великих духовных принципа являются основой всех Божьих повелений и требований:

37 Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», —
38сия есть первая и наибольшая заповедь;
39вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
40на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Мф. 22:37-40

Итог

Таким образом, мы видим, что слово заповедь в тексте Библии имеет множество значений, обозначая, как человеческие нормы поведения и традиции, которые, в различное время, считались обязательными к исполнению, так и божественные предписания, отражающие характер Творца и выражающие Его волю относительно норм религиозно-этического поведения.

0
Похожие вопросы
О Библии16 дней назад
Отвечает
Инна Белоножко
Мир Вам, Дима! Международная Библия - конечно, уникальная Книга, Слово Божье, потому что она написана на 66 языках мира. Но делать татуировки, даже со словами из Священного Писания - не стоит. Лучше пригласить Господа в свое сердце, украшать себя добрыми делами, нежностью, добротой, любить людей и... Читать далее
2
Мир Вам, Алина! Книга Бытие была написана Моисеем, бывшим принцем египетским, приблизительно 1500 лет до р.х. О каких именно шаманских писаниях Вы говорите, мне неизвестно. Может среди них есть и достаточно древние. Сам по себе шаманизм древнее Библии, так это разновидность оккультизма и спиритизм... Читать далее
2
О Библии12 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Атеистическая критика Библии.

Здравствуйте! Я хотел бы задать вам ряд вопросов, которые очень тревожат меня. Я сейчас читаю книгу "Библейские Истории" автора Г. Гече. Это первая атеистическая книга, которую я решил прочитать. Признаюсь, что я ещё не дочитал её до конца, но уже хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам.

В книге Гече пытается "раскрыть несостоятельность представлений о "богодухновенности" библейских сказаний", доказать, что Библия - результат кропотливой работы человека и только человека, что Бог не имеет к ней никакого отношения. Гече говорит, что представления древних евреев о начале мира были почерпнуты из мифологии окружающих народов, но были интерпретированы авторами так, чтобы соответствовать сложившемуся у иудеев монотеизму (например, великий потоп - это литературная обработка одной из песен о Гильгамеше), утверждает, что в Библию просочился древний политеизм (выражается в том, что в ней есть упоминания о борьбе Яхве с древними морскими чудовищами (Рехавом, Таннином, Левиафаном), также Гече говорит, что о духовности Библии позаботились толкователи в более позднее время, что они, грубо говоря, выдумали участие Господа и Его чудеса в истории израильского народа.

Мне бы хотелось услышать ваше мнение обо всём вышесказанном. Не подрывает ли это авторитет Библии? Я уверен, что для меня аргументы Гече кажутся убедительными всвязи с моей недостаточной осведомлённостью в этих вопросах. Так ли это? Знакомы ли вы с трудами Гече? Что можете о них сказать? Заранее спасибо! С нетерпением жду ответов на свои вопросы.

Спрашивает
Тимур
Мир Вам Тимур! Что сложнее: придумать гениальную идею или ее воплотить? В современном мире видно, что идеи ценнее всего. Так и тут: может, Моисей и знал о Гильгамеше. Более того, думаю, что до нас дошел мизер из культурного наследия той эпохи. Может быть, тот эпос был у них чем-то презренны... Читать далее
1
О Библии11 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Глава 1 Зов души человека: 1 - Слово Божье да пребудет в сердце моем, ибо это приятно для души моей; истина Твоя лучше других "истин" (вино). 2 - Имя Божье дарует отраду и защиту 3 - Человек испытывает пустоту в душе без Бога, потому Господь привлекает. Более того, Он принимает нас и ведет на пи... Читать далее
1
О Библии9 марта 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Дмитрий! Основную и главную тему Библии можно описать так - действие Бога в этом мире.Развитие этой темы мы видим через Великую борьбу - между добром и злом, грехом и праведностью, Христом и сатаной. В книге Бытие написаны такие слова, обращенные к змею, что искусил Еву:Иисус Христос и является тем Семенем, которое поражает змея в голову. И потому основная тема проповеди Христа: ... Читать далее
1
О Библии5 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Все ли Писание богодухновенно?

Все Писание богодухновенно... 2Тим.3:16
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление... 1Кор.7:6
Прочим же я говорю, а не Господь... 1Кор.7:12
Что скажу, то скажу не в Господе... 2Кор.11:17

Спрашивает
Самат
Доброго вам времени суток, Самат! Да, вся Библия богодухновенна и главное в этой богодухновенности - абсолютная честность тех слов, которые в ней записаны.  Если апостол говорил от себя, он так и обозначал свои слова, без попыток превознестись над Словом Бога и над верующими собратьями. Библия - с... Читать далее
1
О Библии5 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Анна! Толкование Библии, ищущие скрытый смысл текста, называется аллегорическим. Аллегорический подход широко практиковала  Александрийская школа в Египте, самым известным представителем которой был Ориген (185-202 гг.). В результате большинство событий Ветхого завета перестали восп... Читать далее
0
Мир вам, Оля! Обычно Библия издается без сокращений - 66 канонических книг. Другое дело - в некоторых изданиях добавлены неканонические книги, которые не являются боговдохновенными. Иногда их воспринимают как поучительные, хотя их авторство и датировка написания не соотвествуют - потому их не внесл... Читать далее
1
О Библии16 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
Не лучше ли воспринимать библию как некую аллегорию зарождения мира, а не буквально?

В большенстве случаев человек пытается найти соприкосновения библии с землей материальной. Так не лучше ли для совершенствования и самопознания воспринимать два понятия - первое землю материальную от зарождения до нынешнего  состояния со всеми ее аномалиями и археологическими находками и возможными предшественниками иными цивилизациями, второе библию как некую аллегорию зарождения мира нынешнего, в котором человек как маленькое зерно, произрастая,  постоянно учиться.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Я знаю, что подчас ученые создают теории буквально из воздуха, из ничего. А потом пытаются подтянуть под эти теории какие-то факты. Так было и с тем самым Дарвином, замыслившим эволюцию, обещавшим множество переходных форм, но так и не исполнившим свое обещание. Ну да... Читать далее
0
О Библии16 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Как заинтересовать молодежь в изучении Библии?

В нашей церкви, в молодежном классе, практически никто не готовится к уроку субботней школы. Как можно заинтересовать молодежь, чтобы это не было принудительно, а чтобы они сами этого хотели.

Спрашивает
Артем
Объясню для тех, кто не в курсе. Субботняя школа в адвентистской церкви – это тематическое изучение Библии, которое обычно проходят дома каждый лично, а на богослужении в группах (так называемых классах) обсуждается пройденное. 📖 Молодежь трудно заставить что-то делать, когда им не интересно, даже... Читать далее
2