Мир Вам, Артем!
Такой вопрос обычно может задаваться с двух позиций.
Первая - чтобы поспорить (в меру "философских" представлений спрашивающего).
Вторая - узнать Ваш личный опыт восприятия Бога.
В первом случае достаточно словарных определений со ссылками на источники. Таким образом спорщики будут уже оспаривать не только Вашу личную веру, но оспаривать авторитет источника (если таковой имеется) и его аргументы (т.е. работать не только на уровне "повысмеивать" веру, но и с научной критикой).
Общее определение из Википедии (написанное "человеческим языком"):
Бог — название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических и деистических учениях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность, как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог («Бог Авраама, Исаака и Иакова»), и как проявление высшей реальности, причём как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных. В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия).
Религиоведение / Энциклопедический словарь. Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян - дается такое определение:
«Одно из главных религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную мифологическую сущность, выступающую объектом поклонения»
Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. (3-е издание) говорит о Боге так:
«сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Бога свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование её является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания»
Если же спрашивают о личном опыте понимания Бога, то на примере Библии мы видим что Бог с разных сторон открывается разным персонажам Писания.
Каждое имя Бога - это откровение, которое меняет чью-то жизнь. Соответственно в жизни современного христианина кроме "правильных доктринальных" ответов буду еще личные ответы - Кем является Бог для меня сегодня. В течении жизни наше понимание Бога может меняться, углубляться и расширяться - в процессе хождения с Ним.
Когда какое-то новое Имя появляется в тексте, значит что верующий человек по-новому увидел (пережил опыт) с Богом. Посмотрите ссылки на тексты при упоминаниии имен - и сравните в какие моменты жизни и как открывается Господь.
ЭЛ(ь), ЭЛОАХ: «Бог Могучий» (Быт. 7:1; Ис. 9:6) – этимологически, слово «Эл», по видимому, означает «власть, способность», как, например: «Есть в руке моей сила сделать вам зло» (Быт. 31:29, Синодальный перевод). «Эл» связано с другими качествами, такими как целостность (Чис. 23:19), ревность (Втор. 5:9) и сострадание (Неем. 9:31), но основной идеей остается могущество.
ЭЛОХИМ: «Бог Творец, Крепкий и Сильный» (Быт. 17:7; Иер. 31:33) – форма множественного числа Элоах, который подтверждает доктрину о Троице. Из первого предложения Библии, превосходная природа Божьей силы очевидна, когда Бог (Элохим) призывает мир к существованию (Быт. 1:1).
ЭЛ ШАДДАЙ: «Бог Крепкий, Сильный Иакова» (Быт. 49:24; Пс. 131:2,5) – говорит об абсолютной власти Бога над всем.
АДОНАЙ: «Господь» (Быт. 15:2; Суд. 6:15) – используется вместо «ЯХВЕ», которое евреи считали слишком священным, чтобы быть произнесенным грешными людьми. В Ветхом Завете «ЯХВЕ» чаще используется в отношениях Бога с Его народом, в то время как «Адонай» используется, когда Он имел дело с язычниками.
ЯХВЕ / ИЕГОВА: «Господь» (Втор. 6:4; Дан. 9:14) – строго говоря, единственное настоящее имя Бога. В некоторых переводах Библии встречается как «ГОСПОДЬ» (все буквы заглавные), чтобы отличить от «Адонай» – «Господь». Откровение имени впервые дано Моисею: «Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ» (Исх. 3:14). Это имя определяет непосредственность, присутствие. «ЯХВЕ» присутствует, доступен и находится рядом с теми, кто взывает к Нему об избавлении (Пс. 106:13), прощении (Пс. 24:11) и руководстве (Пс. 30:3).
ЯХВЕ-ИРЭ: «Господь усмотрит» (Быт. 22:14) – имя, увековеченное Авраамом, когда Бог дал (предусмотрел) барана в жертву вместо Исаака.
ЯХВЕ-РАФА: «Господь исцеляет» (Исх. 15:26) – «Я Господь – ваш целитель!». Он – Целитель. Целитель тела – сохраняя и исцеляя от заболеваний; Целитель души – прощая беззакония и меняя наше сердце.
ЯХВЕ-НИССИ: «Господь – наше знамя» (Исх. 17:15), где знамя понимается как место сбора. Это имя в память о победе в пустыне над Амалеком в Исход 17.
ЯХВЕ-М`КАДДЕШ: «Господь – источник святости» (Лев. 20:8; Иез. 37:28) – Бог дает понять, что лишь Он, а не закон, может очистить Свой народ и сделать его святым.
ЯХВЕ-ШАЛОМ: «Господь – наш мир» (Суд. 6:24) – название, данное Гедеоном алтарю, построенному ним после того, как Ангел Господень заверил его, что тот не умрет, как он думал, увидев Его.
ЯХВЕ-ЭЛОХИМ: «Господь Бог» (Быт. 2:4; Пс. 59:5) – сочетание уникального имени Бога «Яхве» и общего «Господь», означающее, что Он – Господь господствующих.
ЯХВЕ-ЦИДКЕНУ: «Господь – оправдание наше» (Иер. 33:16) – как и с «ЯХВЕ-М`КАДДЕШ», лишь Бог предоставляет праведность человеку в лице Его Сына, Иисуса Христа, который стал грехом за нас, «чтобы сделать нас, в единении с Христом, Божественной праведностью» (2 Кор. 5:21).
ЯХВЕ-РОХИ: «Господь – наш пастырь» (Пс. 22:1) – после того как Давид раздумывал над своим отношением как пастыря для своих овец, он понял, что именно такие отношения Бог имеет с ним, и говорит: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться».
ЯХВЕ-ШАММА: «Господь там» (Иез. 48:35) – название, которое относилось к Иерусалиму и храму, отмечая, что некогда отошедшая слава Господа (Иез. 48:8-11) вернулась (Иез. 44:1-4 ).
ЯХВЕ-САВАОФ: «Господь Воинств» (Ис. 1:24; Пс. 46:7) – слово «воинства» означает «орды, толпы, полчища» как ангелов, так и людей. Он – Господь воинства небесного и жителей Земли, иудеев и язычников, богатых и бедных, господ и рабов. Это имя выражает величие, силу и власть Бога и показывает, что Он способен сделать то, что Он решает делать.
ЭЛ-ЭЛИОН: «Всевышний» (Втор. 26:19) – происходит от еврейского корня слов «вверх» или «подниматься», поэтому означает то, что Он является самым высоким. «Эль-Элион» означает возвышение и говорит о Его абсолютном праве на господство.
ЭЛ-РОИ: «Бог Видящий» (Быт. 16:13) – имя, приписанное Богу Агарью, которая находилась в одиночестве и отчаянии в пустыне после того, как Сара прогнала ее (Быт.16:1-14 ). Когда Агарь встретила Ангела Господнего, то поняла, что видела Самого Бога. Она также поняла, что «Эл-Рои» увидел ее в бедствие и показал, что Он – Бог, который живет и видит все.
ЭЛ-ОЛАМ: «Вечный Бог» (Пс.89:1-3) – Божья природа не имеет ни начала, ни конца, свободна от всех ограничений во времени, и Он является причиной самого времени. «От века и до века Ты – Бог».
ЭЛ-ГИБХОР: «Бог крепкий» (Ис. 9:6 ) – имя, описывающее Мессию, Иисуса Христа, в этой пророческой части книги Исаии. Как сильный и могучий воин, Мессия – Бог крепкий – уничтожит врагов Бога и будет править железным жезлом (Откр. 19:15).
Благословений Божьих,
Виктор