Отвечает: Виктор Белоусов

Мир Вам, Александр!

С точки зрения Библии - вершителем правосудия является Бог.

12 Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
(Пс.7:12)

Если мы будем размышлять о Божьем характере - то увидим в нем две основополагающие черты - правда (любовь) и суд. В Боге удивительным образом сочетается как желание блага для человека, так и стремление к справедливости. Это выражается не только в жертве Иисуса, это можно увидеть в истории Патриархов, в истории Израильского народа (от исхода до пленения и рассеяния), в Псалмах остро поднимается эта тематика (благость Бога и возмездие нечестивым).

Каким образом вершилось Божественное правосудие? Всегда были две стороны - непосредственное действия Бога (Вавилонская башня, Потоп, суды над Египтом) и действие Бог через людей.

Как в начале, во времена патриархальные, отец как глава семейства имел вместе право и власть судии над всеми своими домашними, даже над их жизнью и смертью (Быт 38:24), так, с размножением семейств, эта власть естественно перешла к главам колен и родов, которые как главы вместе с 
отправлением дел колен производили также и суд, исправляя должность судей над своими соплеменниками и членами своего народа, насколько это позволяло тогдашнее положение Израильтян в Египте. 

Когда Моисей освободил свой народ от рабства Египетского, тогда все 
искавшие правосудия естественно стали обращаться к нему, как избавителю народа, как чудесно уполномоченному Богом в качестве Его посланника, и он судил их (Исх 18:13). Но так как Моисей один не мог управлять судом такого множества людей, то по совету Иофора не без воли конечно Божией (Исх 18:23), он из всего числа старейшин Израильских избрал мудрых, разумных и богобоязненных, правдивых и бескорыстных мужей и поставил их судьями в виде начальников над тысячами, сотнями и десятками и надзирателей для колен, предписав им правильно судить, 
не взирая на лица. ибо творят суд Божий, а дела трудные и неудоборешимые доводить до него (Вт 1:9-18, Исх 18:14-26). Подобно этому учреждению порядка судебной расправы по делам народным 
сделано было распределение и по управлению войском, т.е. и здесь учреждены были тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники (Чис. 31:14). 

Общее распоряжение из Пятикнижия: "Во всех жилищах твоих поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтобы они судили народ судом праведным, не извращая закона" (Вт 16:18). 

Эти судьи, без сомнения, были учреждаемы из старейшин, потому что, говоря о разных судебных случаях, Моисей предоставляет суд старейшинам (Вт 21:18-21, 22:13,15,18, 25:2,8). Но для затруднительных дел, которые при жизни Моисея предоставлены были ему самому для 
решения, после него должен был устроиться высший суд, который должен был иметь свое заседание в Святилище и состоять из священников и судей, под председательством первосвященника и светского судьи во главе (Вт 17:8-12, 19:16-19, 21:2,5). 

Во дни Судей суд производили Судьи, как призванные к этому Господом (Суд 3:9-10, 4:4-5). После последнего Судьи, который был вместе первосвященником (1Цар 4:18), высшая судебная власть вместе с 
правительственною властью перешла к пророку Самуилу (1Цар 7:15, 12:3 и дал.) и потом к царям. Доступ к царю был открыт всякому подданному ищущему суда (2Цар 15:2,6, 14:4, 3Цар 3:16). По окончании войн, когда приведены были в порядок устройство царства и в особенности 
Богослужение, Давид назначил шесть тысяч левитов судьями и писцами в разных городах для наблюдения как в делах религиозных, так и в мирских (1Пар 23:4, 26:29-32). Еще более для благоустройства суда сделал Иосафат. Он не только поставил судей по всем укрепленным городам из старейшин, конечно, и священников (2Пар 19:5 и дал. Вт 21:5, 16:18), но устроил еще в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и племенных начальников, чтобы творить суд Господень и разрешать судебные тяжбы. В этом суде председательствовали - первосвященник (для дел Яхве) и князь дома Иудина (для дел царя); к нему же были определены левиты, как писцы. Это судилище имело своим назначением давать приговор по всем трудным делам, которые будут поступать к нему от местных судов (2Пар 19:8-11, Вт 17:8-18, 19:16-18, Пс 121:5). 

Около времен Иисуса Христа и апостолов у Евреев было три судилища: 

1) верховный совет или синедрион в Иерусалиме, состоящий из 71 члена, во главе которого был председатель, коим мог быть первосвященник. Здесь решались самые важные дела. 

2) Средний суд состоял из 23 членов и был в главных городах. 

3) Низший суд состоял из 3-х членов (Мф 5:22). 

Самое судопроизводство и порядок суда были достаточно просты. Судьи должны были во всякое время судить народ (Исх 18:22). Во время Моисея суд происходил пред Скинией, где он заседал с Аароном и князьями общества, чтобы давать решение о праве и законе (Чис 27:2, Исх 18:19). Судьи в городах, по обычаю древнего Востока, имели свое седалище у ворот (Вт 21:19, 22:15, Прит 22:22, Амос. 5:14,15), на открытом месте города, где также была базарная площадь (4Цар 7:1). Сюда пред них являлись тяжущиеся, принося свои жалобы устно (Вт 1:16, 21:20, 25:1), 
а подсудимый, если он сам не являлся, был призываем (25:8). Адвокатов или поверенных в Ветхом Завете не встречается. Даже самые высшие судьи народа решали дела публично: Девора - под пальмою (Суд 4:5), цари - в воротах и во дворе дворца (2Цар 15:2-6, сн. 14:4 и дал. 3Цар 3:16). 
Соломон при своем дворце устроил притвор для судилища с престолом, с которого судил (3Цар 7:7). Позднее князья Иудины производили суд в зале царского дворца (Иер 26:12), но при этом из дома царя переходили в храм, при входе в новые ворота, судить Иеремию (Иер 26:10 и дал.). 

Судье поставляется в обязанность тщательно расследовать и строго испытывать обвинения и объяснения (Вт 1:16, 13:14). Для удостоверения в истине довольствовались иногда простыми признаками (Исх 22:13, Вт 22:25), даже словом отца и матери, обвиняющих непокорного сына (Вт 
21:18-21). Обыкновенным средством дознания истины служили свидетели. Закон при этом требовал не менее двух или трех свидетелей (Вт 19:15, Мф 18:16, 2Кор 13:1, 1Тим 5:19), особенно в уголовных делах (Вт 17:6, Чис 36:30). При том предписывалось строгое испытание свидетелей, и 
кто обличался в ложном свидетельстве. тот сам подвергался тому же наказанию, какое угрожало виновному (Вт 19:18). Где не доставало свидетелей, например при воровстве, должна была решать дело клятва (Исх 22:10-11, Евр 6:16). Иногда, за неимением доказательств и средств к 
открытию истины, бросали жребий (Нав 7:14, 1Цар 14:40). Жребий употреблялся как непосредственное Божественное решение (Прит 16:33, 18:19). Принудительные средства, пытки, заключения в темницу чужды были закону Моисееву; они явились поздно, под чужим владычеством (Лк 12:58). 

Именно суд (Синедрион) приговорил Христа к смерти. Что послужило этому? Ложные свидетельства и несправедливость суда (судей). Было бы "справедливей", если бы суда вообще не было? Нет, скорее всего толпу бы "науськали" побить Христа камнями и такие попытки неоднократно предпринимались.

Как мы видим - наличие суда (как реализации Божественной справедливости) обусловлено Писанием. Проблема состоит не в институте суда (который есть по Библии), а в нечестивости (несправедливости, субъективности, коррумпированости) судей. 

Когда в Новом Завете Христос провозглашает "не судите", о чем Он ведет речь?

1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
(Матф.7:1,2)
 
1) Есть бытовое осуждение - когда мы делаем других людей виноватыми в своих глазах. Но Христос акцентирует внимание на критериях (какая "мера"), по которым мы судим. если мерой является только личный интерес - то нас будут судить такой же мерой. Если мерой является Божье Слово - то мы будем судимы Его Словом.  

2) Личность судьи влияет на качество и справедливость суда.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.
(Матф.7:3-5)

Судить не должен человек, который виновен в тех же нарушениях, что и подсудимый. Судья должен представлять Божью справедливость  (законность) - тогда в суде есть смысл.

Что мы видим в современном Христианстве по поводу суда?  

Есть два пути:
  •  делать суд справедливым по "христианским" этическим принципам
  •  абстрагироваться от вопросов справедливости и законности, отдавая их на откуп кому-то, кто возьмется
Мало кто хочет брать на себя ответственность самому быть послушным законам (потому столько различных ситуаций с "сребролюбием" и коррупцией в церковной среде (симонией). Эта проблема ведь не в ХХ-ХХI веках придумана. Этим церковным проблемам десятки столетий (!). Официальным прикрытием для этого служит понимание, что "вершителем правосудия является только Бог и никто кроме него" - а все люди грешны и достаточно лишь говорить о праведности (законности), но не следовать ей. Ведь потом можно "покаяться", принести церковную эпитимию (или достаточно на словах "покаяться") и жить как всегда. И получается такая модель - "суровость законов обеспечивается необязательностью их выполнения". 

При этом институт суда как был, так и остается - но вот откуда должны взяться посвященные люди, которые будут вести справедливый суд и отражать Божью справедливость? Потому институт суда (и законотворчества) в таком пренебрежении. Хорошо ли это? 

С одной стороны вопрос теологический, а с другой - практический. Именно в практическом разрезе видны альтернативы. Когда протестанты (в результате т.н. "протестантской этики") старались реформировать общество и поворачивать в сторону большей честности и законности (как результата покаяния и спасения) - это приносило свои плоды тогда и приносит по сей день, хотя христиане там уже далеко не всегда у власти (но христианская социальная этика в обществе осталась - что главное).

Вот официальная статистика по состоянию на 2013-2014 годы:

http://gtmarket.ru/research/rule-of-law-index/info
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО ИНДЕКСУ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА

http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info
ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ

http://gtmarket.ru/ratings/homicide-rate/info
РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ ПРЕДНАМЕРЕННЫХ УБИЙСТВ

Любовь без справедливости - попустительство. Справедливость без любви - жестокость.

Многие христиане вопиют к Богу - почему все так несправедливо... Так нужно ли сегодня христианам отказываться от попустительства злу и стремиться к большей справедливости, как исполнению Божьей воли? Каждый может найти ответ сам. 

Божьих Вам благословений,
Виктор
0
Похожие вопросы
Отвечает
Виктор Белоусов
Все ли что не попросить, будет дано?

Добрый день!

  1. Как возрасти в вере?

  2. Все ли что не попросить, будет дано?  Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море. Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будите просить в молитве, верьте, что получите, -и будет вам. Марка 11:23-24.

Спрашивает
Оля
Мир Вам, Оля! Если практически говорить о возрастании в вере - рост будет тем больше когда Вы размышляете над текстами Библии, слушаете вдохновляющие проповеди, читаете духовную литературу, которая отвечает на Ваши вопросы и актуальные для Вас темы. Чем ближе Писание оказывается к Вам - к Вашим жи... Читать далее
1
Филипп, сегодня, особенно в интернете, этой "грязи" трудно избежать. Рекламы лезут во все щели, и порнографические тоже. Некто сказал, что птицам летать над нашей головой мы запретить не сможем, но вот свить гнездо на нашей голове, это уже в нашей воле: разрешить или запретить. Вывод делайте сами. ... Читать далее
1
Отвечает
Олег Замигайло
Я верующий человек и мне очень страшно брать на себя грех за аборт. Но если мы оставим ребенка спокойной жизни у нас не будет.

Помогите пожалуйста! У меня беременность 2-3 недели. У нас с мужем уже есть ребенок 2 года. Живем с родителями. Они очень нам помогают. Хоть муж и работает но они практически нас  содержат, естественно настаивают на аборте. Говорят нам еще один ребенок не нужен. Нам достаточно вас всех.

Спрашивает
Юлия
Мир вам, Юлия! Аборт это убийство, будет ли спокойная жизнь после него, это еще большой вопрос. А представьте себе, что после аборта доходы ваших родителей вдруг сильно упадут. Всякое ведь бывает - уволили с хлебной должности или конкуренты бизнес отобрали, да мало ли еще что. Только посмотрите на ... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Я еще взрослею, мне еще нет 18 лет, и сами понимаете, что это порождает: раздражительность, внутренние противоречия и т.д...

Брат Василий! Мне как никогда нужна Ваша помощь!!! Я еще взрослею, мне еще нет 18 лет, и сами понимаете, что это порождает: раздражительность, внутренние противоречия и т.д. Еще недавно на днях я радовалась жизни и улыбалась, молилась с радостью. А теперь мне показались во многом несправедливы Божьи законы, а молитвы начала воспринимать как нечто вроде способа исполнения желаний, сначала я пыталась избавиться от этого молитвами, но сейчас даже не могу. Чувствую отреченность  и еще все намного хуже, но я не могу об этом сказать, есть на мне грех, который я думаю мне не простится Мф. 12:32, меня это ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ мучало, и думаю ,что напомнит о себе. Василий, пожалуйста скажите, что мне делать я ведь еще так молода, неужели вcе так просто и навсегда, я хочу как прежде вкушать прелести этой жизни, данной Творцом!

Спрашивает
Анжела
Приветствую Анжела! Я прекрасно понимаю Вас. Первое, что хочется сказать, это напомнить о той великой борьбе, которую ведут Христос и сатана за каждого из нас. Мы этого можем и не осознавать, так же как мы и не осознаем, что дышим воздухом, пока его нам не перекроют. Вот эти чувства раздражительнос... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Я занялся заработком денег на постройку церкви, и уверен что на этом пути мне прейдеться много грешить. Будут ли эти грехи прощены?

Скажите пожалуйста если у меня есть огромное желание построить церковь, но как вы понимаете, и я тоже, это требует финансовых вложений. Я занялся их заработком, и уверен что на этом пути мне прейдеться много грешить. Будут ли эти грехи прощены и могу ли я расчитывать на Божью помощь? Спасибо.

Спрашивает
Федор
Мир вам, Федор! В Библии есть пример, который можно привести к вашей ситуации:Бог не принимает на святое дело деньги, что осквернены осознанным грехом, который сделал верующий человек. Бывает другая ситуация, что неверующий заработал деньги, приходит к Богу и кается. В знак покаяния он решает отдать часть не всегда честно заработанных денег на служение Богу. Такой пример мы... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Невольно похитив одну вещь, сколько я должен вернуть владельцу?

Скажите пожалуйста - за похищенное я должен заплатить в  4 раза больше, как поступить если мне на время дали одну вещь и я через время тоже дал кому-то, но забыл, хозяин просит но тот  человек не хочет отдавать и присвоил ее себе сколько мне заплатить?

Спрашивает
Александр
Приветствую, Брат Александр! Библия не требует возмещать в четыре раза больше. Это было добровольное решение Закхея, а не требование закона. Библия требует возместить ущерб. В исключительных случаях добавляется пятая часть, то есть 20%. Вот эта заповедь:Из этого мы исключаем принесение самой жертвы, потому что Христос принес жертву за всех нас. Остается вместо этого в молитве исповедаться перед Господом, возместив убыток. Благословений! Василий Юнак... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
Греховная сущность Макдональдса.

Максим, я с вами совершенно согласен, что играть в покер - грех, но почему вы пишете, что Лучше уж разносить заказы в Макдональдс, чем протирать штаны за таким опасным занятием. Разве в Макдональдсе здоровая пища, они еще свинину в некоторые продукты добавляют. У них еще греховный лозунг в рекламе утро добрым не бывает.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам Алексей! В данном случае я пытался ответить на вопрос, где человек может подзаработать с меньшим риском, чем в картах. Я согласен с Вашими аргументами против Макдональдса и мог бы добавить не один десяток. Сам я большой противник фаст-фуда и стараюсь без крайней нужды не есть в этой и под... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Моя подруга пригрозила мне, что приворожит моего парня, если я его не брошу.

Я пробовала говорить с ней - она ни в какую. Скажите: стоит ли мне бояться приворота? Подействует ли он?

Спрашивает
Марина
Мир Вам, Марина! Если Вам такое сказала подруга - она не подруга, а наоборот - соперница. Как говориться: С такими друзьями и врагов не надо. Держитесь подальше от такой "подруги" и не верьте ей. Если бы она реально могла "приворожить" его - она бы Вас не пугала, а попробовала сделать это. Если он... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Галина! Слово "авва" на древнеарамейском действительно означает слово "отец" в доверительной форме. Оно встречается в Мар.14:36, Рим.8:15, Гал.4:6. Его аналогом в русском языке могут быть слова "папа" или "папочка". Если у христианина действительно близкие и доверительные отношения ... Читать далее
1
Приветствую Вас, Сестра Аня! Причин нехристианскому поведению верующих людей несколько: Во-первых, не все, называющие себя верующими, действительно являются таковыми. Да, они посещают церковь, и даже иногда молятся, но для них это приятное провождение времени в приятном обществе. С другой стороны, ... Читать далее
1