Отвечает
Александр Луцив
Почему Бог допустил, чтобы Иефай принес в жертву свою единственную дочь?

В Книге Суд. 11:29-40. Было ли  что-то недопустимое или нелицеприятное в его клятве, принести в жертву то, что выйдет ему навстречу?

Спрашивает
Марина

Здравствуйте, Марина.

Это место в Библии очень противоречиво и непонятно написано. Для того чтоб понять весь смысл ситуации нужно посмотреть в контекст происходящих событий.

Да, действительно Иеффай принес свою дочь в жертву. Об этом прямо говорит текст оригинала, если читать с иврита. Хотя у некоторых исследователей Библии есть спорное мнение, что отец посвятил свою дочь в монашество, но такая практика не была принятой в обществе Израиля и вообще о такой практике ничего не написано в древних источниках истории судей.

Причины, почему Иеффай дал такую клятву:

  1. Война (Суд. 11:4) и ее обстоятельства (Суд. 11:12-28). В  древнем мире перед важным сражением всегда приносились жертвы, чтобы умилосердить богов и чтоб они даровали победу. Такая практика была у всех языческих народов и не только. Вспомните хотя б момент когда Самуил должен был принести жертвы перед тем как Саул должен был напасть на врагов (1-я Цар. 13:1-10). О практике приношения жертв перед сражением можно прочитать как в Библии, так и в другой древней литературе о сражениях.

  2. Общество и взросление Иеффая. Как известно из Библии Иеффай был сыном блудницы (Суд. 11:1). Он  не был истинным израильтянином по крови, а был галаадитянином. В обществе, в котором он вырос, человеческие жертвы были обычным явлением. Сравнить только акт совершенный царем Моава, кто пожертвовал своим старшим сыном  для бога Хамоса, как заключительный акт отчаяния, чтобы сохранить свой город от нападения израильтян (2Цар.3:26,27). Да и событие, вызвавшее у него желание принести клятву, не было обычным, в котором, по его мнению, невозможно было обойтись обычной жертвой.

  3.  Уверенность Иеффая в том, что если он принесет жертву подобного рода, то Бог обязательно ответит на его просьбу (Суд. 11:30-31). В 31-м стихе автор выражает  единственную мысль о том, что только человеческое существо могло выйти на встречу возвращающимся домой воинам. Так как в те времена собак не держали дома, а животные пригодные для жертвы, такие как овцы или козы всегда находились на пастбищах или в загонах. Это был чисто дипломатический ход Иеффая, в котором он пытался купить у Бога его благословение.

Единственное, что было недопустимо и нелицеприятным в клятве перед Богом – это то, что Бог ненавидит человеческие жертвы (Лев. 20:2-4) и никогда не просил человеческих жертв, кроме ситуации с Авраамом в которой Бог все-таки не допустил это жертвоприношение, но сделал это для испытания веры Авраама (Быт. 22:1-2). Если бы Иеффай пообещал Богу другую жертву,  то ничего плохого бы в этом не было.

Почему Бог не остановил жертвоприношение Иеффая:

  1. Бог не любит когда кто-то пытается купить его благословение (Деян. 8:18-24). Здесь Бог преподает Иеффаю жестокий урок того, что торговаться с Богом очень опасно, ведь можно доторговаться до такой цены, что это будет очень трагично завершено. 

  2. Бог молчал, потому что Он не просил этой жертвы, когда Бог просил жертву сына Авраама тогда Он и остановил его. Нельзя давать Богу больше того, чего Он просит – Бог  нелицеприятен. Его благословение невозможно заслужить или купить.

  3. Таким образом, Бог пытается научить всех людей, в том числе нас, что все происходит по Его воле, независимо, сколько молитв мы произнесли или сколько пожертвований пожертвовали. Но если мы захотим манипулировать Богом, то это может обернуться проклятием  для нас.

Также мы не можем и не имеем права осуждать Иеффая, потому что он записан в послания к Евр. 11:1-40, как муж веры. Муж, который, невзирая на всю трудность обещания, исполнил свое слово, а мы часто давая обещания Богу ввиду каких-то неудобств для нас отказываемся от своих обетов.

Мы можем осудить только его беззаконный обет, который учит нас: прежде чем что-то обещать Богу, нужно очень старательно продумать чего нам будет стоить исполнение этого обещания.

С уважением,

Александр Луцив

1
Похожие вопросы
Дорогой Игорь! На нашем сайте есть система поиска. Если бы вы воспользовались ею, то давно уже нашли бы эти ответы: Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия Немного о динозаврах - когда и почему? Есть ли теории или версии о том кто были сыны Божии и дочери человеческие? Если учесть, что ангелы... Читать далее
1
Трудные тексты1 день назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Мат.27:9 У Иеремии я ничего похожего не нашел. Как вы это прокомментируете?

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. Мат.27:9

Спрашивает
Олег
Дорогой Олег! Вы правы, Матфей ошибочно приписывает Иеремии слова пророка Захария 11 гл.: Как известно, до распространения книгопечатания частных библиотек почти не было из-за их высокой цены, как сейчас, например, мало кто может позволить себе роскошь коллекционировать экзотических животных или собрать целый зоопарк со слонами. Ветхий завет к тому же был собранием 39 книг весьма больш... Читать далее
1
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте несколько ответов пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1