Шалом, Ирина!

Вы спрашиваете об этом отрывке:

25Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.
26И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой.
Исх. 15:25-26

К сожалению, частенько когда мы открываем Библию, мы смотрим на неё глазами людей, выросших в обществе, которое имеет очень специфичное отношение к понятию «Закон». Ведь что такое закон для большинства из нас? Это нечто, что может со временем меняться, дополняться, улучшаться и даже отменяться.  Каким бы совершенным ни казался закон, всегда найдётся что-то, что можно в нём улучшить или отменить, особенно, если общество людей, живущих по этому закону растёт и развивается.  Так обстоят дела в любом государстве мира.

Однако Библия говорит нам о том, что помимо человеческих государств есть одно государство, чей закон постоянен, неизменен, совершенен, как и Сам Законодатель. 

Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина.
Пс. 118:142

Поэтому если Государь этой страны учит кого-то Своему уставу и закону, то это всегда один и тот же устав и закон.

Вы совершенно правильно подметили, что Бог даровал Своему народу скрижали позже, чем сам Закон.  Даже больше того, в 16-й главе говорится о том, как Вседержитель начал учить Свой народ святить субботний день, хотя до дарования скрижалей было ещё больше двух месяцев.

К сожалению, находятся люди, утверждающие, что Закон был дан только еврейскому народу и только на Синайской горе. Однако это не вполне соответствует действительности. Знание о существовании Закона всегда было у тех людей, которые старались ходить с Богом. Читая Библию постепенно и внимательно, мы видим, что Каин и Авель знали все заповеди Бога:

  • они поклонялись только одному Богу;

  • они не делали изображений Бога;

  • они знали, что зависть в сердце — это плохо. Бог Самолично объяснил это Каину (об этом читаем в Быт.4).

  • Они знали, что надо уважать родителей, и что восстать на человека с целью убийства — это грех.

  • Они даже хорошо знали о необходимости жертвоприношений.

И о благословенной субботе они тоже знали, потому что их отец Адам и их мама Ева рассказывали им и о жизни в Эдемском Саду и о седьмом дне, который стал для них одним из самых первых подарков Творца.

Другое дело, что Закон Бога никогда не был записан на каком-то земном материале. Знание о том, что такое грех и как определить, грешишь ли ты, знание о том, какая жертва должна была быть принесена — всё это передавалось от отца к сыну.  Вы когда-нибудь пробовали посчитать годы жизни сыновей Божиих до потопа так, чтобы увидеть, какое поколение все ещё имело возможность поговорить с Адамом лицом к лицу?  Вот посмотрите:

Как видим, Адам имел возможность учить заповедям Божиим своих внуков в восьмом поколении, в частности, рассказывая им и о благословениях седьмого дня недели! И даже Ламеха он мог держать на своих руках! Не было необходимости записывать Закон, потому что Адам мог лично передавать своим внукам и правнукам знание о  Творце и Его правилах счастливой жизни.

Проблемы начались после потопа. Жизнь людей начала сокращаться, количество людей увеличиваться. Но даже в эти столетия люди не нуждались в записанном законе, потому что Ной, переживший потоп, имел возможность быть живым свидетелем силы и святости Бога для своих детей до девятого поколения, и возможно, он даже держал на своих руках родившегося Аврама. 

Быт.11:10-32 утверждает, что Аврам вышел из своего родства ещё при жизни четырёх своих дедов.  Авраму не нужен был записанный Закон Бога, потому что он был научен слышать Его голос так же, как его слышали Адам и его дети, начиная с Каина.

Но время шло, постепенно умерли все прадеды Авраама, умер и он сам. К тому моменту, когда еврейский народ (потомки Авраама) вырос в численности, продолжительность жизни людей очень сильно сократилась: поколения сменяли друг друга так, что только при хороших обстоятельствах дед мог быть в нормальной физической форме, чтобы учить своих внуков. Но главное в том, что выросшее население земли ко времени рождения Моисея так пропиталось язычеством и так отдалилось от Истинного Бога, что даже потомки Авраама с огромным трудом и скрипом могли принимать Божьи правила жизни.

Не могло быть и речи о том, чтобы учить их устно: привыкшие к язычеству, с почти окаменевшими и глухими к голосу Бога сердцами, они не были способны исправить свои пути, просто слушая Бога. И это было проверено и продемонстрировано ещё до Синайской горы. Как раз об этом стихе вы и спрашиваете. Но они, в силу перечисленных выше обстоятельств, не были способны учиться.  Благодаря двум предельно лаконичным стихам мы видим, что потомки Авраама не могли уже слышать голос Бога так, как слышал сам Авраам.   Спаситель продемонстрировал им 10 чудес-казней, Он провёл их по дну моря, Он постоянно находился с ними в столпе огненном ночью и в столпе облачном днём (Исх.13:21). Но когда Он устно говорил к ним через Моисея, они не принимали Его слово, Его Закон. Короткая память и жёсткие сердца, постоянно готовые спросить: «есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17:7) не позволили Богу воспитывать их так, как Он это делал с Авраамом и другими их отцами. 

25Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его.
26И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой.
Исх. 15:25-26

Нет никакого сомнения в том, что при водах Мерры Спаситель дал Своему народу тот же самый Закон, который знали их отцы: Адам, Ной, Авраама, Иаков, Иосиф. Тот самый Закон, который Он потом (2 месяца спустя) Собственным перстом запишет на каменных скрижалях. Именно этим заповедям и уставам Он желал научить их... В следующей главе читаем о том, что они были неспособны даже в субботу покоиться (4-я заповедь), что уж говорить об остальных: не завидуй, не воруй, не прелюбодействуй, не хули имя твоего Бога, не поклоняйся изображениям. Они всё это делали и продолжали делать. Устное слово Бога не подействовало. Вот и пришлось дать им записанное слово и привлечь их внимание за счёт страха, ведь спасать-то надо было (Иуд.1:23)

18Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали.
Исх. 20:18

А Бог всегда Один и тот же, Он не меняется. И Закон Его не меняется (Иак.1:17).

С уважением,

Саша.

3
Похожие вопросы
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте (http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/200102/11224919.html) пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Давайте прочтем тексты из Библии, которые вы упоминаете.Пусть вас не смущают подобные места в Библии. Дело в том, что Библия это правдивая Божья книга и в ней описаны истории, действительно имевшие место в жизни ее героев, не искажаясь, не покрывая недостатки и грехи людей. Это реальная жизнь, реальных людей, их путь к Богу, их ошибки и падения, достоинс... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр! Иисус воскрес на третий день, а не на четвёртый, после трёх. Аналогично, кстати, происходило с ягненком при исходе из Египта. Смотрим Писание:Благословений, Виктор... Читать далее
1