Отвечает: Александра Ланц

Вопрос: "Мой товарищ утверждает, что дословно точно неизвестно, что было написано на кресте при распятии Иисуса. Я же прошу его прочесть евангелие, где он найдет ответ. Но он утверждает, что везде написано по-разному. Соответственно, у меня возник вопрос- ежели действительно все Иоанн, Матфей, Лука, Марк пишут о разных надписях, значит их апостолов там не было, либо Бог, когда диктовал им Евангелие, диктовал разное? я вконец запутался".
Мир вам, Савелий!

Давайте начнём с главного. Бог никогда не диктует Своим пророкам и свидетелям слова, которые они обязаны записывать в абсолютной точности. Бог даёт пророкам ОТКРОВЕНИЕ о чём-то и позволяет им записать, передать это откровение на человеческом языке так, как у них это получается. Кстати, именно поэтому  книги Библии стилистически отличаются друг от друга: каждый пророк – это отдельная личность, со своим стилем, с особой манерой высказываться. Только, пожалуйста, постарайтесь понять мою мысль правильно. Я не утверждаю, что пророки имели право вносить в ОТКРОВЕНИЕ Бога  какие-то свои мысли. Однако я утверждаю, что Бог позволял им передавать Его послания в соответствии с тем, что они смогли принять, и в соответствии с тем, какие человеческие слова они сами для этого избирали. Обратите особое внимание на то, что Бог никогда не выберет в качестве Своего пророка человека, чьё сердце в данный момент не обращено к Нему полностью, ведь такой человек никогда не сможет во всей полноте передать СУТЬ Божьего Откровения, его мысли: либо что-нибудь упустит, либо что-нибудь добавит от себя.  

Таким образом, не очень-то разумно ожидать от Библии того, что одна и та же мысль будет выражена совершенно одинаковыми словами. Ещё более неразумно ожидать этого, когда мы читаем Библию не на языке оригинала, а в переводе. Поэтому я от всего сердца советую вам при чтении Библии изначально не зацикливаться на словах, а стараться понимать главную мысль, которая составляется из этих самых слов. И помните, что мысль проявляется тем яснее, чем больше вы найдёте библейских отрывков по данному вопросу.

Итак, ваш вопрос о четырёх упоминаниях надписи, которая была повешена над головой Спасителя. Вот они:

(Матф.27:37)   «и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский».

(Марк.15:26) «И была надпись вины Его: Царь Иудейский».

(Лук.23:38) «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский».

(Ин.19:19-22) «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал».


Какую основную мысль надписи вы видите? Она явным образом повторена в каждом их четырёх отрывков.

Царь Иудейский
Царь Иудейский
Царь Иудейский
Царь Иудейский


Как видите, в основной мысли евангелисты не расходятся. Римские солдаты по желанию еврейских первосвященников и начальников распяли на кресте ИСТИННОГО ЦАРЯ иудейского народа, Того Самого, Который говорил с Авраамом, с Моисеем, с пророками, Который дал Закон.

Судя по тому, как повествует о событиях Марк, он не цитирует дословно то, что было написано, но только передаёт главную мысль. Лука делает то же самое:

 «Царь Иудейский».
 «Сей есть Царь Иудейский».


Их слова отличаются только грамматической конструкцией, но ни тот, ни другой евангелист не преследовал целью дословно передать надпись.

Вот написанное Матфеем и Иоанном явно ближе к тому, что можно назвать попыткой дословной передачи слов с той надписи, ведь имя распинаемого должно было быть на ней. Если вы внимательно прочитаете то, как предают эту надпись Матфей и Иоанн, то обнаружите, что различие заключается только в одном слове: «назорей».  А конструкцию фразы мы не можем считать за различие, т.к. перед нами перевод с перевода, и мы знаем, что в каждом языке грамматические конструкции для передачи одной и той же мысли могут быть разными (впрочем, это очень часто встречается даже в пределах одного и того же языка).

«Сей есть Иисус, Царь Иудейский».
«Иисус Назорей, Царь Иудейский»


Почему у Иоанна появилось это слово «назорей»?  Вполне возможно, оно там действительно было. Но Матфей по какой-то причине не передал его. Возможно, дело в том, что надпись была сделана на трёх разных языках, два их которых не имели в себе слова для обозначения такого явления, как «назорей», и Матфей «процитировал» одну из тех трёх. Возможно, Мафтей не присутствовал при непосредственном акте распятия, поэтому то, какой была надпись, от узнал от свидетелей события, а их тогда детали интересовали в наименьшей степени, им было достаточно того, что надпись имела имя Спасителя и обозначение Его «вины». Кстати, судя по Евангелиям, только Иоанн совершенно точно присутствовал при совершавшемся распятии. Он видел всё происходившее вплоть до того, как из пронзённого бока Спасителя полились вода и кровь: «один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Ин.19:34-35).

Итак, если какие-то разночтения, меняющие смысл самой надписи? Нет, таковых нет. То, что увидели и поняли свидетели Иисуса, то, что запало им в сердце, именно это они и передали нам. Да, своими словами, да, так как сами поняли. Однако ни одно их этих четырёх свидетельств не противоречит Правде, не изменяют Правду.

Поэтому, совершенно не важно, что именно дословно было написано над головой Иисуса, тем более, что «дословно» там было три разных языка. Важен смысл надписи, который передан для нас совершенно точным образом.

С уважением,

Саша.

0
Похожие вопросы
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте (http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/200102/11224919.html) пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Давайте прочтем тексты из Библии, которые вы упоминаете.Пусть вас не смущают подобные места в Библии. Дело в том, что Библия это правдивая Божья книга и в ней описаны истории, действительно имевшие место в жизни ее героев, не искажаясь, не покрывая недостатки и грехи людей. Это реальная жизнь, реальных людей, их путь к Богу, их ошибки и падения, достоинс... Читать далее
1
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр! Иисус воскрес на третий день, а не на четвёртый, после трёх. Аналогично, кстати, происходило с ягненком при исходе из Египта. Смотрим Писание:Благословений, Виктор... Читать далее
1