Отвечает: Александра Ланц

Вопрос: "В книге Левит 11:32-33 написано, что я должен разбить посуду, которая касалась нечистой еды. Нужно ли ее разбивать? И грех ли, если я буду нечистый, когда дотронусь до нечистой пищи?"

Мир вам, Влад!

Ответ на ваш вопрос мне хочется начать со слов апостола Павла, которые он когда-то написал Тимофею:

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:13-17).

В то время, когда Павел отправил своё послание Тимофею, существовали только те Писания, которые собраны у нас под названием «Ветхий Завет», и Тимофей с детства был научен правильной жизни именно из них. Как мы понимаем, эти Писания включают в себя не только 10 заповедей, но и ряд многих других заповедей и постановлений, которые касаются практических вопросов богослужения, взаимоотношений между людьми, устройства государства, уголовного и гражданского кодексов, здоровья....

Не секрет, что когда современный верующий, который идёт ко Христу из язычества, т.е. который до того, как начал откликаться на голос Бога, был язычником, такой верующий начинает сопротивляться тому, что написано в Торе (Пятикнижии). И это не удивительно, ведь человек привык кушать всё подряд, жить по языческим законам своих отцов, у такого человека свои собственные представления о том, как надо поклоняться Богу и пр. Если человек не позволит Христу снять с его(её) глаз покрывало (2Кор.3:14), то тогда в лучшем случае он будет принимать только какую-то более-менее понятную ему часть Торы, а в худшем, отвергнет её всю и даже начнёт относиться к написанному в ней издевательски, как к глупости и пр.

Ваш вопрос выдаёт в вас человека, который впервые столкнулся с «непонятным» в Торе. Как же действовать в таком случае? Отвергнуть написанное, решив, что Христос отменил это? Или попросить Христа снять покрывало с вашего ума, чтобы вам увидеть уроки, которым Христос учил Свой избранный народ несколько тысячелетий назад?

Внимательно ли вы прочитали эту 11-ю главу книги Левит? Обратили ли вы внимание на то, когда и в каких условиях были даны эти заповеди?  Давайте попробуем разобраться по порядку.

Глава начинается такими словами: «сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле...»

Глава заканчивается такими словами: «Итак будьте святы, потому что Я свят. Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле, чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно».   

В этой главе Господь ясно говорит Своему народу о том, какое мясо можно употреблять в пищу, а какое нельзя. Давайте заметим, что здесь не говорится о том, каких животных можно держать в доме, а каких нельзя, каких можно гладить и любить, а каких нельзя. Нет. Речь идёт исключительно от том, каких из них можно употреблять в пишу, а от какого мяса необходимо шарахаться как от чумы.

Вот это выражение «шарахаться, как от чумы», хотя и выглядит грубоватым, но как нельзя лучше подходит для объяснения смысла этой главы.

мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь
мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь
всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера
всякий, кто прикоснется к ним мертвым, нечист будет до вечера

Видите? Речь идёт о мертвых животных, причём создаётся достаточно устойчивое впечатление того, что Господь настойчиво, чуть ли не запугивая, повторяет  разными словами одну и ту же мысль: «даже не прикасайся к мясу нечистых животных». Откуда такая настойчивость?

Помните ли вы что происходило с израильтянами до того, как они получили эти заповеди?

Они 400 лет жили в языческом Египте. Как вы думаете: успели ли они за эти четыреста лет так привыкнуть к поеданию мяса, вредного для здоровья, что теперь эту привычку почти невозможно изъять их них? Отвечая на этот вопрос, подумайте о том, сколько времени необходимо человеку для того, чтобы привыкнуть к курению или алкоголю так, что это уже приносит удовольствие... особенно если у человека уже есть склонность и тому, и к другому.

Конечно, израильский народ за четыреста лет своего пребывания в египетском рабстве, сам уже стал, как языческий народ, и Богу, Который начал выводить их оттуда, пришлось много потрудиться, чтобы помочь им хотя бы слегка понять, как надо жить, чтобы жить спокойно и в добром здравии. Вот 11-я глава книги Левит – это один их видов Божьей помощи. Господь знает, что Его пропитанный язычеством народ, так просто не оставит своих гадких привычек, поэтому Господь прописывает для них такие условия, при которых только совсем наглый человек продолжит класть в рот вредное для здоровья мясо.

не прикасайтесь
трупов их гнушайтесь
прикоснется к трупу их, тот нечист (до вечера)
А это значит, что его жизнь, его действия, его планы на день окажутся неисполненными.

Но Господь идёт дальше, утверждая, что даже если ты не ешь это мясо, но оно всё равно находится в твоём доме, - это тоже очень плохо. Подумаем, почему это плохо? Не потому ли, что оно всё равно продолжает быть соблазном для человека, который давно уже привык к его вкусу?

«И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты; если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте».

Какой выбор предлагает здесь Господь? Либо ты держишь в доме нечистое мясо, и при этом сам постоянно нечист и посуду приходится уничтожать. Либо ты тщательно следишь за тем, чтобы этого мяса у тебя в доме не было, и тогда ты спокойно продолжаешь заниматься своими делами и посуду бить не надо.

«Все, на что упадет что-нибудь от трупа их, нечисто будет: печь и очаг должно разломать, они нечисты; и они должны быть нечисты для вас»

Вот так. А выбор уже за человеком. Пожелает ли он ломать свой очаг всякий раз, когда там случайно оказалась какая-то часть трупа нечистого животного, или всё же начнёт следить за тем, чтобы все эти животные не оказывались трупами в его доме, или проще говоря, не рассматривались бы в качестве мяса для пропитания.

Какое отношение имеют все эти слова Господа Бога Вседержителя к нам, людям, живущим во времена Нового Завета? Самое непосредственное.

Помните, как заканчивается эта глава? Давайте прочитаем эти слова ещё раз: «Итак будьте святы, потому что Я свят. Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле,  чтобы отличать нечистое от чистого, и животных, которых можно есть, от животных, которых есть не должно».   

Здесь ясно видно, что вышедший из язычества человек, должен хранить себя в святости и способности отличать чистое от нечистого, т.е. отличать то, что полезно для него, от того, что вредно... по одной простой причине: потому что Бог свят.

Теперь давайте попробуем разобраться с тем, является ли современный человек нечистым, если в его доме на столе и на плите готовится мясо нечистых животных. Судя по тому, что говорит Тора, - да, является.

Тогда возникает вопрос, неужели такой человек не может быть спасён для Вечности только потому, что кушает мясо нечистых животных? Но ведь искренний, честный, старающийся ходить с Господом, старающийся не делать другим зла, он любит Христа, совершает служение в церкви и пр.! Ну и что, что он есть свинину, зайчатину и пр.? Неужели из-за мяса всё его спасение перестанет быть спасением? 

И здесь давайте будем очень и очень аккуратны в суждениях. Если это человек всем сердцем посвящённый Богу (а о степени посвящения может судить только Бог!), но при этом для него каким-то образом закрыт путь к знанию о чистый и нечистой пище (недоступна Библия, например) или человек пока ещё находится в процессе постижения этой истины, то его грех невольный и Господь Иисус покрывает недостаток чистоты этого человека Своей кровью, Своим ходатайством и тем самым продолжает спасать его(её) для Вечности.

Однако если у человека есть все ресурсы для постижения истины в вопросе о правильном питании, если человек везде и повсюду заявляет, что принадлежит истинному Божьему народу, и при этом Господь раз за разом обращает его(её) взгляд к тому, что даже кушать надо во славу Его, но он(она) сопротивляется, не желая слушать Его голос в этом вопросе, то здесь ситуация намного серьёзнее, потому как человек явно стоит на дороге отвержения праведной воли Бога в этом вопросе, хотя вполне может научиться из Торы тому, как перестать быть язычником в этой сфере своей жизни.

Если всё же человек признал Голос Торы за голос Бога и согласился с Богом в том, что кушать нечистых животных – это значит постоянно скверняться, надо ли в этом случае бить посуду и разбирать на части плиту, на которой готовилось скверное (вредное для здоровья) мясо и демонтировать холодильник, в котором оно хранилось?  Ну, если иначе вы никак не можете отвыкнуть от вкуса этого мяса, если вы снова и слова пополняете им ваш холодильник и тащите его на свою плиту и в свою посуду, то может быть надо бы обдумать необходимость разбить, разобрать, демонтировать, чтобы раз и навсегда понять, что данное мясо действительно ВРЕДНО для вас, раз уж оно приносит вам такие тяжёлые финасовые потери.

А если получилось отказаться от вредного мяса без разбиваний и демонтажей, то это тоже возможно, ведь мы знаем, что очищение от нечистоты происходит не за счёт наших действий, а за счёт действий Бога (Иез.37:28), за счёт крови Христа, которая омывает человека, искренне желающего быть чистым, делая чистым его самого и место, на котором он пребывает (Матф.26:28; 1Ин.1:7).

С уважением,

Саша.
 
0
Похожие вопросы
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте (http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/200102/11224919.html) пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Давайте прочтем тексты из Библии, которые вы упоминаете.Пусть вас не смущают подобные места в Библии. Дело в том, что Библия это правдивая Божья книга и в ней описаны истории, действительно имевшие место в жизни ее героев, не искажаясь, не покрывая недостатки и грехи людей. Это реальная жизнь, реальных людей, их путь к Богу, их ошибки и падения, достоинс... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр! Иисус воскрес на третий день, а не на четвёртый, после трёх. Аналогично, кстати, происходило с ягненком при исходе из Египта. Смотрим Писание:Благословений, Виктор... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Прославлять Бога, поклонять Ему. Как это понимать?

Что такое слава Божья? Объясните,  пожалуйста. Меня это очень смущает, у меня создается мнение, что Богу обязаны поклонятся из-за Его славы. Вобщем, я этого не понимаю.

Спрашивает
Олег
Мир вам и радость во Христе Иисусе, Олег! Когда мы открываем Писание, мы должны понимать, что наш мозг, мягко говоря, не настроен на то, чтобы понимать Слово Бога правильно. Дело в том, что мы уже рождаемся с эгоистическими наклонностями: дай, дай, мне, мне, я — центр вселенной и пр. (Пс.51:5). Пот... Читать далее
1