Трудные тексты18 августа 2023
Отвечает
Александра Ланц
Неужели спасутся все люди?

Согласно Исаи. 2:1-4, люди из всех народов стекаются на гору ИЕГОВЫ Значит ли это пророчество, что наступит время, что ВСЕ ЛЮДИ будут поклоняться ТОЛЬКО Иегове и примут Его своим Спасителем и Царем, как пишет Виталий Колесник?

Спрашивает
Виталий

Мир вам, Виталий!

Я начну мой ответ вам с просьбы внимательно перечитать то, что написал брат Виталий Колесник. Он не утверждает, что все, без исключения, люди примут Христа своим Спасителем. Пожалуйста, будьте внимательны к словам, мы всеми силами стараемся подбирать те из них, которые смогут правильно донести нашу мысль. Да, у нас не всегда это получается на все сто процентов, но однако отвечая на тот ваш вопрос, брат Виталий выразил свою мысль совершенно определённо.

Теперь в ожидании благословения Божьего я перейду к попытке рассмотреть то, что сказано в Ис.2.

Пророчества Библии практически всегда дают нам картину будущего, как минимум, для двух временных отрезков. Особенно это касается книг Иезекииля, Иеремии, Исайи, в которых одно толкование явным образом может быть дано для реально существующего Израильского народа, т.е. плотского Израиля, а второе – для духовного Израиля. Т.е. один отрывок пророчества может быть истолкован с точки зрения событий, которые будут происходить или могут произойти в истории еврейского народа, окружённого другими народами, и одновременно как то, что будет происходить в истории всей земли.

В этом смысле, глава, о которой вы спрашиваете, не исключение. Однако для того, чтобы не перегружать мой ответ комментарием для обоих пластов этого пророчества, я заранее хочу сказать вам, что сосредоточусь только на том пласте, который имеет отношение к жителям всей земли и явно относится в концу существования нашего греховного мира.

Итак, вот глава, которая сейчас нас интересует. Пожалуйста, прежде чем вы перейдёте к тому, что буду говорить я, дайте себе время внимательно и размеренно прочитать каждое её слово, может быть, даже вслух.

1Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
2И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
4И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.
5О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.
6Но Ты отринул народ Твой, дом Иакова, потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении.
7И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;
8и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их.
9И преклонился человек, и унизился муж, — и Ты не простишь их.
10Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его.
11Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
12Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено, —
13и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
14и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
15и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,
16и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
17И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,
18и идолы совсем исчезнут.
19И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
20В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,
21чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
22Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?
Ис. 2:1-22

Почему я попросила вас внимательно прочитать всю главу, хотя вы спросили только о трёх её стихах? Потому их мысль развивается в последующих стихах, и если мы проигнорируем контекст, то мы совершенно определённо окажемся у порога ложного понимания этого пророчества.

...последние дни...  Это словосочетание указывает на то, что пророчество относится к завершающим событиям истории греховного человечества. Данная мысль подтверждается, если читать всю главу до конца, глава явно заканчивается информацией о том, что будет происходить в день второго пришествия Иисуса.

...гора дома Господнего...  Здесь я позволю себе процитировать то, что уже однажды написал для вас брат Виталий: «В Библии, особенно в пророчествах, часто используются метафоры, образный язык, или язык символов, значение которых сама же Библия и толкует. Если мы посмотрим в каком значении используется в Писании слово "гора", то увидим, что часто это слово используется в значении "царство", "государство" (например: Дан.2:35, Зах. 8:3, Иер. 51:24,25;)».

...горы и холмы...  государства, организованные человечеством.

...потекут народы... Сказано, что потекут все народы. Значит, в последнее время должно произойти что-то такое, что заставит все, без исключения, народы обратиться в сторону Истинного Бога. Что именно произойдёт, я могу только предполагать, но утверждать не стану, однако мы точно можем быть уверены, что в конце времени все народы так или иначе начнут искать Настоящего Бога.

Для чего (по какой причине) они станут искать Его? Об этом следующие слова:

3И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.
Ис. 2:3

Получается, что всё народонаселение земли так или иначе заинтересуется Законом Бога и выразит желание жить по Его воле. Вот как раз после того, как человечество проявит мощный интерес к Закону и истинной воле Бога, произойдёт окончательный суд над всеми живущими людьми:

«И будет Он судить народы, и обличит многие племена»

Этот суд закончится тем, что народы больше никогда не будут воевать: «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Ис.2:4

И вот здесь мы должны быть очень осторожны, чтобы не сделать неправильный вывод о том, что спасены будут все без исключения люди.  Обратите внимание на то, что пророчество говорит только о том, что народы «потекут» и «скажут... взойдём на гору Господню», но не сказано, что взойдут все, без исключения. И здесь мы должны обратиться к книге Псалмов:

1Псалом Давида.
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
2Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
3кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Пс. 14:1-5
3Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, —
5тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
Пс. 23:3-5

Я не стану тщательно разбирать приведённые здесь стихи, но думаю, вы согласитесь со мной в мысли о том, что все они объединены одной идеей: на гору Господнюю может взойти только тот человек, который получил от Бога чистое сердце, который уже старается жить праведно, в котором уже сияет свет Божий. 

Да, все народы так или иначе захотят взойти на гору Господнюю, но не все люди из этих народов пожелают принять условия этого восхождения. Каковы условия?

16Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
19Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
Ис. 1:16-19

Условие – это настоящее покаяние, после которого человек становится новым творением, ненавидящим зло и любящим праведность и святость (2Кор.5:17, Иак.4:8-10).

Однако, судя по тому, о чём говорят последующие стихи рассматриваемой нами главы, далеко не каждый человек позволит Богу провести его(её) через настоящее покаяние. Будет  великое множество людей, которые начнут прятаться от сияния славы Господа Бога Вседержителя в тот последний день, когда Он восстанет, чтобы сокрушить землю.

19И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
20В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,
21чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
Ис. 2:19-21

(ср. Откр.6:15-17).

Все народы повернутся лицом к горе дома Господнего, т.е. возжелают войти в Его Царствие, но одни люди возрадуются пришествию Господа во славе, в другие начнут прятаться. И здесь опять очень важный тонкий момент. Мы должны понимать, что народы состоят из людей, так вот в каждом народе люди разделятся на спасённых и неспасённых, т.е. на тех, кто так и останутся у подножия горы Господней, и тех, кто действительно взойдут на неё. Так вот в лице этих спасённых людей, все народы будут спасены. И тут, думается, весьма уместно вспомнить слова Откр.22:3, где говорится о новом небе и новой земле и о Дереве Жизни:

2Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.
Откр. 22:2

Не потому ли спасённым людям понадобятся листья этого дерева, что человечество окажется перед фактом дисгармоничной разрозненности спасшихся людей разных народов, а гармонию всё же придётся восстановить?

С уважением,

Саша. 

2
Похожие вопросы
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте (http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/200102/11224919.html) пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Давайте прочтем тексты из Библии, которые вы упоминаете.Пусть вас не смущают подобные места в Библии. Дело в том, что Библия это правдивая Божья книга и в ней описаны истории, действительно имевшие место в жизни ее героев, не искажаясь, не покрывая недостатки и грехи людей. Это реальная жизнь, реальных людей, их путь к Богу, их ошибки и падения, достоинс... Читать далее
1
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр! Иисус воскрес на третий день, а не на четвёртый, после трёх. Аналогично, кстати, происходило с ягненком при исходе из Египта. Смотрим Писание:Благословений, Виктор... Читать далее
1