Трудные тексты30 января 2023
Отвечает
Максим Балаклицкий

Здравствуйте, Руслан!

Обычно этот текст интересует женщин. Вам это зачем? Хотите кому-то запретить? Осторожней с этим.

4И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема.
Быт. 35:4

Стих не против украшений, а против идолов.

2И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
Исх. 32:2

Аарон не о скромности думал, а уступил требованию сделать идола. Опять не то.

22и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу;
Исх. 35:22

Не против украшений, а за щедрость в деле Божьем.

16И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, —
17оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их;
18в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки,
19серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,
20перстни и кольца в носу,
21верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,
22светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала.
23И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо.
24Мужи твои падут от меча, и храбрые твои — на войне.
25И будут воздыхать и плакать ворота столицы,
и будет она сидеть на земле опустошенная.
Ис. 3:16-25

Текст критикует не украшения сами по себе, а украшения, наряды, косметику и духи как средства выражения надменности, гордыни и обостительности. Но на греховном человеке эти вещи могут стать греховными.

10И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом.
11И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье.
12И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец.
13Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия.
Иез. 16:10-13

Бог изображается как заботливый жених и муж, украшающий любимую женщину нарядами, косметикой, духами и украшениями.

4Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих.
Исх. 33:4

Знак скорби.

11И вывели сына царя, и возложили на него венец и украшения, и поставили его царем; и помазали его Иодай и сыновья его и сказали: да живет царь!
2Пар. 23:11
5и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела.
Пс. 44:5

Мужчины тоже носили украшения. Бог также.

12Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.
Прит. 25:12

Нейтральное упоминание золотых украшений.

3возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.
Ис. 61:3

Спасенные будут носить украшения и праздничную одежду.

32Забывает ли девица украшение свое и невеста — наряд свой? а народ Мой забыл Меня, — нет числа дням.
Иер. 2:32

Стремление девушек к украшениям подается как аксиома.

3Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
1Пет. 3:3-5

Этот стих не столько ПРОТИВ украшений, сколько ЗА моральную красоту христианки.

Есть возможность искать и по другим ключевым словам, но картина будет похожей.

Итак, данную тему явно нельзя назвать центральной в Писании. Женская красота - Божье изобретение. Грех исказил всё, и женскую красоту тоже. Бог не осуждает стремление женщин украшаться, но подсказывает, как сделать это лучше всего. Украшения и наряды будут на спасенных в Царстве Божьем. Но Бог, как и люди, не любит подделки. Украшать внешность, забывая о внутреннем мире - очень плохо и даже опасно:

22Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.
Прит. 11:22

Богу нравится, когда всё находится в гармонии.

В церковь я бы не советовал одеваться вызывающе. Задача поклоняющихся - обратить на себя внимание Бога, а не людей. Православие учит скромности при посещении храма. Я поддерживаю это стремление.

С другой стороны, богослужение - это праздник, и хорошо, если люди стремятся выглядеть красиво. Как по мне, другая крайность - неопрятный вид - здесь так же неуместна.

И универсальное правило: красота женщины вплотную связана с ее сексуальностью. Украшения, косметика, духи и наряды стремятся сексуальность подчеркнуть. Это очень плохо. Этому надо противостоять и формировать идеал женской красоты, не вызывающий сексуального желания. Чтобы это была красота не проститутки, а благочестивой, мудрой, культурной, скромной внучки, дочери, сестры, жены, матери и бабушки.

Изменить это очень трудно. В наших домах женщина может ходить в бесформенном халате и бигуди, но перед походом на работу два часа наносить макияж и надевать лучшую одежду. Вопрос: кому она хочет понравиться - мужу или начальнику?

На Востоке наоборот: на улице не видно ничего, зато дома женщина делает всё, чтобы привлекать и соблазнять мужа. Это хороший обычай, и к нему в разумных пределах надо стремиться. Прекрасно, что на постсоветском пространстве женщины привыкли выглядеть ухоженно. Важно дополнить эту привычку остальными перечисленными компонентами.

Возвращаемся к первому вопросу: зачем это Вам? Женщина хочет нравиться, привлекать, быть в центре внимания - любимой и желанной. Служителям нужен особый такт, чтобы не оскорбить женщину в ее лучших побуждениях. Как - четкого ответа нет.

Корректно учить об этих принципах. Очень часто украшения являются для женщины идолом. Необходимо формировать идеал христианки. Лучше, чтобы это делали женщины, советуясь друг с другом, а не суровые мужики в грубой форме. А то ведь женщины могут собраться и тоже много чего посоветовать: не есть чеснока перед собранием и обращать внимание на запах изо рта, чистить зубы, регулярно принимать душ и менять носки, иногда смотреть на себя в зеркало, и прочая, прочая.

С уважением,

Максим

3
Похожие вопросы
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте (http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/200102/11224919.html) пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Давайте прочтем тексты из Библии, которые вы упоминаете.Пусть вас не смущают подобные места в Библии. Дело в том, что Библия это правдивая Божья книга и в ней описаны истории, действительно имевшие место в жизни ее героев, не искажаясь, не покрывая недостатки и грехи людей. Это реальная жизнь, реальных людей, их путь к Богу, их ошибки и падения, достоинс... Читать далее
1
Трудные тексты8 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр! Иисус воскрес на третий день, а не на четвёртый, после трёх. Аналогично, кстати, происходило с ягненком при исходе из Египта. Смотрим Писание:Благословений, Виктор... Читать далее
1