Отвечает: Александр Дулгер

Ольга спрашивает: Хотелось бы узнать подробнее о заповеди Иисуса Не судите, и не судимы будете. Что такое осуждение? Где грань, с которой оно начинается? Можно ли признавать, что например у того-то человека есть такой-то грех, если это явно видно? Или это уже осуждение? Как вести себя и что думать, когда я вижу открытый грех у кого-то? Если можно, приведите примеры рассуждений. Заранее огромное спасибо! 


Мир Вам, сестра Ольга!

Что такое осуждение согласно Библии? Хороший ответ на этот вопрос приводится в комментарии к Нагорной проповеди, книге "Правила счастливой жизни" (глава "Не судить, но наставить"):

""Стремление людей заслужить спасение собственными силами неизбежно приведет их к тому, что они, чтобы оградить себя от греха, начнут вводить собственные, человеческие заповеди, видя, что сами по себе не в состоянии исполнить закона, они окружают себя правилами и предписаниями, которые принуждают их к послушанию. Однако из-за этого их мысли отвлекаются от Бога и сосредотачиваются на собственном "я"; в сердце любовь к Богу заглушается, а вместе с ней и всякое доброе чувство к ближнему. Система человеческих вымыслов с многочисленными правилами и требованиями неизбежно приведет ее сторонников к тому, что они будут строго осуждать всех, не выполняющих этих правил; эгоизм и мелочная критика заглушат в душе все лучшие, благородные чувства и будут побуждать людей к самолюбивому осуждению и мелочному выслеживанию.
К этому классу людей принадлежали фарисеи; их многочисленные обряды и сложное богослужение не приводили их к смирению и сознанию собственного бессилия; их сердца не наполнялись благодарностью к Богу за предоставленные им преимущества; наоборот, они стали высокомерными, и предметом их разговора были их собственное "я", их чувства, познания, действия и переживания, - все, связанное только с их личностью. Их собственная точка зрения служила им мерилом для осуждения других; облеченные в одежду собственной праведности, они становились судьями других, критикуя и осуждая действия и поступки своих ближних.
В народе большей частью замечался тот же дух; каждый считал своим правом вмешиваться в дела, касающиеся совести другого, и разбирать личные отношения души к Богу. Указывая на этот дух, господствующий всюду, Христос сказал: "Не судите, да не судимы будете". Это значит: не ставьте себя в пример для других, не делайте ваше собственное мнение, ваши взгляды, ваше изложение Св. Писания обязательным для других и не осуждайте их в своем сердце, если они не соответствуют вашему идеалу. Не критикуйте других, не порицайте их побуждения и не осуждайте их поступки.
"Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения" (1 Кор. 4:5). Мы никогда не можем знать того, что скрыто в сердце другого и, сознавая свою собственную греховность, не можем судить других, так как мы сами не без греха. Смертные люди могут судить только по внешности; один Господь, Которому известны все тайные побуждения и намерения, с состраданием и нежностью подходит к каждой душе и может верно судить о каждом поступке.
"Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же" (Римл. 2:1). Критикующие и осуждающие других обвиняют самих себя. Осуждая других, они сами себе выносят приговор, и Господь признает этот приговор справедливым. Само выражение: "судя другого, делаешь то же" указывает на тяжесть греха того, кто осуждает и критикует других. Иисус говорит: "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?"
Его слова рисуют нам человека, который быстро находит ошибки у других. Когда он думает, что нашел пятно в жизни или характере своего ближнего, он торопится оповестить об этом всех. Иисус говорит, что если сравнить эту черту характера, которая обнаруживается в поступках, недостойных Христа, то она выглядит подобно бревну в сравнении с сучком. Недостаток любви и кротости является причиной того, что люди часто делают из мухи слона.
Тот, кто, служа Христу, никогда не испытал чувства полного раскаяния, не может проявить в своей жизни милосердия и всепрощающей любви Спасителя. Он в ложном свете представляет кроткий и любвеобильный дух Евангелия Христова и оскорбляет дорогие души, за которые умер Христос. Из приведенного Иисусом примера ясно, что любящий осуждать виновен в большем грехе, чем тот, которого он осуждает; он не только совершает равный грех, но прибавляет к нему еще высокомерие и порицание.
Во Христе мы имеем единственный пример идеального характера, и каждый, ставящий себя в пример для другого, становится на место Христа; и так как Отец отдал весь суд Сыну (Иоан. 5:22), то каждый, позволяющий себе судить поступки и побуждения других, присваивает себе права, исключительно предоставленные Сыну Божию. Люди, желающие быть судьями и критиками, становятся на сторону антихриста, о котором сказано: "Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2:4).
Суровый и непримиримый дух критики, присущий фарисеям, является грехом, который влечет за собой наихудшие последствия. Там, где в религиозной жизни отсутствует любовь, тамнет и Христа, нет Его светлого присутствия, и никакое неутомимое усердие не может заменить любви. Кто обладает удивительной способностью находить ошибки других, к такому человеку Иисус обращается со словами: "Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынут сучок из глаза брата твоего". Кто сам в чем-либо виновен, тот первый подозревает в том же другого, и, осуждая его, старается скрыть и извинить грех собственного сердца. Согрешив, люди познали зло, и как только наши прародители совершили первое преступление, они сейчас же начали обвинять в нем друг друга. Это и сегодня свойственно человеческой природе, не подчиненной действию благодати Христа.
Когда люди питают в себе этот дух взаимного обвинения, то они не ограничиваются личным обличением и указанием на ошибку, совершенную их ближним, но в случае безуспешного применения других средств не останавливаются и перед насилием, чтобы заставить ближнего поступать так, как они находят правильным. Всеми силами они стараются принудить своих ближних стать на их точку зрения. Это делали иудеи во времена Христа, и то же самое делала церковь, когда лишилась благодати Христа. Утеряв силу Божественной любви, она воспользовалась услугами государственной власти для того, чтобы добиться признания своих догматов и своего вероучения. В этом источник всех законов, когда-либо изданных для защиты религии, и здесь же скрыта причина всех гонений за веру, начиная от дней Авеля и до наших дней. Христос не сгоняет людей в одно место, но Он привлекает их к Себе: единственная, употребляемая Им сила, есть сила любви. Когда религиозная организация или церковь ищет поддержки гражданской власти, то ясно, что ей недостает силы Христа и любви Божией.
Корень этого зла скрыт в каждом отдельном члене церкви, следовательно, с них и должно начаться исцеление. Иисус советует обвиняющему прежде "вынуть бревно из собственного глаза", отказаться от духа осуждения, сознаться в собственных грехах и оставить их и потом уже заняться исправлением другого. Он говорит: "Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; нет худого дерева, которое приносило бы добрый плод" (Лук. 6:43). Дух осуждения, питаемый в душе человека, есть не что иное, как худой плод, и свидетельствует о том, что все дерево худое. Бесполезно воображать, что ты с собственной праведностью довольно хорош; чтобы быть способным исправлять других, необходимо полное изменение собственной души и сердца, "ибо от избытка сердца говорят уста" (Матф. 12:34).
Когда какая-либо душа находится в критическом положении и вы стараетесь советом и увещанием помочь ей, то ваши добрые слова лишь настолько будут иметь влияние, насколько они соответствуют вашему доброму примеру. Прежде необходимо самому быть добрым, чем быть в состоянии произвести что-либо доброе; нельзя произвести преобразующего влияния на другого, если собственное сердце не смирится, не очистится и не смягчится благодатью Христа. Если в вас уже произошла эта перемена, то жить для благословения других станет для вас настолько естественным явлением (свойственным вашей новой природе), как свойственно розовому кусту приносить пахучие цветы или виноградной лозе - сладкие ягоды.
Если Христос будет вашим "упованием славы", то у вас больше не будет желания следить за другими, чтобы найти у них ошибки; вместо того, чтобы обвинять или осуждать, ваше стремление будет направлено к тому, чтобы помогать, благословлять и спасать. Встречая заблудившихся и ошибающихся, вы будете помнить слова: "Наблюдай каждый за собой, чтобы не быть искушенным" (Гал. 6:1). Вы вспомните о своих собственных ошибках, вспомните, как трудно вам было снова вступить на оставленный вами путь истины. Вы не толкнете своего брата в еще большую тьму, но встретите его с сердечным состраданием, предупреждая о грозящей ему опасности.
Кто часто смотрит на голгофский крест и ясно представляет себе, что его грехи привели Спасителя на этот крест, тот никогда не будет пытаться сравнить свою вину с виной своего ближнего. Такой человек никогда не станет судьей своего ближнего, обвиняя его в грехах. Кто действительно живет под сенью голгофского креста, тот не может не иметь духа осуждения и самовозвышения.
Только тогда, когда вы чувствуете, что готовы отречься от собственного "я" и пожертвовать собственной жизнью для спасения заблудшего брата, только тогда вы действительно вынули бревно из собственного глаза и стали способными помочь своему ближнему; тогда вы можете приблизиться и коснуться его сердца. Еще никогда не случалось, чтобы кто-либо укорами и порицаниями был спасен и выведен из своего заблуждения; но очень часто случалось, что благодаря этому люди уходили дальше от Христа и навсегда закрывали свои сердца для лучших побуждений. Только кроткий дух и смиренное сердце может спасти заблудшего и покрыть множество грехов. Откровение Христа в нашем характере произведет преобразующее действие на всех, соприкасающихся с нами. Дайте Христу возможность постоянно обитать в вас, и Он проявит через вас творческую силу Своего слова, Свое тихое, кроткое, но могучее влияние, чтобы преобразовать других в образ, подобный прекрасному образу Господа, Бога нашего.""

Если Вы видите открытый грех, совершаемый братом или сестрой по вере, то Вы должны подойти и обличить его (Матф.18:15). Если грех направлен не против Вас или Вас не касается, или если у Вас нет возможности обличить ближнего, или если Вы не готовы обличить ближнего в духе любви, то Вам следует молиться за него (1Иоан.5:16).

При любых обстоятельствах упрек следует высказывать в духе любви. Тогда наши слова будут преображать человека, но не ожесточать его. Христос Своим Святым Духом наделит вас силой и властью. Это Его работа.


С уважением,
Александр
0
Похожие вопросы
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте (http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/200102/11224919.html) пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Давайте прочтем тексты из Библии, которые вы упоминаете.Пусть вас не смущают подобные места в Библии. Дело в том, что Библия это правдивая Божья книга и в ней описаны истории, действительно имевшие место в жизни ее героев, не искажаясь, не покрывая недостатки и грехи людей. Это реальная жизнь, реальных людей, их путь к Богу, их ошибки и падения, достоинс... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр! Иисус воскрес на третий день, а не на четвёртый, после трёх. Аналогично, кстати, происходило с ягненком при исходе из Египта. Смотрим Писание:Благословений, Виктор... Читать далее
1