Отвечает: Василий Юнак

Валентин пишет:
Юнак, почему игнорируете мои вопросы? Еще раз напоминаю: в родословии Господа Иисуса Христа в Евангелии от Луки упомянут Каинан, сын Арфаксада: этого упоминания нет в еврейском тексте, но оно присутствует в Септуагинте. Ответьте, на каком основании члены АДС отвергают Септуагинту, если даже евангелист ее не отвергает? Можете ли привести решение Церкви об отвержении 11 книг Сепуагинты,которых нет в еврейской Библии? Или вы молчите,потому что 11 книг Септуагинты противоречат доктрине членов АДС?
Приветствую Вас, Брат Валентин!

Прежде чем я отвечу на Ваш вопрос, мне хочется сделать Вам несколько замечаний. Я не часто поступаю так, но в данный момент считаю нужным это сделать.

(1). Мы не игнорируем вопросы. Вы должны были обратить внимание, что на странице, с которой Вы задаете вопрос, равно как и во многих ответах мы оговариваемся, что у нас довольно большая загрузка, и мы не в состоянии отвечать на все поступающие вопросы. Более того, я желаю добавить, что мы делаем это не из обязанности, а из доброго побуждения. Хотя мы имеем полное право игнорировать те вопросы, которые написаны в неуважительном тоне. И потому, (2) Вы прекрасно знаете мое имя. Надеюсь, Вас в школе учили элементарным правилам приличия. Тем не менее, Вы решили обратиться ко мне как школьный учитель к провинившемуся ученику. Может быть Вы действительно занимаете положение, которое позволяет Вам так обращаться ко мне, однако, сомневаюсь в этом, потому что великие люди обычно более культурны. (3) Вы проявляете абсолютное неуважение к нам, умышленно продолжая называть нас исковерканным именем. В прошлом ответе я тактично дал Вам знать настоящее имя Адвентистов Седьмого Дня, чтобы Вы больше не писали какой-то странной аббревиатуры. Вы это проигнорировали. (4) Если Вы так хорошо разбираетесь в учении АСД, то должны бы также и знать то, что не только адвентисты отвергают неканонические книги, имеющиеся в Септуагинте, но также и большинство христианских деноминаций протестантского направления. Более того, Русская Православная Церковь считает эти дополнительные книги неканоническими и апокрифическими, а Католическая церковь объявила их второканоническими, поставив их на более низкий уровень по сравнению с остальными книгами Библии. Поэтому я просил бы Вас не демонстрировать своей аггрессии против одной деноминации, приписывая ей все мыслимые и немыслимые грехи. (5) Было бы весьма хорошо с Вашей стороны задавать вопросы конкретно и по существу.

А теперь перейдем собственно к заданному вопросу:

Септуагинта - это перевод Священных Писаний на греческий язык для евреев в рассеянии, происхождение которого обросло некоторыми мифическими деталями. Ко времени Иисуса Христа Септуагинта имела довольно большую популярность среди эллинистов - так называли евреев из десяти колен Северного Израильского царства, которые в 722 году до н.э. были рассеяны по многим странам и вскоре стали разговаривать на греческом языке. Помимо книг, составлявших еврейские Священные Писания, известные сегодня как Ветхий Завет, в Септуагинту вошли несколько других книг неизвестного происхождения, которые изначально были написаны на греческом языке Таких книг в разных списках было от 11 до 14. Более того, в тексте книг Священного Писания также имеются значительные различия между еврейским текстом и Септуагинтой. Это и вставки в текст, от незначительных (одно-два слова) до огромных дополнений размером в целые главы. Наиболее крупные дополнения сделаны в книгах Есфирь и Даниила. Также Септуагинта представляет некоторые факты совершенно по другому, в частности хронологические данные жизни первых 20 патриархов очень сильно расходятся. Мы сейчас не пытаемся установить, какая версия более точна, но только констатируем факты. Всё это привело к тому, что большинство христианских церквей не признают все названные дополнения Септуагинты, начиная от небольших текстовых изменений до полных добавленных книг.

Есть ли церковные документы, которые регламентируют отношение христиан к неканоническим книгам? Естественно есть. И эти документы следует искать не в современных евангелических церквах, а в решениях древних соборов Католической и Православной церквей. Именно они принимали исторические решения в отношении того, какие книги войдут, а какие не войдут в какон Библии.

Сегодня в понятии Септуагинта подразумеваются все книги, входящие в максимальный список. Однако следует помнить, что в дресности эти книги были в большинстве своем разрозненными. Потому не стоит думать, что если мы нашли в Новом Завете цитату из одной книги, то значит все остальные книги также признаются. Об этом можно будет говорить лишь тогда, когда мы найдем в Новом Завете цитаты менно из апокрифических книг.

Лука в своем Евангелии действительно процитировал родословную Иисуса Христа по Септуагинте, включив в нее имя, отсутствующее в еврейской версии. Однако значит ли это, что Лука признавал версию Септуагинты более правильной? Думаю, что нет. И вот, почему: Лука, путешествовавший вместе с апостолом Павлом, писал для эллинистов и греков. В частности, свое Евангелие и Деяния Апостолов он посвятил одному человеку с греческим именем Теофил. Естественно, он использовал Септуагинту, столь популярную среди грекоговорящих евреев и христиан. Именно поэтому в родословной Иисуса Христа Лука упомянул имя второго Каинана, которое отсутствует в еврейском тексте. Но прежде чем мы на основании этого заявим, что тот Каинан сын Арфаксада действительно реальная личность, а не описка переводчиков Септуагинты, следует обратить внимание на важные слова Луки в начале его родословной:

"Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев..." (Лк 3:23).

Вы заметили слова "как думали"? Кто думал? Правильно ли этот кто-то думал? Если бы Лука был полностью согласен с тем, что "думали" эти другие люди, то вероятно он не вставил бы этих слов, а утвердительно описал бы родословную Христа. Верно то, что Иисус был Сыном Бога, а не человека. Но это верно лишь отчасти. Иисус был сыном Марии, и в родословии Луки приводится именно родословная Марии, а не Иосифа, который не был причастен к рождению Иисуса. Именно поэтому родословная записо по Луке расходится с родословной записью по Матфею. И всё же слова "как думали" свидетельствуют о некотором несогласии Луки с тем, что он написал. Я не могу утверждать, но предполагаю, что это связано именно с Септуагинтой, которой пользовались те, кто "думали".

В любом случае, говорим ли мы о цитировании отдельных текстов из канонических книг, или говорим о сомнительм "как думали", явно одно: данное использование Септуагинты никоим образом не утверждает, что неканонические книги были признаваемы Лукой за истинное Писание.

Благословений!

Василий Юнак


0
Похожие вопросы
О Библии15 дней назад
Отвечает
Инна Белоножко
Мир Вам, Дима! Международная Библия - конечно, уникальная Книга, Слово Божье, потому что она написана на 66 языках мира. Но делать татуировки, даже со словами из Священного Писания - не стоит. Лучше пригласить Господа в свое сердце, украшать себя добрыми делами, нежностью, добротой, любить людей и... Читать далее
2
Мир Вам, Алина! Книга Бытие была написана Моисеем, бывшим принцем египетским, приблизительно 1500 лет до р.х. О каких именно шаманских писаниях Вы говорите, мне неизвестно. Может среди них есть и достаточно древние. Сам по себе шаманизм древнее Библии, так это разновидность оккультизма и спиритизм... Читать далее
2
О Библии12 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Атеистическая критика Библии.

Здравствуйте! Я хотел бы задать вам ряд вопросов, которые очень тревожат меня. Я сейчас читаю книгу "Библейские Истории" автора Г. Гече. Это первая атеистическая книга, которую я решил прочитать. Признаюсь, что я ещё не дочитал её до конца, но уже хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам.

В книге Гече пытается "раскрыть несостоятельность представлений о "богодухновенности" библейских сказаний", доказать, что Библия - результат кропотливой работы человека и только человека, что Бог не имеет к ней никакого отношения. Гече говорит, что представления древних евреев о начале мира были почерпнуты из мифологии окружающих народов, но были интерпретированы авторами так, чтобы соответствовать сложившемуся у иудеев монотеизму (например, великий потоп - это литературная обработка одной из песен о Гильгамеше), утверждает, что в Библию просочился древний политеизм (выражается в том, что в ней есть упоминания о борьбе Яхве с древними морскими чудовищами (Рехавом, Таннином, Левиафаном), также Гече говорит, что о духовности Библии позаботились толкователи в более позднее время, что они, грубо говоря, выдумали участие Господа и Его чудеса в истории израильского народа.

Мне бы хотелось услышать ваше мнение обо всём вышесказанном. Не подрывает ли это авторитет Библии? Я уверен, что для меня аргументы Гече кажутся убедительными всвязи с моей недостаточной осведомлённостью в этих вопросах. Так ли это? Знакомы ли вы с трудами Гече? Что можете о них сказать? Заранее спасибо! С нетерпением жду ответов на свои вопросы.

Спрашивает
Тимур
Мир Вам Тимур! Что сложнее: придумать гениальную идею или ее воплотить? В современном мире видно, что идеи ценнее всего. Так и тут: может, Моисей и знал о Гильгамеше. Более того, думаю, что до нас дошел мизер из культурного наследия той эпохи. Может быть, тот эпос был у них чем-то презренны... Читать далее
1
О Библии11 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Глава 1 Зов души человека: 1 - Слово Божье да пребудет в сердце моем, ибо это приятно для души моей; истина Твоя лучше других "истин" (вино). 2 - Имя Божье дарует отраду и защиту 3 - Человек испытывает пустоту в душе без Бога, потому Господь привлекает. Более того, Он принимает нас и ведет на пи... Читать далее
1
О Библии9 марта 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Дмитрий! Основную и главную тему Библии можно описать так - действие Бога в этом мире.Развитие этой темы мы видим через Великую борьбу - между добром и злом, грехом и праведностью, Христом и сатаной. В книге Бытие написаны такие слова, обращенные к змею, что искусил Еву:Иисус Христос и является тем Семенем, которое поражает змея в голову. И потому основная тема проповеди Христа: ... Читать далее
1
О Библии5 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Все ли Писание богодухновенно?

Все Писание богодухновенно... 2Тим.3:16
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление... 1Кор.7:6
Прочим же я говорю, а не Господь... 1Кор.7:12
Что скажу, то скажу не в Господе... 2Кор.11:17

Спрашивает
Самат
Доброго вам времени суток, Самат! Да, вся Библия богодухновенна и главное в этой богодухновенности - абсолютная честность тех слов, которые в ней записаны.  Если апостол говорил от себя, он так и обозначал свои слова, без попыток превознестись над Словом Бога и над верующими собратьями. Библия - с... Читать далее
1
О Библии5 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Анна! Толкование Библии, ищущие скрытый смысл текста, называется аллегорическим. Аллегорический подход широко практиковала  Александрийская школа в Египте, самым известным представителем которой был Ориген (185-202 гг.). В результате большинство событий Ветхого завета перестали восп... Читать далее
0
Мир вам, Оля! Обычно Библия издается без сокращений - 66 канонических книг. Другое дело - в некоторых изданиях добавлены неканонические книги, которые не являются боговдохновенными. Иногда их воспринимают как поучительные, хотя их авторство и датировка написания не соотвествуют - потому их не внесл... Читать далее
1
О Библии16 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
Не лучше ли воспринимать библию как некую аллегорию зарождения мира, а не буквально?

В большенстве случаев человек пытается найти соприкосновения библии с землей материальной. Так не лучше ли для совершенствования и самопознания воспринимать два понятия - первое землю материальную от зарождения до нынешнего  состояния со всеми ее аномалиями и археологическими находками и возможными предшественниками иными цивилизациями, второе библию как некую аллегорию зарождения мира нынешнего, в котором человек как маленькое зерно, произрастая,  постоянно учиться.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Я знаю, что подчас ученые создают теории буквально из воздуха, из ничего. А потом пытаются подтянуть под эти теории какие-то факты. Так было и с тем самым Дарвином, замыслившим эволюцию, обещавшим множество переходных форм, но так и не исполнившим свое обещание. Ну да... Читать далее
0
О Библии16 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Как заинтересовать молодежь в изучении Библии?

В нашей церкви, в молодежном классе, практически никто не готовится к уроку субботней школы. Как можно заинтересовать молодежь, чтобы это не было принудительно, а чтобы они сами этого хотели.

Спрашивает
Артем
Объясню для тех, кто не в курсе. Субботняя школа в адвентистской церкви – это тематическое изучение Библии, которое обычно проходят дома каждый лично, а на богослужении в группах (так называемых классах) обсуждается пройденное. 📖 Молодежь трудно заставить что-то делать, когда им не интересно, даже... Читать далее
2