Трудные тексты9 октября 2023
Отвечает
Александра Ланц
...вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес - это констатация факта или упрёк?

Прошу вас, дайте разьяснение Иоан. 4:48. Тут утверждение Иисуса? Если да, то получается мы должны чудеса видеть, чтобы сильней уверовать? Или это укор со стороны нашего Господа? Спасибо.

Спрашивает
Андрей

Мир вам, Андрей!

Вот история, которая вас интересует:

45Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, — ибо и они ходили на праздник.
46Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
47Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
51На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: «сын твой здоров», и уверовал сам и весь дом его.
Ин. 4:45-53

Давайте выделим основные моменты, которые могут раскрыть нам смысл того, что сказал Иисус.

Почему галилеяне приняли Его? Потому что видели всё, что Он делал до этого в Иерусалиме, особенно их поразило то, что Он, вроде ничем не примечательный Человек, смог изгнать торгующих из Храма и пристыдить знатных. При этом в Кане Галилейской хорошо помнили чудо превращения воды в вино, сотворённое Иисусом. Замечаете, что всё это основано на слове «видели»? Они видели чудеса, Им совершённые, и потому стекались к Нему, признавая Его пророком и Мессией.

Далее читаем, что царедворец, т.е. один из высокопоставленных евреев, мучимый предсмертным состоянием своего сына, услышал о том, что Иисус, о Котором рассказывают как о творящем чудеса, находится неподалёку.  Царедворец тотчас направляется к Иисусу для того, чтобы позвать Его с свой дом: «и просил Его придти и исцелить сына его». Помните ли вы историю, подобную этой, но с совершенно другим «набором» обстоятельств?

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (*язычник в отличие от царедворца из первой истории) и просил Его: Господи! слуга мой (*заметьте, речь идёт просто о слуге, тогда как в первой истории – о сыне) лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду (*сотник не просит Иисуса прийти, Иисус Сам предлагает ему это) и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает.
10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Мф. 8:8-10

Кто из них: сотник или царедворец – подошёл к Иисусу с верою в то, Он  Господин, способный сделать то, о чём Его просят?

Если у царедворца, смотрящего на уставшего, в запылённой поношенной одежде Иисуса, было только желание верить... просто обратиться больше не к кому, Иисус стал его последней надеждой, то сотник, глядя на Того же Самого Человека, нисколько не сомневался, что Он обладает безграничной властью.

Таким образом, вера того, кто по праву рождения должен был бы признать Иисуса Христомс, т.е. Мессией, не идёт ни в какое сравнение с верой язычника, малознакомого с пророчествами о Спасителе.

Теперь я предлагаю вам сравнить историю о царедворце и предшествующим ей эпизодом. Помните? совсем незадолго до того, как царедворец подошёл к Иисусу с просьбой исцелить его сына, Иисус провел несколько дней с самарянами. Я скопирую главные стихи этого отрывка, в надежде на то, что вы потом внимательно прочитаете всю четвёртую главу Евангелия от Иоанна:

5Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
...
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
...
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
...
28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30Они вышли из города и пошли к Нему.
...
39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — истинно Спаситель мира, Христос.
Ин. 4:5-10,13-19,25-26,28-30,39-42

Замечаете ли вы, что и женщина, и множество самарян уверовали без чудес, но только по слову Иисуса?  Видите ли вы контраст с верой царедворца, который хотя и находится  в патовой ситуации, не склоняется перед Иисусом, как перед Господом, но просто полагается на Него как на последнюю свою надежду, зная что Иисус способен-таки творить чудеса, ведь превратил же Он воду в вино, в конце концов?

И ещё. Самаряне искали Мессию (Спасителя), который может дать людям намного больше, чем простое излечение от болезней – Вечную Жизнь. А царедворец искал Мессию из своекорыстных побуждений, поэтому его вера в Исцелителя была нетвёрдой.

И тогда Иисус, для того чтобы помочь царедворцу осознать шаткость и эгоистичность своей веры, говорит: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес».  Вот что не уверуете: в то, что Он может исцелить от болезни или в то, что Он может исцелить от смерти для Вечной Жизни? В первое царедворец ещё как-то верил, иначе не пошёл бы за помощью к Иисусу, а вот во второе... Посмотри на себя, друг, можешь ли ты веровать в то, что Иисус и есть твой Спаситель, принесший тебе Вечную Жизнь, просто по слову Писания, которое исполняется в Его жизни? Не слаба ли вера твоя настолько, что тебе необходимо видеть чудеса и знамения? (Матф.12:38)

И всё же сердце царедворца было готово открыться для настоящей веры, поэтому он ухватился за Иисуса, настойчиво повторив свою просьбу: «Господи! приди, пока не умер сын мой». И конечно же, Иисус ответил, потому что Он искал спасения для Вечности всей семьи этого человека. Посмотрите, как удивительно развиваются события дальше. Царедворец не стал переспрашивать и не побежал домой сломя голову, чтобы проверить, точно ли сын исцелён, но случилось то, что случается с обращёнными людьми: «Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел». А потом и он, и весь дом его уверовали, что Иисус и есть Христос Божий, Спаситель.

Так что Иисус, действительно, упрекнул царедворца в том, что он, будучи евреем, зная о скором пришествии Мессии, зная пророчества о нём, не узнал своего Спасителя с первого раза. Но упрёк Христа послужил ему на пользу.

С уважением,

Саша.

1
Похожие вопросы
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте (http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/200102/11224919.html) пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты2 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Давайте прочтем тексты из Библии, которые вы упоминаете.Пусть вас не смущают подобные места в Библии. Дело в том, что Библия это правдивая Божья книга и в ней описаны истории, действительно имевшие место в жизни ее героев, не искажаясь, не покрывая недостатки и грехи людей. Это реальная жизнь, реальных людей, их путь к Богу, их ошибки и падения, достоинс... Читать далее
1
Трудные тексты3 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр! Иисус воскрес на третий день, а не на четвёртый, после трёх. Аналогично, кстати, происходило с ягненком при исходе из Египта. Смотрим Писание:Благословений, Виктор... Читать далее
1
Трудные тексты4 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Прославлять Бога, поклонять Ему. Как это понимать?

Что такое слава Божья? Объясните,  пожалуйста. Меня это очень смущает, у меня создается мнение, что Богу обязаны поклонятся из-за Его славы. Вобщем, я этого не понимаю.

Спрашивает
Олег
Мир вам и радость во Христе Иисусе, Олег! Когда мы открываем Писание, мы должны понимать, что наш мозг, мягко говоря, не настроен на то, чтобы понимать Слово Бога правильно. Дело в том, что мы уже рождаемся с эгоистическими наклонностями: дай, дай, мне, мне, я — центр вселенной и пр. (Пс.51:5). Пот... Читать далее
1