Трудные тексты9 февраля 2010
Отвечает
Максим Балаклицкий

Отвечает: Максим Балаклицкий

Вопрос: Во Втор.23:3-5  сказано: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки.... Как  же быть с   моавитянкой   по  имени  Руфь? Является ли  это провиденциальным отклонением в  израильской  истории  или  оправданным  в  Божьих  глазах  исключением? Почему  несколько  столетий   спустя,  во  времена  Неемии,  чтение  Закона о   статусе  моавитян заставило еврейскую  общину   отделиться  от   всего чужеродного /13:1-3/

Александр!

Очень интересный вопрос. Вы совершенно правы: поручив Израилю дело проповеди Божьей святости среди окружавших народов, Бог видел испорченность последних и для наихудших установил "карантин", во время которого влияние Божьих порядков перевесило бы негативное наследие развращенного окружения тех же моавитян.

С самого начала мы видим, что Руфь не была типичной моавитянкой:

- она десять лет находилась в еврейской семье на правах невестки - весьма бесправного члена, не могшего серьезно влиять на атмосферу в доме. Значит, несмотря на иммиграцию, обстановка в доме Елимелеха была не очень развращенной, тем более что об оступлении от Бога этой семьи не сказано. Соответственно, за это десятилетие Руфь многое узнала об истинном Боге и наблюдала за образом жизни евреев.

- когда ее муж умер, она почему-то не вернулась к родителям, а пошла за свекровью на чужбину. Как минимум неожиданный ход. Такую преданность редко и у верующих встретишь. Тем более что Ноеминь предлагала ей уйти.

- крайне важна характеристика, данная Ноеминью своим снохам:

да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! Руфь 1:8

Т.е., безусловно, ни Руфь, ни Орфа не были людьми своего времени. Они проявили всё лучшее, что не было уничтожено духовным развращением Моава. Не думаю, что в их жизни всё было гладко.

Конечно, огромную роль здесь сыграла Ноеминь. И сейчас вместо того, чтобы всячески давить на снох, заставляя идти с ней и заботиться о ней в старости, она их отпускает на все четыре стороны, благодаря за доброе отношение к ней и ее сыновьям. Всякая ли свекровь от сердца сможет сказать такое, тем более когда в этой земле они спаслись от голода, но потеряли всё - мужа и сыновей-наследников.

Род Ноемини вымер. Разве не извинительны были бы самые горькие проклятия, которые она могла бы в сердцах произнести?

Но мы видим противоположное - удивительную похвалу.

- сердце Руфи было настолько тронуто, что она совершает беспрецедентный поступок - решает идти на чужбину, где будет иметь статус неприкасаемой, чтобы заботиться о свекрови. Похоже на эгоизм язычников? Ничуть.

- и дальнейший диалог показывает нам духовную подоплеку этого:

15 [Ноеминь] сказала [Руфи]: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею. 16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; 17 и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.

Ноеминь намекает: язычникам нечего делать в Израиле. Я, дает она понять, уже понадеялась на "сытные" хлеба Моава и потерпела жизненный крах. Больше этого делать не намерена. Лучше умереть, но с Богом, чем хвататься за материальные вещи без Него.

И Руфь произносит формулу завета: отрекается от своего прошлого и провозглашает две вещи: отныне ее семья - не моавитяне, а еврейка Ноеминь, ее святыни - не моавитские идолы, а Бог Авраама, Исаака и Якова. Она принимает как жизненную миссию верность и заботу о свекрови и призывает Божье проклятие в случае своего нарушения клятвы.

Принимая истинного Бога и еврейскую семью, она фактически перестает быть моавитянкой. Это и есть истинное покаяние - возненавидеть грех и всем существом прилепиться к Богу, истине и праведности.

И этот случай далеко не единственный. Есть много примеров обращения язычников к истинному Богу в Ветхом завете.

С Неемией ситуация другая. Там брали жен-язычниц без всяких условий, и они уводили еврейских мужчин от Бога. Не думаю, что все эти язычницы, увешанные детьми, прямо так встали и ушли к себе домой - за тысячи километров по опасным дорогам, где с ними могли сделать всё, что угодно. Очень вероятно, что это опять же создало эффект "карантина" - серьезность намерений еврейских мужей показала им, что лучше принять истинного Бога, чем уходить на верную смерть или жить на соседней улице "вдовами" при живом муже.

Безусловно, это не лучший метод проповеди, поэтому и не сказано ничего о том, покаялись ли эти женщины. Тем более, что виноваты были евреи, по доброй воле бравшие неверующих жен.

С уважением,
Максим
0
Похожие вопросы
Здравствуйте, Иван! Действительно вопрос интересный. Но скажу вам прямо сразу. Обрезание вам не нужно. Почему обрезание не нужно? Это был завет с избранным народом – с Израилем, и дан был он в виде знамения обрезания крайней плоти мужчин (Быт. 17:9-14). Это постановление для иудеев, а также для п... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Вопросы по поводу шестой главы книги Бытия.

Мне очень интересно, о чем же написано в начале шестой главы книги Бытия. Я до конца не могу разобраться в этом. Не могли бы вы мне в этом помочь, или сказать ваше мнение? На вашем сайте (http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/200102/11224919.html) пояснение лично для меня показалось поверхностным (не хочу вас обидеть, просто для меня это не было доказательным). Вот мои рассуждения по этому поводу (компиляция моих мыслей и мыслей некоторых исследователей). Почему четко разделены сыны Божие и дочери человеческие? То сочетание, которое здесь переводится с иврите, как сыны Божии, на иврите встречается только здесь и в книге Иов. 1:6; 2:1; 38:7, где эта фраза четко подразумевает ангельских существ.

В Бытии 6 на иврите та же фраза как бы подразумевает тех же существ. В книге Еноха (правда я не считаю эту книгу полностью прадивой, но все-таки не может же все быть выдумано) описано некое восстание ангелов, которое может быть к этому относится. В Бытие 6 о детях сынов Божиих сказано, что они были великанами (в иврите некто Нефилимы, в английском варианте Nephilims) и жили в то время, а также сказано, что жили и последующие времена. Если же после потопа остались только Ной и его семья, то как могли эти великаны жить после (при всем том, что и Ной, и его дети были праведниками и нормальными людьми). А также в книге Числа 13:33 сказано, что Нефилимы были великанами. Но как все это связать, я не понимаю. Прошу вас дать достаточно глубокий ответ, если можете.

Спрашивает
Олег
Дорогой Брат Олег! Это действительно сложное место для многих комментаторов. И анализ текста оригинала позволяет нам сделать вывод о том, что под сыновьями Божьими подразумеваются ангелы. Но помимо этого есть еще логическая целостность Священного Писания. Я более склонен увидеть здесь обычную карт... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Кто такие "сыны Божии" из 6:1-5 - это земные люди или духи?

Добрый день! Поясните место писание Бытие 6:1-5 ! Сыны Божие это земные люди? Или духи входили к дочерям человеческим, потом рождали очень сильных и славных людей, то есть исполины? И еще Иов. 2:1 , тоже говорится о сынах Божиих, среди них пришел сатана, то есть сатана и сыны Божии вместе предстали пред Господа! Если сыны Божии это люди, то как они вместе с сатаной представали пред Господа? Поясните пожалуйста! Спасибо.

Спрашивает
Алексей
Мир Вам, Алексей! Библейское определение термина "сыны Божии" мы находим в писании: Таким образом, в Библии так могут именоваться либо верные Богу люди (Божий народ), либо непавшие ангелы, либо жители непадших миров (планет). Падшие ангелы никак под такое определение не подходят. О ком именно идет речь в каждом конкретном месте библейского текста нужно определять по контексту. В Б... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие из Бытие 6:4?

Объясните, пожалуйста, этот текст: Бытие 6:4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божьи стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные издревле славные люди. Кто такие сыны Божьи? И почему тогда дочери человеческие?

Спрашивает
Артем
Артем, давайте позволим Библии самой ответить на этот вопрос. В отношении сынов Божьих приведу два текста:В контексте Бытие 6:4 сынами Божьими были потомки Сифа, те, которые служили Богу и поклонялись Ему. А сыны и дочери человеческие это Каиниты, которые Богу не служили. Но каинитянки соблазняли и благочестивых мужчин из сифитов, и от них рождались великаны, так как чем дальше родство, тем крепче, силь... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, сестра Марина! Священник в библейском понимании этого слова - это прежде всего ходатай, посредник между Богом и грешным человеком. Однако, очевидно, что один грешник не может представлять другого грешника пред святым Богом (Ис.59:2, Евр.7:26). Поэтому истинным (настоящим) священником может быть лишь безгрешный сын человеческой семьи. Такой был только один - Иисус Христос, который воплотившись в человеческом теле навеки стал представителем человеческой расы пред Богом. Однако, при этом Он был и безгрешным Сыном Божьим, который не только не... Читать далее
1
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему погибли 42 ребенка?

Как понять эти действия Бога и Его праведника? "И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" (4Цар.2:23,24)" Неужели Бог поощряет проклятие и убийство детей?

Спрашивает
Павел
Здравствовать вам в Истине, Павел! Безусловно, Бог никогда не имеет желания проклинать кого-либо или уничтожать кого-либо, поэтому даже то действие уничтожения, которое Он произведет над непокаявшимися жителями земли, когда придет сюда во второй раз, названо в Библии необычайным действием, не свой... Читать далее
2
Трудные тексты5 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мир вам, Димитрий! Вот стих, о котором вы спрашиваете: Для того, чтобы понять, что означает это странное на первый взгляд повеление Бога, давайте обратимся к событиям книги Исход. Когда Всевышний выводил Свой народ из Египта, Он, чтобы совершил 10 казней, последняя из которых была относительно всякого перворождённого из скота и из людей. Для того, что... Читать далее
1
Трудные тексты6 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама?

Здравствуйте! В Библии сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину, сотворил их. Я так понимаю, одновременно, в один день. Откуда тогда это распространенное убеждение, что женщина сотворена из ребра Адама? Есть ли этому какие-то объяснения в Библии? И если Ева была дана Адаму как помощница во избежание одиночества, то почему он был одинок, если Бог двоих их сотворил? Или Ева была второй женщиной, тогда кто первая? Заранее благодарна за ответ.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Давайте прочитаем из Библии повествование о том, как была сотворена Ева:Как видите, из этого повествования видно, что Ева была сотворена из ребра Адама. Здесь не говорится конкретно, сколько времени прошло со времени сотворения Адама до сотворения Евы, но мы понимаем, что всё это произошло в один день: сотворение животных, сотворение Адама, повеление назвать животных, о... Читать далее
1
Здравствуйте Виктор! Давайте прочтем тексты из Библии, которые вы упоминаете.Пусть вас не смущают подобные места в Библии. Дело в том, что Библия это правдивая Божья книга и в ней описаны истории, действительно имевшие место в жизни ее героев, не искажаясь, не покрывая недостатки и грехи людей. Это реальная жизнь, реальных людей, их путь к Богу, их ошибки и падения, достоинс... Читать далее
1
Трудные тексты7 дней назад
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Александр! Иисус воскрес на третий день, а не на четвёртый, после трёх. Аналогично, кстати, происходило с ягненком при исходе из Египта. Смотрим Писание:Благословений, Виктор... Читать далее
1