Отвечает: Максим Балаклицкий

Вопрос: мой коллега по работе протестант,который открыто говорит о том,что православие бесплодно,иконы это деревяшки и тд. Разумеется я,как человек верующий в Единого Бога Иисуса Христа возражаю ему.Что мне ответить ему,чтобы он не доставал меня со своей лжеверой,и как церковь относится к протестанству.

Андрей!

Хочу извиниться перед Вами за доставленные волнения.

Так как я крещен в православии, а ныне протестант, попытаюсь показать ситуацию с обеих сторон.

В вашем случае имеет место спор вокруг принципиального для христианина вопроса, о котором в Законе Божьем, написанном на скрижалях перстом Самого Господа, говорится так:

Исх. 20:2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Первая заповедь запрещает поклонение иным богам. С этим вроде бы всё ясно. Кстати, может это Вас огорчит, но протестанты (кроме нехристианских ответвлений - свидетелей Иеговы, мормонов и т.п.) также веруют в Единого Бога Иисуса Христа. Так что тут между вами различий нет.

Со второй заповедью сложнее. Как видим, Бог запрещает 1) делать изображение ЛЮБОГО видимого предмета, существа или явления, призванного символизировать Бога, 2) поклоняться и 3) служить этим изображениям или кумирам.

Как Вы, вероятно, знаете, в Византии еще до раскола вселенской Церкви на католицизм и православие в течении нескольких веков полыхал конфликт вокруг поклонения иконам. И несколько императоров выступали против икон, что привело к масштабным преследованиям их приверженцев. Есть версия, что Афонский монастырь был основан иконопоклонниками, бежавшими из Византии того времени. Поэтому пришедшее на Русь православие уделяет такое повышенное внимание иконам. Для него это своего рода "символ веры". Насколько я знаю, только на Руси существуют храмы икон. Например, храм иконы Озерянской Божьей Матери.

В ответ на закономерный вопрос, а как же быть со второй заповедью Закона Божьего, Вселенские соборы разработали учение о почитании икон. Здесь я пытаюсь показать, что Библия не видит разницы между этими вещами.

Византийская иконописная традиция утверждает, что икона - это знак, символ невидимой реальности. Давайте посмотрим, что говорит Библия о таком ходе.

Исход 32:1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. 2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. 3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. 4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! 5 Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. 6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. 7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; 8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! 9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; 10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. 11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, 12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; 13 вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. 14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. 15 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его [были] две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; 16 скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии. 17 И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. 18 Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих. 19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; 20 и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым. 21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? 22 Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. 23 Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. 24 И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец. 25 Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его. 26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. 27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. 28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. 29 Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение. 30 На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. 31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; 32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. 33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; 34 итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. 35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

Как видим, телец означал именно Иегову - Бога, который вывел Израиль из Египта. Не Молоха, Астарту, Велеса или еще кого, а именно Иегову, Бога Авраама, Исаака и Якова. Какова же реакция Бога живого? Он категорически возражает против того, что народ 1) сделал золотого бога, 2) поклоняется ему и 3) служит. Обличив народ, Он предлагает Моисею уничтожить весь народ (!) и начать селекцию заново. Т.е. этот их грех перечеркивал всё то, что Бог сделал для тогдашнего Израиля. Бог не вступает в дискуссии насчет того, похож или нет телец на Него. Он говорит, что всякая попытка уподобить невидимого Бога (Иоан.4:24) видимому существу - смертельный грех.

Последний аргумент в пользу икон звучит так: в Ветхом завете Бог не принимал никакого видимого облика, но в Новом-то Христос воплотился! Навсегда (!) принял человеческий образ. Вот человеческое естество Иисуса мы и изображаем. Опять же, не для поклонения, а для почитания. Икона настраивает нас на благоговейный лад, и т.д.

С точки зрения Библии эта аргументация также не выдерживает критики. Во-первых, Бог во все века принимал совершенно разный облик. Его видели Адам и Ева, Моисей (Чис.12:8), старейшины Израиля (Исх.24:10), пророки (Ис. 6, Иез. 1, 10, 3Цар.22:19, Ам.9:1), Давид (Пс.15:8)... Он представал в виде огненного куста (Исх. 3), Ангела Божия (Иис.Нав.5:14-15), Старца, Сына Человеческого (Дан. 7), медного змея, облачного и огненного столба, говорящей ослицы, пишущей на стене руки... Почему бы не изображать всё это как Бога? Однако мы видим, как болезненно реагировал Господь на такие попытки. Разве не по Божьей воле евреи приносили телят и ягнят в жертву? Разве не назвал Иоанн Креститель Христа Божьим ягненком (Иоан.1:29)? Та же разница - есть живой Христос, а есть золотой теленок.

В Новом завете Христос не родился, как говорят на Рождество, а воплотился, принял человеческий облик, бесконечно умаливший Его возможности и славу (Флп. 2:5-11). Он стал "подобным человекам и по виду став как человек". Он искупил нас не как человек, а как Богочеловек. Именно Его божественность дала Ему право стать жертвой за наши грехи.

Поэтому и с воплощенным Христом та же проблема: поклоняться видимому - человеческому - облику Христа значит 1) не понимать сущности Его спасения, 2) нарушать заповедь Закона Божьего, совершая смертельный грех.

Мы призваны поклоняться Богу Иисусу Христу, но без попыток изобразить Его божественную невидимую природу.

Вот как понимают этот вопрос протестанты. Поэтому Ваш сотрудник пытается Вас предостеречь от ложной формы поклонения Единому Богу Иисусу Христу, которая, согласно Библии, вызывает у Него обиду и гнев, а не умиление.

Это теория. С практикой, конечно, всё сложнее. У разных людей разный темперамент, воспитание, культурный уровень... Вот и Вы искренне называете мировоззрение другого христианина, с которым у Вас 80% ОДИНАКОВОГО вероучения, лжеверой. В свою очередь, он считает не православие вообще, а его конкретные ошибки бесплодными попытками угодить Богу. Уверен, что этот человек ничего не имеет против благочестивых православных. Но ошибочные элементы вероучения данной конфессии его тревожат и побуждают предостерегать Вас.

Опять же хочу извиниться за его обидные слова - "иконы - это деревяшки", и т.п. Но когда, например, в помещении пожар, то уже не заботятся о покое находящихся там людей, а вбегают и кричат: "Спасайся, кто может!"

Это принципиальный вопрос. По моему убеждению, Бог ненавидит идолопоклонство. И то, что православие целые столетия разделялось по этому вопросу, говорит о многом. На сегодняшний день ни одно течение православия не уделяет иконам столько внимания, как славянские церкви. У коптов, греков, эфиопов, во многих других православных церквах икон гораздо меньше, и они не играют такой роли в богослужении и церковной жизни.

Что ответить этому человеку?.. А что, если он прав? Если бы византийская императрица Феодора не начала тогда поддерживать иконопоклонников, современное православие могло бы быть другим. Во всяком случае, если бы иконы и были в храмах, то в совсем другом статусе.

Вернемся к упомянутой ситуации с пожаром. Вбегает человек и кричит. Уже не первый раз. Вы поворачиваетесь ко мне и спрашиваете: "Что мне ответить ему,чтобы он не доставал меня со своей лжеверой в пожар?" Я бы ответил: "Думаю, надо пойти и проверить, может, действительно здание в огне".

Православные церкви относятся к протестантству по-разному. Скажем, на украинских землях 16 века протестанты и православные вместе боролись против католической экспансии. Когда православие получало поддержку власти, оно преследовало протестантов: священники писали на них доносы в полицию, выступали судах как обвинители, бросали в монастырские тюрьмы, истязали, издевались над иноверцами, побуждали силовые структуры ссылать протестантов, конфисковать их имущество, натравливали население на погромы их жилищ и домов молитвы, которые нередко заканчивались тяжкими увечьями и смертями протестантов, распространяло с амвонов и страниц прессы самые нелепые вымыслы об этих "нехристях".

Во время красного террора протестанты, православные и католики вместе проводили богослужения в соловецких лагерях. Когда церковь в СССР была поставлена большевиками на колени, протестантское издательство YMCA издало и распространило сотни тысяч экземпляров работ православных богословов и философов, что позволило Западу увидеть красоту и своеобразие этой ветви христианства, а многим славянским эмигрантам - обрести свои корни.

Теперь же, когда русское православие снова признано властью, оно прилагает немалые усилия, чтобы представить своих протестантских братьев "сектой", "американскими шпионами", всячески их очернить, запретить их деятельность, а активистов выслать из страны. Там же, где православные в меньшинстве, они вынуждены "дружить" с протестантами.

Константинопольский патриарх Варфоломей много лет поддерживает активные экументические контакты с протестантами.

Я не знаю ни одного примера преследований протестантами православных верующих или священников. А случаев, когда православные гнали протестантов - сколько угодно.

Поэтому разные православные по-разному относятся к протестантам. Александр Мень - очень хорошо. Александр Солженицын - хорошо. Андрей Кураев - хуже. Александр Дворкин - настолько плохо, что протестантов от него охранять следует.

Официально славянское православие считает всех протестантов "инославными". Оно признаёт их частью христианства, в то же время имея к ним богословские претензии. Как мы увидели выше, взаимные. Эти претензии происходят из-за того, что протестанты признаЮт основой своей веры только Писание (Библию), а у православных Писание стоит наравне с Преданием - корпусом трудов отцов церкви, признанных обязательными к изучению и исполнению. Именно Предание создает основу для большинства небиблейских явлений и учений в православии.

Православие понимает, что протестанты являются серьезным конкурентом, но воевать с ними предпочитает посредством силовых запретов и угроз. В то же время, главным врагом православия является римско-католическая церковь.

На Вашем бы месте я 1) лично изучил бы вопрос икон в Библии и православии, 2) когда разобрался, какова воля Бога в этом вопросе, следовал бы ей, 3) приставучего протестанта попросил бы не зудеть мне об этом, а принести Библию и предметно рассказать о ее взгляде на иконы.

С уважением,
Максим
0
Похожие вопросы
Грех и спасение4 дня назад
Отвечает
Александр Дулгер
Читая Библию хочу покончить жизнь самоубийством. Я очень грешен и не смогу спастись.

Осознавая  в себе эту немощность, убогость, эту бесовскую преданность своему Я, и свои тяжкие грехи - я понял одну вещь. Спастись  могут только те, кто не познал в полной мере и не был полностью подвержен злу. Остальным назад дороги  нет. Христос может только показать дверь - идти человек должен сам, но для меня это за точкой не возврата. Библия мне открыла глаза, но так как мне некого отблагодарить, решил отблагодарить ваш сайт. Пока.

Спрашивает
Артем
Мир Вам, брат Артем! С каких это пор Вы стали видеть свое будущее? Библия учит, что его знает только Бог. Откуда Вам известно, что Вы не спасетесь? Вы собираетесь свести счеты с жизнью основываясь на фактах или на предположениях? Мне кажется, что Вы поторопились с выводами. Я нахожу в Библии, что... Читать далее
1
Грех и спасение7 дней назад
Отвечает
Олег Замигайло
Прощает ли Господь осознанный грех?

Ну допустим я знаю что это грех я это сделала, но после этого я покаюсь и больше не повторю никогда. Простит ли меня господь, я хочу все начать с нуля спасибо за поддержку. 

Спрашивает
Марина
Мир Вам, Марина! По большему счету все люди грешат осознанно. Даже в примитивных племенах люди знают что красть, убивать, обманывать и т.д это как минимум не очень хорошо, а то и наказуемо. Так что говорить про неосознанный грех в 21 веке среди обычных людей вообще затруднительно. В качестве ответа... Читать далее
3
Грех и спасение7 дней назад
Отвечает
Александр Дулгер
Как Бог будет судить людей, которые никогда не слышали о Нем и Его законах?

Многие народы сегодня имеют доступ к Библии и свидетельствам людей о Боге, поэтому вполне понятно и объяснимо, что Бог спрашивает с нас за неверие, т.к. у нас есть все для того, чтобы поверить в него. Но как быть с теми нецивилизованными людьми в далёких уголках земли? Они понятия не имеют о Библии у них своя вера и свои Боги. Они творят ужасные ритуалы и жертвоприношения и живут в неведении. Как Бог будет их судить? Они ведь не знают ничего об Иисусе? Они же не виноваты в этом.

Спрашивает
Елена
Мир Вам, Елена! На Ваш вопрос хорошо отвечает апостол Павел в своем послании христианам в Риме:Люди, не имевшие возможности узнать о живом Истинном Боге и Его законах, будут осуждены или спасены на основании их поступков, добрых или злых, которые свидетельствуют насколько они следовали голосу своей совести, которая есть не что иное, как отражение Закона Божьего, вложенного Творцом в сердце ка... Читать далее
2
Здравствуйте Любовь! Нет, нельзя. Это прамое нарушение закона Божьего! Это антислужение Богу или поклонение идолам.Так гласит первая заповедь закона Божьего.  Ищите благословений Господних, делая то, что угодно Ему, а не раздражая Его прямым нарушением Его повелений! Наташа... Читать далее
1
Грех и спасение8 дней назад
Отвечает
Наталья Амосенкова
Будут ли спасены люди, которые просто не имели возможности прийти к Христианству?

Древние индейцы, островитяне и проч., не имеющие доступа к остальному миру, в глаза не видевшие Библию. Как они должны были отвергнуть все проявления своей языческой культуры и уверовать в Христа? Будут ли их судить так же, как и нас с вами?

Спрашивает
Иван
Здравствуйте Иван! Да, такие люди будут среди спасенных. Они будут судимы по их совести в зависимости от того что им было дано знать и понимать. Любящий их и справедливый Бог, у которого не бывает ошибок сделает это.И читать до конца главы Рим.2 Благослови и Вас Господь быть верным Ему! Наташа... Читать далее
1
Грех и спасение11 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Грех ли проколоть бровь для колечка?

Вопрос насчет пирсинга. Запрещено ли это делать? Я хочу проколоть именно бровь и все. Обычное, маленькое колечко в брови будет, серебряное. Ведь носить сережки не грех вроде... а это не особо отличается от того, что я хочу сделать.

Спрашивает
Влада
Мир вам, Влада! Вот главное правило решения подобной проблемы:Видите? Нам ничто не запрещено: серьги в ушах, в носах, в бровях, где угодно, хоть по всему телу. Только всегда надо проверять себя вопросом: "Зачем? Чему это будет учить меня и окружающих меня людей?" Зачем вам эта маленькая серебряная серьга в брови? Чтобы быть похожей на кого-то? Чтобы быть кр... Читать далее
1
Здравствуйте, Андрей! Бог призывает человека прийти к Нему в том состоянии, в котором он находится, потому что знает, что без Него мы не сможем изменить себя:Хорошо помню сюжет в одной книге, где рассказывается о молодом человеке, который подошел к священнослужителю и сказал: - Я не буду больше ходить в церковь. Мне стыдно, потому что в моих мыслях появляются ругательства во время проповеди и молитвы. Не могу больше! - Ты пробовал говорить об этом Богу... Читать далее
2
Грех и спасение14 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как жить, если ничего не получается?

Кто и когда спрашивал меня хочу ли я рождаться? Кто меня спрашивает хочу ли я на земле жить? А мне тоскливо. Здесь всё неправильно, вопреки всякой логике, и абсурдно! Но я и уйти по своему желанию отсюда не могу! При всём этом я еще и должен платить государству за то, что я живу!!! А я сколько бы ни работал не могу заработать, чтобы заплатить за то что я живу. Таким образом я живу здесь насильно. Я не живу, я терплю жизнь. Я молюсь. Изучаю Библию. Не помогает.

Спрашивает
Сергей
Мир вашему сердцу, Сергей! Вы абсолютно правы в том, что никто не спрашивал ни вас, ни меня «хотим ли мы рождаться». Адам и его жена появились «в жизнь» так же: Творец не спрашивал их, хотят ли они существовать, просто сделал их и дал им всю землю и безграничные возможности развития. Получили ли он... Читать далее
2
Грех и спасение21 день назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Плата за грех - смерть, гласит библейское изречение. Вопрос: за чей грех?

Если человек не грешил, но умирает, то получается, что он расплачивается за чужие грехи или в назидание, нет? Поясняю, умирает маленький ребенок, несколько дней от роду. Что за бабушку, которая согрешила 120 лет назад? Или за брата, который согрешил в прошлом месяце? Или в назидание кому-то? - Мол не перестанете грешить будет еще хуже. Нелепость какая-то получается. Я не нахожу ответа и искренне надеюсь на Вас, я нисколько не шучу.
 
Вопрос следующий. Разве Господь не прощает нам грехи наши при условии нашего истинного раскаяния? Но если прощает и грехов более нет, тогда почему же люди продолжают умирать, умирать за грехи, которые прощены?
 
Пример тому святые. Кто может сомневаться, что они пришли к действительному раскаянию и что же тогда происходит? Просто голова кругом идет. С нетерпением ожидаю Ваши ответы на мои постоянно возникающие вопросы, и благодарю за ранее отвеченные.

Спрашивает
Анатолий
Уважаемый Анатолий! Написано: "душа согрешающая, та умрет" (Иез. 18:4). Но грех - всегда сознательная уступка искушению. Дитя не имеет морального сознания, поэтому в случае своей смерти разделит участь своих родителей по вере их. Так что рекомендую присоединиться к Богу всем сердцем. Люди умирают ... Читать далее
2
Грех и спасение22 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Старший брат сидит у нас на шее. Как быть?

В семье есть старший брат, 30 лет, он нахлебник, ни на одной работе больше месяца не работал, мы живём с отцом. Брат жил с женой. Позавчера он пришел домой, они поругались, и вчера он перенёс все вещи к нам, только спит, ест и сидит за компьютером. Мы не хотим его кормить и не хотим, чтобы он сидел у нас на шее. Разговоры не помогают! Что делать дальше?

Спрашивает
Константин
Доброго вам времени суток, Константин! В связи с тем, что вы написали на сайт, посвященный вопросам веры и Библейским истинам, я будут отвечать вам именно с этой точки зрения. При этом сразу предупреждаю, что человек, неверующий в существование Бога и в силу Его слова, вполне может счесть то, что я... Читать далее
2