Отвечает: Василий Юнак
Библия - это не сборник творений апостолов или отцов церкви. Книги, включенные в Библию, включались туда не потому, что их написал тот или иной человек, а потому что они являлись богодухновенными и совершенными в своем содержании. Те книги, которые содержали человеческие мнения, как бы ни были хороши, но они не вошли в канон Священного Писания. История донесла до нас упоминания о других книгах тех-же или других авторов, но они не были включены. В самой Библии есть упоминания о нескольких книгах, которые также не вошли в канон Библии, это Книга Праведного (Нав 10:13; 2Цар 1:18), Книга дел Соломона (3Цар 11:41) и другие. Апостол Иуда цитирует Еноха (Иуд 1:14), хотя мы не знаем, из какого источника эта цитата взята. Каждый человек склонен ошибаться и высказывать неверные мнения. Потому в каждой книге, написанной даже самым святым человеком, могут быть неточности. Но Библия - не есть творение человека. Автором Библии является Сам Бог (2Пет 1:21). Потому книги, вошедшие в Библию, гармонично сочетаются одна с другой и не противоречат одна другой, в то время, как в неканонических книгах и в прочих произведениях апостолов и отцов церкви наблюдаются отдельные неточности и противоречия, а подчас даже и искажения истины. Мы верим, что Сам Господь руководил отбором и сохранением книг, вошедших в канон Библии. В Библии есть ряд книг, написанных не апостолами и не пророками. Например, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Деяния Апостолов написаны людьми, пришедшими в церковь позже. Они трудились с апостолами, но сами не были апостолами. Более того, послания Иакова и Иуды, по мнению некоторых комментаторов, также принадлежат не апостолам с этими именами, а скорее всего братьям Иисуса Христа. Среди апостолов было два Иакова - Зеведеев и Алфеев. Иаков Зеведеев, брат Иоанна, был одним из первых мучеников. После упоминания его смерти (Деян 12:2) в Деяниях говорится об Иакове, который был епископом в Иерусалиме (Деян 12:17 и далее). Очевидно, что Иаков Алфеев и Иаков брат Господа - это два разных человека. Большинство комментаторов склоняются к тому, что епископом в Иерусалиме был именно брат Господа, а значит, вероятно он же и написал послание, которое представлено довольно авторитетно. Точно так же и послание Иуды - в Новом Завете есть целый ряд лиц, носящих имя Иуда, среди них был апостол Иуда (не Искариот) и Иуда брат Господа. Опять таки, есть мнение среди комментаторов, что послание Иуды было написано братом Господа, а не апостолом.
Таким образом, совершенно не обязательно искать писания всех апостолов, потому что достоверно известно только, что в Писания включены труды трех апостолов - Матфея, Петра и Иоанна. Апостольство Павла само по себе уникально - он уже тринадцатый апостол, но он написал больше всех остальных. В любом случае, люди были только Божьими секретарями в написании Библии.
Здравствуйте! Я хотел бы задать вам ряд вопросов, которые очень тревожат меня. Я сейчас читаю книгу "Библейские Истории" автора Г. Гече. Это первая атеистическая книга, которую я решил прочитать. Признаюсь, что я ещё не дочитал её до конца, но уже хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам.
В книге Гече пытается "раскрыть несостоятельность представлений о "богодухновенности" библейских сказаний", доказать, что Библия - результат кропотливой работы человека и только человека, что Бог не имеет к ней никакого отношения. Гече говорит, что представления древних евреев о начале мира были почерпнуты из мифологии окружающих народов, но были интерпретированы авторами так, чтобы соответствовать сложившемуся у иудеев монотеизму (например, великий потоп - это литературная обработка одной из песен о Гильгамеше), утверждает, что в Библию просочился древний политеизм (выражается в том, что в ней есть упоминания о борьбе Яхве с древними морскими чудовищами (Рехавом, Таннином, Левиафаном), также Гече говорит, что о духовности Библии позаботились толкователи в более позднее время, что они, грубо говоря, выдумали участие Господа и Его чудеса в истории израильского народа.
Мне бы хотелось услышать ваше мнение обо всём вышесказанном. Не подрывает ли это авторитет Библии? Я уверен, что для меня аргументы Гече кажутся убедительными всвязи с моей недостаточной осведомлённостью в этих вопросах. Так ли это? Знакомы ли вы с трудами Гече? Что можете о них сказать? Заранее спасибо! С нетерпением жду ответов на свои вопросы.
Все Писание богодухновенно... 2Тим.3:16
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление... 1Кор.7:6
Прочим же я говорю, а не Господь... 1Кор.7:12
Что скажу, то скажу не в Господе... 2Кор.11:17
В большенстве случаев человек пытается найти соприкосновения библии с землей материальной. Так не лучше ли для совершенствования и самопознания воспринимать два понятия - первое землю материальную от зарождения до нынешнего состояния со всеми ее аномалиями и археологическими находками и возможными предшественниками иными цивилизациями, второе библию как некую аллегорию зарождения мира нынешнего, в котором человек как маленькое зерно, произрастая, постоянно учиться.
В нашей церкви, в молодежном классе, практически никто не готовится к уроку субботней школы. Как можно заинтересовать молодежь, чтобы это не было принудительно, а чтобы они сами этого хотели.