Отвечает: Василий Юнак
3.899 Ольга Озолина (5olga@???.lv) пишет: «В поисковой системе -google - я нашла евангелия от Иессеев, а также от Петра, от Марии, от Фомы, от Филиппа. а в Ездра 3 в одной из глав написано, что всего было написано 94 книги. в одной из библий я насчитала 70 книг. а где остальные и почему в основном изучают 66 книг, а не 70 -где божий авторитет. и хочется узнать об остальных 24 книгах и как относится к тем евангелиям что я нашла в гуугле. всех вам благ. Ольга.»
Приветствую Вас, Сестра Ольга! Ваш вопрос относится к теме о каноне и богодухновенности Священных Писаний. Но я начну вначале с числа книг, а затем перейду к этим главным вопросам.
Итак, сколько книг должно быть в Библии? Смотря как считать. Нам надо раздельно смотреть на книги Ветхого Завета и на книги Нового Завета, потому что канон Ветхого Завета составлялся книжником Ездрой еще до времени Христа, а канон Нового Завета утверждался уже на христианских соборах. В канон Ветхого Завета в настоящее время входят 36 книг. Это те же самые книги, которые в древнееврейском каконе насчитывают 22 или 24 (по разным исчислениям) книги. Содержание в них одно, а разделение на книги разное. Это потому, что некоторые книги объединены в одну, например, все 12 книг малых пророков объединены вместе, Ездра и Неемия составляют одну книгу, объединены Царства и Паралипоменон... Что касается увеличения количества книг, то Псалтирь состоит из пяти книг, Притчи подразделяются на 5 - 7 книг, Исаия состоит из двух книг и так далее. Так что в этой области можно ожидать довольно много разных подсчетов, которые не изменяют самого содержания.
Однако помимо различного деления на книги, не изменяющего содержание, есть еще и дополнительные книги, дополнительные тексты, которые так или иначе прибавляли к существующему канону Священных книг Библии. Такие дополнительные книги обычно называют "неканоническими", "второканоническими" или "апокрифическими". В любом случае, эти книги не являются богодухновенными книгами Священного Писания.
Канон Ветхого Завета, включающий в себя нынешние 39 книг, установился во втором веке до Христа, а канон Нового Завета был подтвержден в 393 году, хотя сложился он значительно раньше. Все книги, не вошедшие в канон, то есть все те, что в современных изданиях Библии добавлены к обычным 66 книгам (36-ВЗ и 27-НЗ), не являются богодухновенными, и на них нельзя основывать какие-либо доктринальные или богословские утверждения. Это вовсе не означает, что в них нет истины, но это означает, что в них могут быть заблуждения. Но, по крайней мере, автором их является человек, а не Святой Дух, руководивший писавшими из людьми. При этом нужно знать, что уже в 150 году нашей эры появлялись такие апокрифические книги, которыми отдельные люди пытались подтверждать свои ереси.
Как относиться к таким книгам? Вы - свободная личность. Никто не вправе Вам диктовать. Вы можете их прочесть и использовать то доброе, что найдете в них, подобно любому другому произведению, каких в мире неисчислимое множество, а можете проигнорировать и читать только то, в чем Вы действительно уверены. Господь да благословит Вас сделать верный выбор.
Василий Юнак
Здравствуйте! Я хотел бы задать вам ряд вопросов, которые очень тревожат меня. Я сейчас читаю книгу "Библейские Истории" автора Г. Гече. Это первая атеистическая книга, которую я решил прочитать. Признаюсь, что я ещё не дочитал её до конца, но уже хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам.
В книге Гече пытается "раскрыть несостоятельность представлений о "богодухновенности" библейских сказаний", доказать, что Библия - результат кропотливой работы человека и только человека, что Бог не имеет к ней никакого отношения. Гече говорит, что представления древних евреев о начале мира были почерпнуты из мифологии окружающих народов, но были интерпретированы авторами так, чтобы соответствовать сложившемуся у иудеев монотеизму (например, великий потоп - это литературная обработка одной из песен о Гильгамеше), утверждает, что в Библию просочился древний политеизм (выражается в том, что в ней есть упоминания о борьбе Яхве с древними морскими чудовищами (Рехавом, Таннином, Левиафаном), также Гече говорит, что о духовности Библии позаботились толкователи в более позднее время, что они, грубо говоря, выдумали участие Господа и Его чудеса в истории израильского народа.
Мне бы хотелось услышать ваше мнение обо всём вышесказанном. Не подрывает ли это авторитет Библии? Я уверен, что для меня аргументы Гече кажутся убедительными всвязи с моей недостаточной осведомлённостью в этих вопросах. Так ли это? Знакомы ли вы с трудами Гече? Что можете о них сказать? Заранее спасибо! С нетерпением жду ответов на свои вопросы.
Все Писание богодухновенно... 2Тим.3:16
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление... 1Кор.7:6
Прочим же я говорю, а не Господь... 1Кор.7:12
Что скажу, то скажу не в Господе... 2Кор.11:17
В большенстве случаев человек пытается найти соприкосновения библии с землей материальной. Так не лучше ли для совершенствования и самопознания воспринимать два понятия - первое землю материальную от зарождения до нынешнего состояния со всеми ее аномалиями и археологическими находками и возможными предшественниками иными цивилизациями, второе библию как некую аллегорию зарождения мира нынешнего, в котором человек как маленькое зерно, произрастая, постоянно учиться.
В нашей церкви, в молодежном классе, практически никто не готовится к уроку субботней школы. Как можно заинтересовать молодежь, чтобы это не было принудительно, а чтобы они сами этого хотели.