О Библии14 августа 2023
Отвечает
Василий Юнак
Как правильно произнести и написать ссылку на текст Библии?

Уважаемый брат Василий! Я совсем недавно впервые открыл для себя Библию и очень заинтересовался ее изучением (как с религиозной, так и с научной точек зрения). Но сразу же на моем пути встал вопрос (как я думаю дилетантский). Я не знаю, как правильно произносить "местоположение" той или иной библейской цитаты (например " Матф. 7:13 ")? Помогите пожалуйста мне разобраться в этом вопросе! Заранее благодарен.

Спрашивает
Андрей

Андрей приветствую вас!

Мы очень часто страдаем и блуждаем в жизни только потому, что боимся задавать "глупые" вопросы. А боимся мы потому, что опять таки мы сами и смеемся с тех, кто задает глупые вопросы. Но нам всегда следует быть снисходительными к другим, зная, что и мы сами можем оказаться в подобной ситуации. Я знаю это по себе, и потому часто корю себя за то, что когда-то, где-то, как-то, в душе или вслух с друзьями посмеялся над первыми неловкими шажками новичка в той или иной области. И в то же время я заметил, как часто верующие люди произносят определенные "возвышенные" фразы, рассуждая на высоком уровне, но когда задашь им прямой вопрос, они теряются, потому что в действительности не понимают истинного смысла тех или иных выражений, слов и фраз в христианском лексиконе. Давайте будем более снисходительны друг ко другу, и тем самым поможем и себе. Задавайте "глупые" вопросы - мы постараемся ответить на них серьезно, и можем даже не указывать вашего имени, чтобы вы сами не чувствовали себя неуютно.

В самом первом выпуске рассылки был приведен полный список книг Библии и их сокращения. К сожалению, архив рассылки содержит только последние 12 месяцев, так что более ранние выпуски уже недоступны, но все их содержание имеется на нашем сайте. Посмотрите этот список книг Библии в разделе "Библия"

Библия - это сборник книг Священного Писания. Каждая книга имеет полное и сокращенное название. Можно называть их так, как вам удобно. Мы не будем приводить здесь весь перечень книг Библии - полное название обычно написано в оглавлении Библии. Приведем несколько примеров полных и кратких названий, и опишем принципы использования ссылок на Библию в устной речи.

Например, написана ссылка Ис. 8:20; мы читаем: "Исайи Восемь Двадцать" или "Книга пророка Исайи, восьмая глава, двадцатый стих". Соответственно, мы можем склонять ссылки: "в книге пророка Исайи, в восьмой главе, в двадцатом стихе". Иногда стих может называться и до главы, например: "В двадцатом стихе восьмой главы пророк Исаий пишет..." или "в двадцатом стихе восьмой главы [книги пророка] Исайи". В общем, принцип таков: в зависимости от обстоятельств называется краткое или полное название книги, затем идет номер главы, и наконец указывается стих. Иногда указываются два или более стиха из одной главы. Тогда мы читаем: "Исайи Восемь Двадцать по Двадцать три" или "...с двадцатого по двадцать третий стихи".

Приведем примеры кратких и полных названий книг Библии:
Бытие - Книга Бытие - Первая книга Моисеева Бытие;
Навина - Иисуса Навина - Книга Иисуса Навина;
Притчи - Книга Притчей Соломона;
Матфея - Евангелие от Матфея;
Деяния - Книга Деяний Апостолов;
Первое Петра - Первое послание апостола Петра;
Римлянам - Послание к Римлянам - Послание апостола Павла к Римлянам...

Конечно, есть и более полные названия книг Библии, которые обычно не употребляют в устной речи. Так, например, в начале Первого Иоанна мы читаем название книги: Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. Но это уже слишком длинное для устной речи название.

И еще немного о написании. Здесь нет одного стандарта, хотя стремление к единству все же наблюдается. При написании ссылки на текст Библии, как мы это постоянно делаем, вначале указывается сокращенное название книги, затем номер главы и номера стихов. Единого списка сокращенных названий книг Библии не существует, хотя многие списки сокращений по большей части могут совпадать. Потому в самом первом выпуске нашей рассылки был приведен список сокращений, которого мы стараемся придерживаться в рассылке. Сокращения могут включать в себя только собственно название книги, или также и тип книги. Сокращения могут быть сделаны как путем урезания слова, так и путем выбора основных звуков. Вот несколько примеров сокращенных написаний названия книг:

Первая книга Моисеева Бытие - 1 Моис - Быт - Бт;
Книга Иисуса Навина - Ис Нав - Нав;
Первая книга Царей или Самуила - 1 Цар - 1Цар - 1Ц;
Псалтирь - Псал - Пс;
Книга плача Иеремии - Пл Иер - Плач - Пл;
Евангелие от Матфея - Ев Матф - Матф - Мтф;
Первое послание к Коринфянам - 1 посл Кор - 1 Кор - 1К;
Послание к Филиппийцам - Посл Филип - Филип - Флп;
Послание к Филимону - Посл Филим - Филим - Флм;

Заметьте в последних двух примерах, что сокращение "Фил" может привести к путанице, так как может соответствовать двум разным книгам. Но и в таких случаях есть приоритеты. Так, под "Фил" в первую очередь обычно подразумевали бы послание к Филиппийцам. Сокращение "1П" может соответствовать как Первому Петра, так и Первой Паралипоменон. В то же время, сокращение "Ис" практически всегда относится к "Исаии", а не к "Исход", к которому относится сокращение "Исх". Но так как во всем этом нет конкретных общепринятых правил, то мы советуем быть внимательными, и если есть сомнение, лучше проверить подобную ссылку и в книге с близким названием. Также, не забывайте и о возможных описках и ошибках, которые могут случиться и в сокращенных названиях. Помните также и о том, что некоторые книги имеют разное название в разных изданиях Библии. Так, первые две книги Царств в некоторых изданиях представлены как первые две книги Самуила, а третья и четвертая книги царств в тех же изданиях представлены как первая и вторая книги царств. Поэтому не всегда Первая Царств есть Первая Царств - иногда она может оказаться Третьей Царств.

Подобные различия есть не только в названии книг, но и в нумерации глав и стихов. Многим известны разночтения в нумерации глав Псалтиря, но далеко не все знают, что нумерация может не совпадать и в других книгах Библии. В одном месте даже целая часть главы перемещена в другую главу.

В старых изданиях было принято обозначать номера глав римскими цифрами, а номера стихов арабскими. Ввиду того, что римские числительные громоздки и уже не всем понятны, особенно когда число превышает 20 или 40, сейчас все числовые ссылки производятся арабскими цифрами. При этом уже давно наметилась определенная стандартизация в разделении глав и стихов в написании. Различаются западное и восточное написание. В русских текстах обычно преобладает восточное написание, хотя некоторые старые или изданные за рубежом тексты могут использовать западное написание ссылок.

Западный стандарт после номера главы ставит запятую и разделяет последовательные номера стихов точками. Например, Псал 118,2.5-7.9 означает ссылку на сто восемнадцатый псалом и стихи второй, пятый по седьмой и девятый. Восточный стандарт ставит после номера главы двоеточие, а номера стихов разделяет запятыми. Тот же пример в восточном написании будет выглядеть как Псал. 118:2,5-7,9. Следует отметить, что восточный стандарт чаще ставит точку в сокращении названия книги, в то время, как западный стандарт чаще упускает эту точку.

И еще пару штрихов в отношении написания ссылок. Обычно несколько ссылок разделяются точкой с запятой; Если ссылки приводятся из одной и той же книги, то при повторении название книги не приводится. Например, Псал.58:2; 118:5 означает ссылки на два текста в разных главах Псалтиря, хотя можно было бы написать и Псал.58:2; Псал.118:5. При перечне последовательных стихов первый и последний номер в перечне разделяются дефисом (без пробелов), например Псал.118:3-5. При этом, если последовательность состоит только из двух стихов, то используется не дефис, а запятая: Псал.118:3,4. Иногда бывает необходимость указать последовательность стихов, которая начинается в одной главе, а заканчивается в другой. В таком случае указывают количество стихов в одной главе, разделяя точкой с запатой между второй главой и ее стихати. Например, Псал.69:2-6;70:1-5 означает отрывок текста, начинающийся вторым стихом шестьдесят девятого псалма и заканчивающийся пятым стихом семидесятого псалма. Заметьте, что в ссылке после названия книги нет пробелов после знаков препинания, разве что мы используем тире при указании последовательности глав. Если нужно указать только последовательность глав без стихов, мы также пишем книгу и главу, а если десять глав подряд, то используем дефис или запятую с пробелом или точка с запятой: Псал. 46, Пс.48, Пс. 50-60; Пс.63. Здесь пробел после запятой нужен для того, чтобы это написание не спутать с западным написанием, где глава и стих разделяются запятой; так, Псал. 4:6 в западном написании не то же самое, что Псал.4, 6 в восточном написании, так как в первом случае указан шестой стих четвертого псалма, а во втором случае названы четвертая и шестая главы Псалтиря.

Но опять хочу повториться: ввиду того, что единого общепринятого стандарта пока не имеется, подчас нужно проявлять смекалку в прочтении тех или иных ссылок на тексты Библии. В нашей рассылке мы стараемся придерживаться одного стиля, хотя обычно текст вопроса не редактируется, и потому в вопросах вы можете встретить самые разные написания ссылок, подчас не совсем легко понимаемые.

Благословений в изучении Священного Писания!

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
О Библии15 дней назад
Отвечает
Инна Белоножко
Мир Вам, Дима! Международная Библия - конечно, уникальная Книга, Слово Божье, потому что она написана на 66 языках мира. Но делать татуировки, даже со словами из Священного Писания - не стоит. Лучше пригласить Господа в свое сердце, украшать себя добрыми делами, нежностью, добротой, любить людей и... Читать далее
2
Мир Вам, Алина! Книга Бытие была написана Моисеем, бывшим принцем египетским, приблизительно 1500 лет до р.х. О каких именно шаманских писаниях Вы говорите, мне неизвестно. Может среди них есть и достаточно древние. Сам по себе шаманизм древнее Библии, так это разновидность оккультизма и спиритизм... Читать далее
2
О Библии12 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Атеистическая критика Библии.

Здравствуйте! Я хотел бы задать вам ряд вопросов, которые очень тревожат меня. Я сейчас читаю книгу "Библейские Истории" автора Г. Гече. Это первая атеистическая книга, которую я решил прочитать. Признаюсь, что я ещё не дочитал её до конца, но уже хотелось бы услышать ваше мнение вот по каким вопросам.

В книге Гече пытается "раскрыть несостоятельность представлений о "богодухновенности" библейских сказаний", доказать, что Библия - результат кропотливой работы человека и только человека, что Бог не имеет к ней никакого отношения. Гече говорит, что представления древних евреев о начале мира были почерпнуты из мифологии окружающих народов, но были интерпретированы авторами так, чтобы соответствовать сложившемуся у иудеев монотеизму (например, великий потоп - это литературная обработка одной из песен о Гильгамеше), утверждает, что в Библию просочился древний политеизм (выражается в том, что в ней есть упоминания о борьбе Яхве с древними морскими чудовищами (Рехавом, Таннином, Левиафаном), также Гече говорит, что о духовности Библии позаботились толкователи в более позднее время, что они, грубо говоря, выдумали участие Господа и Его чудеса в истории израильского народа.

Мне бы хотелось услышать ваше мнение обо всём вышесказанном. Не подрывает ли это авторитет Библии? Я уверен, что для меня аргументы Гече кажутся убедительными всвязи с моей недостаточной осведомлённостью в этих вопросах. Так ли это? Знакомы ли вы с трудами Гече? Что можете о них сказать? Заранее спасибо! С нетерпением жду ответов на свои вопросы.

Спрашивает
Тимур
Мир Вам Тимур! Что сложнее: придумать гениальную идею или ее воплотить? В современном мире видно, что идеи ценнее всего. Так и тут: может, Моисей и знал о Гильгамеше. Более того, думаю, что до нас дошел мизер из культурного наследия той эпохи. Может быть, тот эпос был у них чем-то презренны... Читать далее
1
О Библии11 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Глава 1 Зов души человека: 1 - Слово Божье да пребудет в сердце моем, ибо это приятно для души моей; истина Твоя лучше других "истин" (вино). 2 - Имя Божье дарует отраду и защиту 3 - Человек испытывает пустоту в душе без Бога, потому Господь привлекает. Более того, Он принимает нас и ведет на пи... Читать далее
1
О Библии9 марта 2024
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир Вам, Дмитрий! Основную и главную тему Библии можно описать так - действие Бога в этом мире.Развитие этой темы мы видим через Великую борьбу - между добром и злом, грехом и праведностью, Христом и сатаной. В книге Бытие написаны такие слова, обращенные к змею, что искусил Еву:Иисус Христос и является тем Семенем, которое поражает змея в голову. И потому основная тема проповеди Христа: ... Читать далее
1
О Библии5 марта 2024
Отвечает
Максим Балаклицкий
Приветствую Анна! Толкование Библии, ищущие скрытый смысл текста, называется аллегорическим. Аллегорический подход широко практиковала  Александрийская школа в Египте, самым известным представителем которой был Ориген (185-202 гг.). В результате большинство событий Ветхого завета перестали восп... Читать далее
0
О Библии5 марта 2024
Отвечает
Александра Ланц
Все ли Писание богодухновенно?

Все Писание богодухновенно... 2Тим.3:16
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление... 1Кор.7:6
Прочим же я говорю, а не Господь... 1Кор.7:12
Что скажу, то скажу не в Господе... 2Кор.11:17

Спрашивает
Самат
Доброго вам времени суток, Самат! Да, вся Библия богодухновенна и главное в этой богодухновенности - абсолютная честность тех слов, которые в ней записаны.  Если апостол говорил от себя, он так и обозначал свои слова, без попыток превознестись над Словом Бога и над верующими собратьями. Библия - с... Читать далее
1
Мир вам, Оля! Обычно Библия издается без сокращений - 66 канонических книг. Другое дело - в некоторых изданиях добавлены неканонические книги, которые не являются боговдохновенными. Иногда их воспринимают как поучительные, хотя их авторство и датировка написания не соотвествуют - потому их не внесл... Читать далее
1
О Библии16 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
Не лучше ли воспринимать библию как некую аллегорию зарождения мира, а не буквально?

В большенстве случаев человек пытается найти соприкосновения библии с землей материальной. Так не лучше ли для совершенствования и самопознания воспринимать два понятия - первое землю материальную от зарождения до нынешнего  состояния со всеми ее аномалиями и археологическими находками и возможными предшественниками иными цивилизациями, второе библию как некую аллегорию зарождения мира нынешнего, в котором человек как маленькое зерно, произрастая,  постоянно учиться.

Спрашивает
Елена
Приветствую Вас, Сестра Елена! Я знаю, что подчас ученые создают теории буквально из воздуха, из ничего. А потом пытаются подтянуть под эти теории какие-то факты. Так было и с тем самым Дарвином, замыслившим эволюцию, обещавшим множество переходных форм, но так и не исполнившим свое обещание. Ну да... Читать далее
0
О Библии16 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Как заинтересовать молодежь в изучении Библии?

В нашей церкви, в молодежном классе, практически никто не готовится к уроку субботней школы. Как можно заинтересовать молодежь, чтобы это не было принудительно, а чтобы они сами этого хотели.

Спрашивает
Артем
Объясню для тех, кто не в курсе. Субботняя школа в адвентистской церкви – это тематическое изучение Библии, которое обычно проходят дома каждый лично, а на богослужении в группах (так называемых классах) обсуждается пройденное. 📖 Молодежь трудно заставить что-то делать, когда им не интересно, даже... Читать далее
2