Отвечает
Василий Юнак
Притча о богаче и Лазаре.

Что же, все таки, Христос желал сказать этой притчей?

Спрашивает
Вадим

Приветствую уважаемый Брат Вадим!

Ад - в таком виде, как он описан в притче о богаче и Лазаре, - ещё не открылся для своего бизнеса, так как согласно Откр. 20:10-15 первыми его посетителями будут дьявол и его ангелы, для которых, собственно, он и предназначен. - Вернон МакГи, Through the Bible with Vernon McGee, v.4, comments on Luke 16.

Ещё совсем недавно я понимал притчу о богаче и Лазаре так, как её понимают многие - я её не понимал. Вы скажете: "А что в ней непонятного? Здесь в самых ясных словах описывается учение о загробной жизни. Практически, на этой истории основывается всё наше понимание того, что происходит с человеком после смерти... Неужели это так сложно понять?"

Да, я тоже так думал до тех пор, пока однажды не обратил внимание на слова известного евангелиста, радио-проповедника, автора пятитомного комментария Вернона МакГи, которые я привёл в эпиграфе. Нет, Вернон МакГи не принадлежит к тем, которые отрицают существование ада или вечные муки в неугасимом огне, о чём вы можете прочитать в следующих статьях нашего журнала. Именно поэтому я обратил внимание на его слова - он вовсе не заинтересован в изменении вашего взгляда на притчу о богаче и Лазаре. Тем не менее...

Всегда ли Христос подразумевал то, что Он говорил?

Однажды я встретил человека, который стал атеистом только потому, что пытался очень тщательно исполнять повеление Христа относительно сорняков на поле (смотри притчу о плевелах, Матф. 13:24-30). Он считал, что если Сам Творец рекомендует не убирать сорняки, то Он знает, что говорит.

Кто-то может только посмеяться такому толкованию слов Христа. Но человек потерял спасение из-за того, что упустил из виду главное назначение притчи. Он не понял, что Спаситель говорил вовсе не о сорняках на поле, а о Царстве Небесном, о том, что мы не должны отказывать в спасении кому-либо только потому, что он нам кажется "сорняком".

В Библии мы могли бы найти множество других, не менее красноречивых примеров того, как можно легко упустить из виду основную мысль, остановившись на второстепенной. Но вернёмся к нашей притче о богаче и Лазаре.

О чём НЕ говорит эта притча?

Библия не может противоречить сама себе. Бог не будет в одном месте говорить так, а в другом иначе. И если у нас что-либо не сходится, то причину надо искать только в нас самих. Вернон МакГи подметил одно из "противоречий". В своём толковании он попытался как-то примирить традиционное понимание этой притчи с другими местами Писаний. Но об аде ли эта притча? Скажите, в ад попадает тело или душа? А душа может иметь язык или пальцы? - Поразмыслив, мы должны от чего-то отказаться: либо от нашего понимания ада и души, либо от традиционного толкования данной притчи.

Теперь обратим внимание на рай - на "лоно Авраамово". Не будем спорить, действительно ли праведник покоится на груди Авраама, или только в его обществе. Об этом довольно много спорят богословы. Зададимся только одним вопросом: А где находится Авраам?

"Это что, вопрос для первокласника?" - спросите вы. Не торопитесь! Обратимся лучше к Библии. Однажды Иисус говорил о бессмертии, и тут Иудеи возмутились:

51Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек».
53Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
Ин. 8:51-53

"Бес в Тебе, - Авраам умер и пророки умерли, а Ты говоришь - не вкусит смерти...". Это место показывает, что во дни Христа люди не верили в то, что Авраам продолжает своё существование после смерти. Но и Иисус не говорит об этом, но в Ин.8:58 поясняет, как Он мог видеть Авраама - Он ведь существовал при жизни Авраама.

Но если всё же верить, что праведники после смерти отправляются в рай, то конечно же Давид - человек по сердцу Бога (Деян. 13:22) - должен быть там вместе с Авраамом. Что же говорит о нём апостол Пётр? Читаем:

29Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
...
34Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
Деян. 2:29,34

Не странно ли? Где же находятся Давид и Авраам? Может быть картину прояснит апостол Павел. Он говорит о многих героях веры, упоминая, что Авраам ожидал города, строителем которого является Сам Бог (Евр. 11:10,16). Но тут же он говорит, что все эти праведники ещё "не получили обещанного" (Евр. 11:39-40). И в этой главе апостол Павел объясняет и то, как Авраам, будучи мёртв, увидел день Гоподень (Евр. 11:13), и говорит о том, когда же Авраам, а с ним и Давид и все мы, сможет войти в небесный город (Евр. 11:40; см. 1 Фес. 4:15-17). Но пока нам важно только одно:

О чем же не говорит эта притча? Она не говорит нам о физическом состоянии мёртвых. Она не говорит нам, куда отправляются умершие во время смерти. Она не говорит нам, где находится Авраам. ОНА ВООБЩЕ НЕ ГОВОРИТ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ!

О чём же тогда эта притча?

Для того, чтобы не искать другого смысла в этой притче, некоторые богословы пытаются утверждать, что это, на самом деле, реальная история, аргументируя тем, что она начинается словами "Некоторый человек..." Но разве все притчи в Евангелиях начинаются словами "Сказал им также притчу..."? Разве притча о блудном сыне не начинается также, или притча о неверном управителе в этой же главе? Что же касается реального имени Лазаря, то скоро мы увидим значение его.

Отложите, пожалуйста, эту статью на момент, возьмите Библию, и давайте ещё раз внимательно прочитаем всю эту притчу. Евангелие от Луки 16:19-31. Обратите также внимание и на контекст, на обстановку, в которой Иисус рассказал её (Луки 16:14-15).

Итак, мы видим богатых фарисеев, которые смеются над учением Христа о том, что невозможно одновременно служить Богу и богатству (маммоне). На что Иисус ответил:

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Лк. 16:15

Принимая учение Христа, люди должны освободиться от своих взглядов и учений, полностью переоценить свои ценности. Апостол Павел описывал это так:

7Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
Флп. 3:7

Что же это, что "высоко" у людей, но что является мерзостью для Бога? Вспомним богатого юношу, который не пожелал поменять своё богатство на Христа. Иисус тогда сказал слушающим:

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Лк. 18:24

Помните, какой была реакция слушателей (и даже учеников Его, согласно Евангелие от Матфея):

25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Мф. 19:25-26

Евреи считали, что если человек богат, - то ему открыты все пути в рай. В то же время бедность считалась признаком отвержения Богом. Поэтому им было смешно слышать, когда Христос осуждал богатство. Именно ради этого в Своей притче Христос помещает богача в ад, а бедняка - "на лоно Авраамово". Что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Но кто же этот нищий? Он, кажется, желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его (Лк.16:21). Эти слова сильно напоминают другой случай в жизни Иисуса Христа. Вы не помните? - "...но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их" (Матф. 15:22-28). Не показалось ли вам странным то отношение Иисуса к женщине Хананеянке? А её ответ, в котором нет ни тени обиды, а лишь повторение тех же слов? В чём здесь дело? Язычники для евреев были на положении псов. В действительности, евреи использовали слово "пёс" как синоним слова "язычник". Так кто же наш нищий? - О, он "лижется" с язычниками (помните, Христа обвиняли в том, что Он - друг язычникам?), а может быть и более того - он сам язычник! И он - нищий, язычник - попадает на лоно Авраамово, а многоуважаемый богач - в ад?! Невероятно! Но именно это хотел сказать Иисус! "Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие" (Матф. 21:31).

Что же делать? Кто же может спастись?

26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Лк. 16:26

Опять странные слова Христос вложил в речь Авраама. Кто же это, кому хотелось бы перейти из рая в ад? Заметьте, что хотят перейти только в одном направлении, а в обратном - просто не переходят. Говорится ли здесь о переходе из рая в ад или может быть из класса нищих и язычников в класс богатых иудеев? Конечно, богатым нет нужды переходить в низший класс, а для того, чтобы из низшего положения не перешли к ним, ими же была "утверждена великая пропасть." Закон Моисея предписывал заботу о бедных (вспомните юбилейные годы и запрещение давать деньги в рост, Лев. 25:35-41), но это не устраивало гордых и сребролюбивых фарисеев, потому они стали утверждать пропасть разделения между собой и классом нищих и язычников.

Но на этом притча не кончается. Мы находим просьбу богача послать Лазаря к его братьям, чтобы они могли спастись. И хотя из самой притчи мы не видим, чтобы Лазарь воскрес, но... Лазарь был воскрешён, и мы знаем результат - он вполне соответствует описанию последнего стиха нашей притчи:

9Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
Ин. 12:9-11

Чтобы убедить слушателей, в последних словах притчи Иисус присвоил нищему имя Лазаря, которого Он воскресил. Но если кто не желает принимать истину, то даже самое необычное чудо не поможет ему.

Что же, всё таки, Христос желал сказать этой притчей?

Явно, в тот момент Христос был менее всего обеспокоен тем, как люди представляют состояние человека после смерти. Перед Ним стояли более важные вопросы - спасти людей, спасти всякого грешника, даже того, перед кем общество закрыло дверь спасения. Эта притча завершает целый ряд притч на тему отношения к отверженным:

  • возвышающий себя унижен будет (Лук. 14:7-11);

  • когда делаешь пир, зови нищих (Лук.14:12-24);

  • небо более радуется о кающемся грешнике (Лук.15:4-10);

  • надобно радоваться, что брат был мёртв и ожил (Лук.15:11-32);

  • используйте своё богатство для приобретения друзей ради Господа (Лук.16:1-12);

  • мытари и грешники вперёд вас идут в Царство Небесное (Лук.16:19-31).

Практически, в этой притче содержится всё Христианское учение о любви к Богу и ближнему. И мы могли бы выразить сущность его следующими текстами из Священного Писания:

41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
...
45Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
Мф. 25:41-43,45
17А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?
18Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
1Ин. 3:17-18

Сегодня у нас есть возможность разрушить все преграды, которые мы воздвигли на пути к спасению нашему и наших ближних. После смерти уже не будет возможности изменить что-либо. Сегодня у нас есть "Моисей и пророки" - Священные Писания. Обратим же особое внимание на божественные истины Его Слова, "ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом."

Божьих благословений,

Василий Юнак

2
Похожие вопросы
Отвечает
Руслан Фазлеев
Что произошло с теми, кто воскрес со Христом Мф.27:52,53?

Есть ли подтверждение в Писании, что воскресшие святые из Матфей 27:52,53 остались жить на земле? Или же упомянутый святый град является небесным, и воскресшие последовали за Христом к Отцу?

Спрашивает
Юля
Здравствуйте, Юля! В тексте сказано:То, что они явились многим, свидетельствует, что их увидели жители земного Иерусалима, который для народа Божьего всегда был святым, т.к. там стоял храм Господень. В Библии нет прямых текстов, говорящих о том, что с ним произошло дальше, однако мы можем с уверенностью сказать, что они были взяты с ... Читать далее
1
Отвечает
Виталий Григоренко
Скажите, если мы будем как ангелы, мы не будем делится по половому признаку?? У нас будет другое тело, не мужское и не женское??

И не будем ли мы тосковать по материнству и отцовству.....помня, что раньше это было?

Спрашивает
Аноним
Приветствую По своей природе, те кто воскреснут в воскресение жизни будут подобны телом Иисусу.Евангелие говорит, что Иисус воскрес в теле которое преобразилось и бессмертно. Значит у искупленных будут подобные тела. Что же  касается текста Матф. 22:30, то схожесть с ангелами на основании текста Флп. 3:20-21 не в природе сущности, а в местопребывании, то есть на небе. После 1000 летнего цар... Читать далее
2
Мир вам, Миша! С чего это взяли? В Библии написано немного иначе:Так кто-же является священниками Богу и Христу, кто воскреснет?Все побеждающие грех!Все верующие во Христа. Таких людей намного больше чем 144000 и они все воскреснут в первое воскресение. Благословений, Виктор... Читать далее
2
Отвечает
Виталий Колесник
Будут ли праведники с Богом, а грешники вечно мучиться?

Здравствуйте! Можете сказать что будет с теми кто не принял Иисуса Христа как личного спасителя? Кто-то говорит, что после Воскресенья они будут уничтожены. А как же этот стих .... и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Откр.14:9-12 И как я понял праведники будут с Богом, а грешники будут вечно мучимы?

Спрашивает
Илья
Здравствуйте, Илья! Прежде всего следует помнить, что книга Откровение написана языком символов, и многие символы она объясняет в других главах. Касательно того, что и как будет происходить во время Второго пришествия и после него, подробней написано в Откровение 20 глава. Иоанн пишет следующее:Анализируя эти и другие тексты Священного Писания, можно сказать, что во время Второго пришествия и после него будет происходить следующее. Христос приходит на облаке с воинством ангелов и воскрешает всех тех, кто принял Его как Спасителя, забрав их с собой на небеса (см. 1 Фес. 4:13-18) Грешники,... Читать далее
2
Отвечает
Антон Шумихин
Почему воскресшие грешники пойдут штурмовать Новый Иерусалим при Третьем пришествии?

Если грешники воскреснут и будут знать, что воскресли и произошло то, что по их мнению невозможно, т.к. в Бога они не верили, то как они пойдут штурмовать город святых, зная, что идут на Бога? Ведь Бога не победить.

Спрашивает
Дмитрий
Приветствуем, Дмитрий! Читаем Откровение:Отрывок выше происходит в контексте Третьего пришествия, то есть, того момента, когда по прошествии тысячи лет после Второго пришествия, святой город с праведниками спускается на Землю, грешники всех времен воскресают Божественной силой, а сатане на время снова предоставляется определенная свобода д... Читать далее
1
Отвечает
Руслан Фазлеев
Если Енох, Моисей и Илия воскресли до Христа, как понимать текст, что Он есть первенец из умерших?

Более того, Енох, по всей видимости, не умирал, о нём сказано: Бог забрал его. Что это значит не ясно. Но ясно одно - если Енох не умер, то он должен ещё прийти на землю для выполнения определённой миссии, после которой должен будет умереть. Тоже касается и Илии. Но Моисей умер."

В Библии также сказано, что Иисус рожден прежде всякой твари (Кол.1:15), заклан от создания или прежде создания мира (1Пет.1:20, Откр.13:8). Если понимать эти тексты буквально, то Иисус был первым во вселенной рожден и до создания мира кем-то распят.

Спрашивает
Юрий
Здравствуйте, Юрий! Мы не так понимаем эти слова. Речь идет о пророчестве, где указана миссия Христа: родиться на земле, быть распятым и воскреснуть, чтобы всем верующим дать спасение. В этом Он всегда будет Первенцем, т.к. в плане спасения Он был рожден, распят и воскрес  до сотворения Им вселенно... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Если от тела ни чего не осталось, его сожгли, или даже костей нет как будет выглядеть воскрешения?

Матф.27:52-53   И гробы отверзлись и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
Скажите, а если от тела ни чего не осталось, например его сожгли или даже костей нет как будет выглядеть воскрешения? И второе, все говорят что змей искусивший Еву в эдемском саду, кстати это рай или нет, был сатана? Где это сказано?

Спрашивает
Александр
Приветствую Вас, Брат Александр! О том, что змеем в Едеме был именно сатана, мы узнаем из Библии:Хотя в Библии упоминаются и другие змеи и змии, но только этот обольщает людей:Что касается воскресения, то от тела не остается ничего кроме костей и при обычном захоронении. Однако давайте поразмыслим, что нужно Богу для того, чтобы воссоздать человека таким, каким он был, чтобы это был тот самый человек? Начну с того, что всё тело человека, включая и ткани костей, полностью... Читать далее
2
Отвечает
Руслан Фазлеев
Кто воскреснет во время первого пришествия Христа?

Е.Уайт пишет, что при первом воскресение воскреснут праведники и те,  кто распял Иисуса. Пожалуйста, подтвердите это Писанием. И что будет с теми, кто Его распял, после того как увидят Иисуса, они опять умрут?

Спрашивает
Людмила
Здравствуйте, Людмила! В книге Откровение написано:Это так называемое частичное воскресение, в котором будут участвовать те, кто были активными и самыми яростными гонителями Христа и Его последователей. Да, они умрут от славы Того, Которого распяли. Хотя мы знаем, что будет два воскресения - праведников и нечестивых(Дан.12:2, Ин.5:29, Деян.24:15, О... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
А что Библия говорит по поводу домашних животных?

В частности про собак, например? У нас было 2 собаки, и мы их очень любили, но в прошлом году они погибли, одна за другой. В книги Бытия написано, что при создании животного мира, Бог вдохнул в них душу. И больше к этой теме вроде нигде ничего нет.
Попадают ли наши домашние любимцы в рай и увидим ли мы когда-нибудь их снова? Спасибо огромное!!!

Спрашивает
Митя
Уважаемый Митя! К сожалению, конкретно о Ваших собачках сказать не могу. Господь искупил на кресте человека, а не животных, ибо согрешил человек. Но добавлю, что на Новом Небе Бог утешит всех (Откр. 21:4). Уверен, Он даст и насчет Ваших любимцев удовлетворительный ответ. Благословений, Максим... Читать далее
2
Отвечает
Василий Юнак
Чудо воскрешения? Почему воскрешению и жертвенной смерти уделено так много внимания?

Чудо воскрешения, как я понимаю - основной догмат и одновременно основной двигатель веры, по крайней мере для людей, только начинающих знакомится с христианством. Если я ошибаюсь, поправьте меня, но в результате провославные верят, что после страшного суда праведные будут воскрешены из праха, т.е. не дух (который и так бессмертен), а тело будет восстановлено. Я оставлю коментарии о фантастичности такого события, нарушающего все мыслимые законы природы (а раз Бог во всём, то и божественные), и спрошу лишь не является ли такой подход эгоистичным? Ведь я - это не моё тело, а скорее совокупность опыта и знаний, руководимая, неким принципом, или духом, если хотите. Если я принимаю существование Бога и принимаю, что он всё и во всём, то всё мое поведение должно быть направлено на развитие духа, как связующего звена между мной и богом. Если дух бессмертен, то какая разница в каком теле ему развиваться? Если дух бессмертен, то какое мне дело до моего тела после смерти? Я потеряю лишь тело. Почему такая привязка к материальному миру? Или я чего-то не понимаю?

Второй вопрос. Я понимаю ранних христиан, для них чудо воскрешения, событие небывалое, проявление воли Бога в мире, дарующее надежду на жизнь после смерти. Но, извините конечно, обыгрывание этого события сейчас очень смахивает на обыкновенный PR. Рекламная компания, где товаром является душа. Я поясню свою позицию. В нашем веке, исследователи, находят всё больше свидетельств, подвергающих сомнению именно воскрешение. Исследования плащеницы, в которую было завёрнуто тело Христа, исследования в Индии и Тибете, апокрифы, не признанные церковью, такие как "Евангелие от Ессеев" дают некоторые основания предполагать, что Иисус не умер на кресте и следовательно не был воскрешён. Умаляет ли это его учение? Ни на йоту! Но, как мне кажется текущее положение вещей смещает внимание с истинных ценностей на мнимые, но более понятные широким массам. Почему воскрешению и жертвенной смерти уделено так много внимания? Читая исторические материалы по исследованию раннего христианства, я начал по другому смотреть на произошедшие события и для меня гораздо большее значение приобрела жизнь Иисуса, нежели его смерть!

Спрашивает
Сергей
Дорогой Брат Сергей! Мы не можем принимать в Библии одни слова, и отбрасывать другие. Если поступать так, то можно поставить под сомнение любое непонятное или неприятное нам высказывание. Потому Библию надо либо принимать полностью, либо не принимать как священную книгу вообще. Библия, являясь Свя... Читать далее
1