Отвечает: Максим Балаклицкий

Вопрос: Как вы утверждаете, Иисус будучи на земле смирил себя и поэтому в Библии он постоянно говорит о том, что надо поклоняться Отцу. Однако, следующие места писания вполне отчётливо сообщают нам, что Иисус и после вознесения на небе занимает никак не первое место, а второе-место Сына Бога, но никак не самого Бога.-Мат 22:44, Мар 16:19, Лук 22:69, Деяния 7:55, Рим 8:34, Эфес 1:20, Кол 3:1, Евр 1:3, Евр 10:12, 1 Пет 3:22, Отк 1:1. Откомментируйте пожалуйста.

Дмитрий!

"Иисус будучи на земле смирил себя и поэтому в Библии он постоянно говорит о том, что надо поклоняться Отцу". Первая часть - сущая правда (Флп. 2: 6-8).

Вторая часть правильна лишь частично. Иисус призывал поклоняться Отцу, но не только потому, что смирился до образа раба. Вся Троица с начала творения работает над главной проблемой - открыть характер Творца, Который (в частности, физически) радикально отличается от творения. Поэтому Отец призывает слушать Сына (Матф.17:5), Сын прославляет Отца (Иоан.17:4) и открывает Его сущность (Иоан.17:6), Дух исходит от Отца и свидетельствует о Сыне (Иоан.15:26).

Много раз мы встречаем всю Троицу, действующую в одном направлении (Мф. 28:19, Ис.48:16, 2Кор.13:13, 1Кор. 12:4-6, 1Пет.1:2, 1Иоан.5:7, Еф.1:17).

Особенно эта переплетенность видна в словах Христа после тайной вечери (Ин. 14-17). Практически любой стих там демонстрирует единство Сына, Отца и Духа:

Ин. 14:6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. 8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. 9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? 10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. 11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Это только в одной главе. Будем ли мы видеть всю картину или вырывать из контекста то, что нравится нам? Ведь в этой же главе содержатся слова, которые любят цитировать свидетели Иеговы:

28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

И еще:

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которыеговорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творитдела.

Надо понять, что Христа слушали евреи, для которых идея нескольких личностей в Боге была новой (хоть она безусловно присутствует в Ветхом завете - Быт.1:26, 2:18, 3:22, Пс.109:1, Ис.48:16). Для них Мессия определялся сходством с ветхозаветным Богом. И именно это подчеркивает Христос - что Он ничего не придумывает от Себя, что Он именно Тот, Кто был с отцами в пустыне, Кто говорил с Моисеем и пророками.

К тому же Новый завет возвышает именно Иисуса, а не Отца:

Флп. 2:5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Откровение 1:1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. 3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко. 4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, 5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. 7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. 8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. 9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. 10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. 12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: 14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; 15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. 16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. 17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. 19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. 20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

И таких мест очень много:

Иоан.5:23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

1Кор.2:2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого,

1Иоан.2:23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.

2Иоан.1:9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.

Приведенные Вами отрывки показывают, что, в отличие от Дьявола, Христос не узурпирует божественные полномочия, а получает их от Отца за Свои заслуги - прежде всего, жертву на кресте.

И о чём вообще наша дискуссия? Разве божественность Христа должна отменить божественность Отца или свести последнего с Его престола? Да, Отец сидит на престоле. Рядом с Ним на равных сидит Сын. Что не так?

Я не вижу того, чтобы статус Сына как-то ущемлял божественные полномочия Христа. Обратите внимание на приведенные цитаты: Отец отдал Сыну и суд, и почести вселенной, и Его имя поднял ВЫШЕ ЛЮБОГО ИМЕНИ (значит, и Своего!). Еще на земле будучи, Сын и грехи прощал, и поклонение принимал (а ангелы попыткам поклониться себе препятствуют - Откр.19:10, 22:9).

Посмотрите на контекст одного из приведенных Вами мест. Неужели не ясна главная мысль - прославние именно Христа?

К Евреям 1:1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. 7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. 8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. 9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. 10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. 13 Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Как видим, апостолы видели ситуацию в целом, а не надергивали отрывков, на которых можно было бы построить какие-нибудь фантазии. Я уже говорил, что выражение "нет Бога" встречается в Библии 14 раз. Но это еще не повод учить атеизму. В оригинале Библии нет деления на стихи. "Всё Писание богодухновенно" (2Тим.3:16). Любую идею мы должны видеть в комплексе всего свидетельства Слова Божьего.

С уважением,
Максим
0
Похожие вопросы
Троица7 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Я не верю в троицу из-за одного места в Новом Завете. Бог сам к себе обращается? И зачем он назвал себя сын мой возлюбленный? А зачем Богу креститься?

Когда Иоанн Креститель погружает Иисуса в воду, а потом Иисус выходит и слышен голос Бога что сей есть сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение. Это что, Бог сам к себе обращается? Куча вопросов и ни одного  пока что ответа.

Спрашивает
Михаил
Приветствую Михаил! Понимаю Ваши сомнения. Кстати, Ваше имя имел Сын Божий прежде Своего земного воплощения. Оно означает вопрос "Кто как Бог?" и является лозунгом, обращенным к Дьяволу, вознамерившемуся бросить вызов Божьему авторитету. Это к слову :) Бог в этом месте обращался не к Себе, а к С... Читать далее
2
Троица21 день назад
Отвечает
Виталий Колесник
К кому обращаться в молитве: к Богу Отцу, или к Иисусу Христу?

Прочитала ваши ответы по поводу того к кому нужно обращаться в молитве к Иисусу или Богу Отцу, и так и не могу четко понять. Молиться нужно Богу Отцу во имя Иисуса Христа, хотя Стефан например молился Иисусу: Господи Иисусе! Прими дух мой Деян. 7:59 ? А когда я исповедуюсь, то Богу Отцу или нужно Иисусу, так как ему дана власть прощать грехи? Пожалуйста помогите избавиться от заблуждения.

Спрашивает
Мария
Здравствуйте, Мария! В Писании мы встречаем примеры того, как Иисус предлагал обращаться к Богу Отцу: Однако так же мы встречаем примеры того, когда люди обращались к Иисусу, как в приведенном Вами примере о Стефане, и в этом нет греха, потому что Христос так же есть Бог и имеет право принимать наше поклонение и прощать наши грехи. Еще Иисус сказал однажды: "Я и Отец — одно" (Св. Евангелие от Иоан.... Читать далее
2
Троица23 марта 2024
Отвечает
Виталий Колесник
К кому следует обращаться в молитве: к Богу или к Иисусу Христу?

Здравствуйте! Очень хочется не ошибиться в общении с нашим Создателем и не  только в общении, но могли бы вы мне ответить, как правильно?

Спрашивает
Таня
Здравствуйте, Таня! В принципе, нет греха в том, обратиться ли в молитве к Богу Отцу или к Иисусу. Сам Христос однажды сказал: Так же Деяниях апостолов сказано: Однако в Библии мы так же встречаемся с тем, что сам Иисус предлагал Своим ученикам обращаться к Богу Отцу во имя Свое. Например, можно вспомнить молитву Отче наш (Лк. 11:2), где мы обращаемся к Богу Отцу. Так же можно вспомнить следующее место из Писания, где Иисус говорит: ... Читать далее
1
Троица17 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Является ли Иисус Христос Богом? Почему Слово названо Богом?

Приветствую Вас! Я хотел бы немного поделится с вами насчёт того, что Вы называете Иисуса Богом. Во-первых, в Евангелии написано что Бог-есть Дух. Во-вторых, Бога никто и никогда не видел. Далее, Бог есть вечность, что не подходит к Иисусу Христу. Апостол Павел пишет о Иисусе Христе, се Иисус-человек примирил нас с Богом. И конце, сам Иисус сказал веруйте в Бога и в меня веруйте. И сам он молился и неоднократно говорил у моего Отца Небесного, то есть что Бог един, и первая заповедь и последующая дальше которую Бог дал чрез Моисея, возлюби Бога, и да не будет у тебя богов, Я-Един, и нет другого бога кроме меня. А у нас язычников тысячи богов. Так что, я уважаю ваше мнение но вы не совсем учите чему учит Священное Писание, и наш Господь (что означает господин) человек Иисус Христос, который и есть наш спаситель. Если у вас возникнет желание поговорить на эту тему, и получить доказательства из Библии то я всегда рад общению. Да, благословит Вас Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Брат во Христе.

Спрашивает
Влад
Дорогой Брат Влад, я стараюсь не отступать от учения Священного Писания и нашего Господа Иисуса Христа. И мне хотелось бы увидеть те доказательства из Библии, о которых Вы упоминаете. Я обещаю опубликовать их, так как, вероятно, многим также интересно узнать, является ли Иисус Христос Богом, или же ... Читать далее
2
Троица21 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
В фразе Слово было Бог артикля нет. Ставит ли это под сомнение одну из догм Христианства?

Если используется слово с артиклем, то это конкретная Личность. Применяя это правило к слову Бог - артикль есть, значит указывает на личность, Отца Иисуса Яхве, но в тоже время когда сказано и Слово было Бог, здесь артикля нет, что ставит под сомнение одну из догм Христианства. Правильное звучание таково: Слово обладало Божественной силой. И таких текстов по отношению ко Христу предостаточно которые без артикля. Как это объяснить? Теория божественности Христа ставится под сомнение?

Спрашивает
Максим
Приветствую Вас, Брат Максим! Я знаю, что некоторые представители религиозных движений, не признающих божественности Иисуса Христа, аргументируют этим, пытаясь опровергнуть такие недвусмысленные тексты, говорящие о том, что Иисус Христос - Бог. Однако это спекуляция чистой воды. Почему? Давайте пос... Читать далее
1
Троица14 января 2024
Отвечает
Василий Юнак
Человек всё познает в сравнении. Именно потому Христос любил говорить притчами - они поясняли то, что иначе было невозможно понять. Бога не видел никто и никогда - так свидетельствует Евангелист Иоанн, равно как и в других текстах Писания мы можем узнать это. Тем не менее, Писание приоткрывает нам з... Читать далее
2
Троица25 декабря 2023
Отвечает
Василий Юнак
Если Иисус - это архангел Михаил, то как Он мог быть Богом с самого начала?

Прав ли я? Если Иисус - это архангел Михаил до того как Он родился от девы Марии, то Он никак не мог быть Богом с самого начала, ведь Бог - это творец, а все остальное - это творения. Но после того, как на Михаила была возложена миссия искупления грехов человечества, Бог сделал его равным себе, то есть он стал частью Бога! Так как Бог только один и не может быть двух или другого. Другими словами Иегова и Иисус Михаил стали одним целым.

Спрашивает
Евгений
Приветствую Вас, Брат Евгений! Прежде всего хочу напомнить, что Священное Писание дает несколько имен одному лицу, в том числе и Богу. Потому "Михаил" - это одно из имен Иисуса Христа, Сына Божьего, второй Личности Божества. Когда мы говорим об "Архангеле", то следует помнить, что приставка "арх-" ... Читать далее
1
Троица18 ноября 2023
Отвечает
Василий Юнак
Если Бог триедин, то как Бог Сын умер на кресте, а Бог Отец при том остался жив ?

Читая недавние рассылки у вас на сайте, я прочитал один вопрос о смерти Иисуса. А читая Ваш ответ, я встретил такие слова (цытирую): "И вот Этот Бог и человек в одном лице - умер. Умер человек Иисус, умер и Бог Сын. " Я верю, что в сих словах истина, но не совсем понимаю один момент. Мой вопрос состоит в следующем: всем нам известно, что Бог триедин, то как Бог Сын умер на кресте, а Бог Отец при том остался жив. Или если триединый Бог умер, то кто воскресил Его? Возможно я не правильно понимаю сей момент. С удовольствием прочитаю Ваш ответ.

Спрашивает
Сергей
Приветствую Брат Сергей! Ваш вопрос выходит за нашу способность это понять. Мы не в состоянии понять природу Бога, тем более триединого Бога. Нужно ли это нам? Апостол Павел писал:Я понимаю, что даже вопрос о том, умерло ли Божество на кресте, является неразрешимым для нас, пока мы на земле. То, что я написал в ответе на вопрос Брата Сергея Дежнюк, также является всего-лишь моим мнением. Я постарался обосновать его, насколько я это понимаю. Но на Ваш вопрос я ответить не могу... Читать далее
2
Троица17 ноября 2023
Отвечает
Василий Юнак
Кто умирал на кресте? Бог, Человек или Богочеловек.

Не могли бы Вы кратко определить Ваш взгляд на два вопроса:1) Кто умирал на кресте? Бог, Человек или Богочеловек. Мог ли Бог умереть? Если Человек, то и мы можем искупить себя. Есть ли via media?

Спрашивает
Вадим
Мир Вам Вадим! Иисус Христос был совершенным Богом и совершенным человеком:И вот Этот Бог и человек в одном лице - умер. Умер человек Иисус, умер и Бог Сын. Это показывает нам следующий текст:Закон требовал смерти грешника (Быт. 2:17, Рим. 6:23). Этот закон был установлен Богом. Богом также и был установлен завет искупления. Закон Божий не может отменить никто, но когда умирает установивший закон, то сам закон теряет силу. Сила закона была направлена на то, чтобы каждый грешник умер втор... Читать далее
3
Троица18 октября 2023
Отвечает
Александра Ланц
Равны ли Отец и Сын?

Хотелось бы знать ваше мнение по поводу слов Павла из 1 Кор.15:28: И ТОГДА САМ СЫН ПОКОРИТСЯ ОТЦУ. А также: ГЛАВА ХРИСТУ - БОГ. Я спрашиваю это в свете ваших утверждений о равенстве Сына Отцу. Я думаю, что Библия это никак не поддерживает.

Спрашивает
Сергей
Шаббат шалом, Сергей! Вы правы в том, что увидеть равенство Отца и Сына, просто читая Библию, очень сложно, потому что Сын постоянно подчеркивает, что действует по воле Отца и зависит от Отца. Однако это не может служить стопроцентным доказательством того, что вроде как Сын изначально не был равен ... Читать далее
1