Отвечает: Василий Юнак

Приветствую Вас, Брат Дмитрий!

Начнем с того, что учение о троице появилось гораздо раньше, нежели в 3-4 веке. Только слова "троица" не существовало. Но об Отце, Сыне и Святом Духе говорили как Христос, так и апостолы. Вот три текста (помните, что согласно библейскому учению необходимо иметь два или три свидетеля - Втор 19:15; Мф 18:16; 2Кор 13:1):

Слова Иисуса Христа: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф 28:19).

Слова апостола Петра: "по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится" (1Пет 1:2).

Слова апостола Павла: "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех" (1Кор 12:4-6). "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами" (2Кор 13:13).

Так что уже Христос и апостолы учили о том, что позже назвали "троицей". Но что касается формулировки доктрины, то и до сих пор нет единства в понимании троицы среди многих христиан, потому что Бога понять невозможно, а Его физическую природу тем более. И вся проблема лежит в том, что люди желают отвечать на вопрос: "а как это устроено?" вместо того, чтобы рассуждать на другой, более важный вопрос: "для чего это необходимо?" Вы ведь не выбрасываете полезную вещь только потому, что никак не можете понять принцип действия этой вещи, не так ли? Если бы это было так, то большинство сегодня не пользовалось бы компьбтерами и даже не садились бы в автомобиль, не говоря уже о просмотре телевизора или прослушивании радио. Все ли могут объяснить принцип действия сотового телефона? Или даже простого проводного телефона? Но мы ими пользуемся не задумываясь о том, как оно устроено. Но вот в вопросах природы Бога люди даже устраивали "священные" войны, истребляя целые народы только потому, что кто-то чуть не так понимал физическое устройство Бога. А что по этому поводу говорит Сам Бог?

"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.     Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку..., - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.      Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.     И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим 1:18-32).

Заметьте, о чем здесь говорит Господь: (1) Есть ограничение на возможность знать Бога. (2) Бог открыл Себя в Библии и творении настолько, насколько это возможно понять человеку. (3) Человек должен был принять то, что открыто и прославлять Бога. (4) Но человек стал философствовать о том, что ему не дано знать. (5) Человек стал уподоблять природу Бога природе человека и судить об устройстве Бога по устройству человека - отсюда и непонятки о том, что значит единство трех Личностей одного Бога. Только не спрашивайте меня, как это может быть, что это три Личности, но они - один Бог, потому что я не знаю. Я только знаю, что именно этому учит Библия - Отец, это Бог; Сын - это Бог; Святой Дух - это Бог, но это не три Бога, а один Бог, это не одна Личность, а три отдельные Личности, составляющие одного Бога, который Единый. И в то же самое время Сын и Отуц - одно. Как это? Не знаю, но это так! (6) Ввиду того, что человек стал философствовать на тему, которая вне его понимания, он потерял из виду Божью святость, а потому и закон Божий оказался в поругании. Отсюда и святотатство по отношению к Богу и всему святому, отсюда и развращенность человека, так что люди готовы убить того, кто понимает Бога немного иначе.

А во что же верили до этого? Во что верили в Ветхом Завете? Во-первых, верили в единого Бога. Бог изначально представлял Себя в множественном числе - говорил о Себе - "мы": "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1:26,27). Между прочим и о человеке сказано вначале в единственном числе, а потом во множественном. Но я не о человеке говорю, а о Боге: еврейское слово "Элохим", которое в Библии используется там, где мы читаем слово "Бог", представлено во множественной форме (буквально: "Боги") от слова "Эль", которым обычно называются языческие божества, или которое выступает в виде приставки к имени Бога. Эта множественность Бога была непонятна, но никого не смущала: люди верили в такого Бога и поклонялись Ему так, как Он того требовал.

При этом Бог обещал пришествие Мессии Искупителя, который, по описанию пророков, также имел божественные характеристики, то есть существовал вечно, был назван Богом: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс 109:1); "Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис 9:6). "На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию" (Дан 3:25). "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится" (Дан 7:13,14).

Мессию ожидали, хотя и представление о нем было извращено, и вместо страдающего Мессии (Ис 53 гл; Дан 9:26) ожидали царствующего. Но Мессия в их представлении был Богом, потому к Мессии применимы многие тексты, которые Иисус Христос применял к Себе и которые апостолы применяли к Иисусу, где говорится об Иегове. Таким образом для евреев Мессия и Иегова - одно лицо. Хотя Мессии и не должны поклоняться - в Новом Завете мы не находим поклонения Иисусу Христу, а только поклонение Богу Отцу во имя Иисуса Христа. Точно так же, хотя Дух Святой ассоциировался с Богом, однако нигде не говорится о поклонении Святому Духу или молитвах Ему. Мы молимся Отцу Небесному, мы поклоняемся Богу Отцу, мы прославляем Бога Отца, а уже Отец в Свою очередь прославляет Иисуса Христа: "Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (Рим 15:5,6).

Что касается Духа Божьего, то Он известен нам еще с первой главы Бытия, где Он представлен вместе, но отдельно от Бога Творца. Дух Божий как в Ветхом, так и в Новом Завете наделен личностными и божественными качествами. Например, Его можно огорчить, Он имеет волю, Он все проницает... Вот таким представлялся Бог людям до конца первого века и даже до наших дней: и Сын и Дух Святой - божественные Личности, равные Богу, названные Богом, разделяющие с Богом одно Имя и одну сущность, однако поклонение было либо Богу в целом, либо Богу Отцу, а Сын и Дух исполняли Свои роли в спасении человечества.

Благословений!

Василий Юнак
0
Похожие вопросы
Троица7 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Я не верю в троицу из-за одного места в Новом Завете. Бог сам к себе обращается? И зачем он назвал себя сын мой возлюбленный? А зачем Богу креститься?

Когда Иоанн Креститель погружает Иисуса в воду, а потом Иисус выходит и слышен голос Бога что сей есть сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение. Это что, Бог сам к себе обращается? Куча вопросов и ни одного  пока что ответа.

Спрашивает
Михаил
Приветствую Михаил! Понимаю Ваши сомнения. Кстати, Ваше имя имел Сын Божий прежде Своего земного воплощения. Оно означает вопрос "Кто как Бог?" и является лозунгом, обращенным к Дьяволу, вознамерившемуся бросить вызов Божьему авторитету. Это к слову :) Бог в этом месте обращался не к Себе, а к С... Читать далее
2
Троица21 день назад
Отвечает
Виталий Колесник
К кому обращаться в молитве: к Богу Отцу, или к Иисусу Христу?

Прочитала ваши ответы по поводу того к кому нужно обращаться в молитве к Иисусу или Богу Отцу, и так и не могу четко понять. Молиться нужно Богу Отцу во имя Иисуса Христа, хотя Стефан например молился Иисусу: Господи Иисусе! Прими дух мой Деян. 7:59 ? А когда я исповедуюсь, то Богу Отцу или нужно Иисусу, так как ему дана власть прощать грехи? Пожалуйста помогите избавиться от заблуждения.

Спрашивает
Мария
Здравствуйте, Мария! В Писании мы встречаем примеры того, как Иисус предлагал обращаться к Богу Отцу: Однако так же мы встречаем примеры того, когда люди обращались к Иисусу, как в приведенном Вами примере о Стефане, и в этом нет греха, потому что Христос так же есть Бог и имеет право принимать наше поклонение и прощать наши грехи. Еще Иисус сказал однажды: "Я и Отец — одно" (Св. Евангелие от Иоан.... Читать далее
2
Троица23 марта 2024
Отвечает
Виталий Колесник
К кому следует обращаться в молитве: к Богу или к Иисусу Христу?

Здравствуйте! Очень хочется не ошибиться в общении с нашим Создателем и не  только в общении, но могли бы вы мне ответить, как правильно?

Спрашивает
Таня
Здравствуйте, Таня! В принципе, нет греха в том, обратиться ли в молитве к Богу Отцу или к Иисусу. Сам Христос однажды сказал: Так же Деяниях апостолов сказано: Однако в Библии мы так же встречаемся с тем, что сам Иисус предлагал Своим ученикам обращаться к Богу Отцу во имя Свое. Например, можно вспомнить молитву Отче наш (Лк. 11:2), где мы обращаемся к Богу Отцу. Так же можно вспомнить следующее место из Писания, где Иисус говорит: ... Читать далее
1
Троица17 марта 2024
Отвечает
Василий Юнак
Является ли Иисус Христос Богом? Почему Слово названо Богом?

Приветствую Вас! Я хотел бы немного поделится с вами насчёт того, что Вы называете Иисуса Богом. Во-первых, в Евангелии написано что Бог-есть Дух. Во-вторых, Бога никто и никогда не видел. Далее, Бог есть вечность, что не подходит к Иисусу Христу. Апостол Павел пишет о Иисусе Христе, се Иисус-человек примирил нас с Богом. И конце, сам Иисус сказал веруйте в Бога и в меня веруйте. И сам он молился и неоднократно говорил у моего Отца Небесного, то есть что Бог един, и первая заповедь и последующая дальше которую Бог дал чрез Моисея, возлюби Бога, и да не будет у тебя богов, Я-Един, и нет другого бога кроме меня. А у нас язычников тысячи богов. Так что, я уважаю ваше мнение но вы не совсем учите чему учит Священное Писание, и наш Господь (что означает господин) человек Иисус Христос, который и есть наш спаситель. Если у вас возникнет желание поговорить на эту тему, и получить доказательства из Библии то я всегда рад общению. Да, благословит Вас Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Брат во Христе.

Спрашивает
Влад
Дорогой Брат Влад, я стараюсь не отступать от учения Священного Писания и нашего Господа Иисуса Христа. И мне хотелось бы увидеть те доказательства из Библии, о которых Вы упоминаете. Я обещаю опубликовать их, так как, вероятно, многим также интересно узнать, является ли Иисус Христос Богом, или же ... Читать далее
2
Троица21 февраля 2024
Отвечает
Василий Юнак
В фразе Слово было Бог артикля нет. Ставит ли это под сомнение одну из догм Христианства?

Если используется слово с артиклем, то это конкретная Личность. Применяя это правило к слову Бог - артикль есть, значит указывает на личность, Отца Иисуса Яхве, но в тоже время когда сказано и Слово было Бог, здесь артикля нет, что ставит под сомнение одну из догм Христианства. Правильное звучание таково: Слово обладало Божественной силой. И таких текстов по отношению ко Христу предостаточно которые без артикля. Как это объяснить? Теория божественности Христа ставится под сомнение?

Спрашивает
Максим
Приветствую Вас, Брат Максим! Я знаю, что некоторые представители религиозных движений, не признающих божественности Иисуса Христа, аргументируют этим, пытаясь опровергнуть такие недвусмысленные тексты, говорящие о том, что Иисус Христос - Бог. Однако это спекуляция чистой воды. Почему? Давайте пос... Читать далее
1
Троица14 января 2024
Отвечает
Василий Юнак
Человек всё познает в сравнении. Именно потому Христос любил говорить притчами - они поясняли то, что иначе было невозможно понять. Бога не видел никто и никогда - так свидетельствует Евангелист Иоанн, равно как и в других текстах Писания мы можем узнать это. Тем не менее, Писание приоткрывает нам з... Читать далее
2
Троица25 декабря 2023
Отвечает
Василий Юнак
Если Иисус - это архангел Михаил, то как Он мог быть Богом с самого начала?

Прав ли я? Если Иисус - это архангел Михаил до того как Он родился от девы Марии, то Он никак не мог быть Богом с самого начала, ведь Бог - это творец, а все остальное - это творения. Но после того, как на Михаила была возложена миссия искупления грехов человечества, Бог сделал его равным себе, то есть он стал частью Бога! Так как Бог только один и не может быть двух или другого. Другими словами Иегова и Иисус Михаил стали одним целым.

Спрашивает
Евгений
Приветствую Вас, Брат Евгений! Прежде всего хочу напомнить, что Священное Писание дает несколько имен одному лицу, в том числе и Богу. Потому "Михаил" - это одно из имен Иисуса Христа, Сына Божьего, второй Личности Божества. Когда мы говорим об "Архангеле", то следует помнить, что приставка "арх-" ... Читать далее
1
Троица18 ноября 2023
Отвечает
Василий Юнак
Если Бог триедин, то как Бог Сын умер на кресте, а Бог Отец при том остался жив ?

Читая недавние рассылки у вас на сайте, я прочитал один вопрос о смерти Иисуса. А читая Ваш ответ, я встретил такие слова (цытирую): "И вот Этот Бог и человек в одном лице - умер. Умер человек Иисус, умер и Бог Сын. " Я верю, что в сих словах истина, но не совсем понимаю один момент. Мой вопрос состоит в следующем: всем нам известно, что Бог триедин, то как Бог Сын умер на кресте, а Бог Отец при том остался жив. Или если триединый Бог умер, то кто воскресил Его? Возможно я не правильно понимаю сей момент. С удовольствием прочитаю Ваш ответ.

Спрашивает
Сергей
Приветствую Брат Сергей! Ваш вопрос выходит за нашу способность это понять. Мы не в состоянии понять природу Бога, тем более триединого Бога. Нужно ли это нам? Апостол Павел писал:Я понимаю, что даже вопрос о том, умерло ли Божество на кресте, является неразрешимым для нас, пока мы на земле. То, что я написал в ответе на вопрос Брата Сергея Дежнюк, также является всего-лишь моим мнением. Я постарался обосновать его, насколько я это понимаю. Но на Ваш вопрос я ответить не могу... Читать далее
2
Троица17 ноября 2023
Отвечает
Василий Юнак
Кто умирал на кресте? Бог, Человек или Богочеловек.

Не могли бы Вы кратко определить Ваш взгляд на два вопроса:1) Кто умирал на кресте? Бог, Человек или Богочеловек. Мог ли Бог умереть? Если Человек, то и мы можем искупить себя. Есть ли via media?

Спрашивает
Вадим
Мир Вам Вадим! Иисус Христос был совершенным Богом и совершенным человеком:И вот Этот Бог и человек в одном лице - умер. Умер человек Иисус, умер и Бог Сын. Это показывает нам следующий текст:Закон требовал смерти грешника (Быт. 2:17, Рим. 6:23). Этот закон был установлен Богом. Богом также и был установлен завет искупления. Закон Божий не может отменить никто, но когда умирает установивший закон, то сам закон теряет силу. Сила закона была направлена на то, чтобы каждый грешник умер втор... Читать далее
3
Троица18 октября 2023
Отвечает
Александра Ланц
Равны ли Отец и Сын?

Хотелось бы знать ваше мнение по поводу слов Павла из 1 Кор.15:28: И ТОГДА САМ СЫН ПОКОРИТСЯ ОТЦУ. А также: ГЛАВА ХРИСТУ - БОГ. Я спрашиваю это в свете ваших утверждений о равенстве Сына Отцу. Я думаю, что Библия это никак не поддерживает.

Спрашивает
Сергей
Шаббат шалом, Сергей! Вы правы в том, что увидеть равенство Отца и Сына, просто читая Библию, очень сложно, потому что Сын постоянно подчеркивает, что действует по воле Отца и зависит от Отца. Однако это не может служить стопроцентным доказательством того, что вроде как Сын изначально не был равен ... Читать далее
1