Как относить к языческой истории христианских праздников? Например, Рождество было назначено на римские Сатурналии | BibleStudy

Как относить к языческой истории христианских праздников? Например, Рождество было назначено на римские Сатурналии

Отвечает: Виктор Белоусов

Мир Вам, Алина.

Касательно празднования Рождества.

С одной стороны — Библия нигде не заповедует отмечать рождение Иисуса Христа и все расчеты вероятного времени этого события указывают скорее всего на осень (когда стада были в полях) и никогда — на 25 декабря или 7 января.

С другой стороны — любое дополнительное воспоминание о Господе — это благо. Любой «официальный культурный код», позволяющий говорить о Христе как Боге и Спасителе, реально пришедшем на эту землю — это хорошо.

Конечно, с тем же успехом можно проповедовать, показывать сценки, поздравлять и вспоминать о рождении Спасителя в любой день года. Однако если в современной секулярной (мирской) культуре это вызывает сопротивление, упреки в фанатизме, излишней религиозности и т.д. — то в данные дни это допускается и даже социально одобряется. Почему бы не использовать такую благую возможность?

В косвенное подтверждение такого подхода приведу два текста Библии:

18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
(Фил.1:18)

40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
(Мар.9:40)

Обязательно ли праздновать это всем христианам? Конечно же нет, это не заповедь, такого ежегодного праздника нет в Библии. Это договор в рамках культуры — им можно пользоваться, а можно игнорировать. Главное ведь не название праздника — а его суть. Если в этот день мы проповедуем Бога Живого — то такой день становится благословением.

Есть взгляд, что все созданное на языческих корнях — использовать нельзя. В том числе и культурные элементы, что построены на древних языческих праздниках.

Если смотреть только в контексте языческих праздников — такая позиция выглядит оправданно, но не стоит масштабировать этот принцип на весь мир и все сферы жизни, потому что существует слишком много исключений.

Все мы пользуемся теоремой Пифагора и таблицей Пифагора — однако Пифагор им придавал сакральные смыслы, был языческим философом и т.д. Его математические модели входили в его глубоко языческую философию. На том языческом этапе от кого теорема Пифагора — от Бога или от сатаны? Однако затем философию отсеяли, а математику оставили. И все христиане пользуются математикой, в том числе и мы. И работаем на технике, которая построена отнють не по христианским законам (в том смысле что не обязательно христиане являются авторами всех патентов — а в том числе атеисты или просто представители других религий) — от кого вся эта техника? И медицину делали в средневековье «еретики», многие из которых отвергали Бога — так от кого были их открытия тогда? А от кого выздоровления христиан в больницах сегодня?

И таких примеров — масса. Но в этих ситуациях — мы готовы отделять «мух от котлет». А в вопросах с десакрализированными праздниками не хотим — хотя многие праздники давно стали «маскарадами», формой — и лишь участники придают им индивидуальное содержание. Если Православный священник ведет концерт на Рождество — это одно содержание. Если Атеист ведет детский утренник в рамках «народной» культуры — другое. Если ведет Родновер — совсем третье. А если вдруг какой-то древнеримский участник Сатурналий вдруг появится — то совсем четвертое. 

Когда в начале 20 века религиозные селяне пугались радио — и думали что это от сатаны — голос в коробке… И их высмеивали за невежество. А затем по радио стали вести и проповедь Христа. Так от кого было радио? И такой же механизм был с телевидением, с компьютерами, с интернетом и т.д. Изначальное назначение открытий сильно отличалось от последующего. И если последующее становилось на пользу и для славы Божьей — то в этом есть рука Божья.

Мое мнение — эти все изобретения результат познания Божьих законов мироздания. Их могут открыть и использовать по-разному язычники или христиане, и именно от использования будет зависеть — добро это или зло. Аналогично и культура — это Божьи законы работы психики человека в коллективе. А вот какие именно в рамках культуры будут праздники и что там будет происходить — зависит не от названия, а от сути. Человеку нужны праздники, просто как механизм перезагрузки, переключения из одних состояний жизни в другие. Это могут быть просто «поводы выпить» — дни рождения всех друзей в округе, а могут — пусть даже не записанные в Библии, но наполненные Библейским контекстом праздники. Если даже в эти дни люди не задумываются о вышнем — конечно смысла в таком праздновании не будет, но будут те кто задумается — кто в этом день откроет Писание, кому в этот день скажут Благую Весть, кто подумает о смысле жизни, предназначении.

Так поступал Апостол Павел:

19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
(1Кор.9:19-23)

4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,
6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
7 Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
(1Кор.8:4-13)

Благословений,
Виктор