Пасха это воспоминание о смерти Иисуса или празднование о Его воскресении? | BibleStudy

Пасха это воспоминание о смерти Иисуса или празднование о Его воскресении?

Отвечает: Виктор Белоусов

Мир Вам, Анатолий.

Изначально Песах (иудейский праздник) был посвящен исходу из Египта, освобождению, ожиданию Мессии. Иисус, Своим примером, раскрыл более широкий смысл — что среди символов исхода есть указание на Его тело и Его кровь, которые Он пролил для нашего спасения. Речь идет о вечере Господней (Евхаристии или Причастии). Но тот же Песах не заканчивался скорбью по ягненку, но праздничной песнью избавления. Как и Христова жертва не заканчивается смертью — но воскресением.

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
(1Кор.5:7)

Потому правильным будет сказать, что в Новом Завете нет указания на совершение ежегодной Пасхи (вместо Пасхи Христос учредил Причастие). Пасха возникла уже позже именно как воспоминание и чествование факта Воскресения Христа.

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 — PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы — то есть в воскресенье. Уже во II-III веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского, в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского — есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» — πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» — πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis.

В те времена не было ни куличей, ни яиц, ни иной «славянской» (можно сказать — и языческой) атрибутики. 

Интересная статистика:

Хотя большинство американцев знают, что Пасха — религиозный праздник, меньше половины из них увязывают его с Воскресением Христа. Таковы результаты опроса, проведенного Barna Group.

Социологи спросили у жителей США, что такое Пасха. В среднем 70% в своем ответе упомянули «религию или духовность», хотя среди молодежи до 25 лет с религией этот праздник связывают только 58%.

Только 42% опрошенных знают о том, что Пасха — воспоминание Воскресения Христа из мертвых. Другие респонденты назвали его просто «христианским праздником», «праздником Бога или Иисуса», «праздником Исхода» (евреев из Египта), «святым днем» и т.д.

«Пасха для большинства людей по-прежнему связана с религией, но смысл праздника теряется в их сознании», — заявил президент Barna Group Дэвид Киннаман.

У жителей стран СНГ осталось приветствие:
«Христос воскрес» — «Воистину воскрес».

Но социологи наверяка смогут подтвердить, что для среднестатистического человека этот праздник больше связан с семьей и куличами, чем с верой в реальное воскресение Иисуса.

Даже если многие люди видят в этой больше «народный» ритуал, то для кого-то это может стать открытием веры в Господа. Мы верим в то что Иисус — воскрес. Это — истина! И в этот день особенно радостно провозглашать на улицах, что Иисус воскрес, Он жив и может дать спасение каждому человеку!

Божьих Вам  благословений!
Виктор