Скижите пожалуйста ваше мнение о каббале? | BibleStudy

Скижите пожалуйста ваше мнение о каббале?

Отвечает: Виктор Белоусов

Лана спрашивает: «Шалом уважаемые! Скижите пожалуйста ваше мнение о каббале? одна сестра увлеклась каббалой и ей это кажется очень интересным и мудрым… я согласна что там не без мудрости, значия глубины чисел и глубокий духовный смысл… я знаю каббалу со стороны, иногда читая некоторые записи… но мне кажется в ней ОЧЕНЬ много мистики и своих домыслов… Скажите ваше мнение пожалуйста? Спасибо.»

Мир Вам, Лана

Каббала бывает разной. Сегодня это религиозное течение делается весьма популярным и коммерциализированным. Проводят встречи, семинары, издают книги и т.д. Когда ее опускают до обывательского уровня (а платят в основном то «обыватели»), то там и остаются весьма своеобразные домыслы, построенные на популярной сегодня мистике. К реальной иудейской каббале это имеет мало отношения.

Еще в позднее средневековье каббалу широко взяли на вооружение европейские мистики, которые не были иудеями — они сделали свое понимание этого учения и стали его распространять в мистических кругах.

Иудейская каббала строилась не фундаменте иудаизма —  изучение Торы, исполнение заповедей, высокий нравственный уровень изучающего и только тогда, после долгих лет — открывался этот уровень ученику.

В той иудейской модели у Торы есть 4 уровня понимания:

  1. буквальный
  2. намек
  3. притча
  4. скрытый (каббала)

Без изучения и исполнения Торы на первых трех — четвертый не был актуален.

Сегодня же — с первого занятия, без праведности, без посвященности — всем, как на распродаже, предлагают тайны Вселенной… Так не бывает.

Мудрость можно черпать из Писания без такой «науки». Зачастую это псевдомудрость — сложные и умные слова, большие обещания, дорогие книги и семинары — а где результат? Тем более, когда изучают те, кто не могут проверить учителей. Мало кто знает иврит на нужном уровне, еще меньше людей поедут в Цфат в Израиле (который считают городом каббалистов), еще меньше смогут там договориться и сравнить этот суррогат с тем, чему учат там. Там по крайней мере хоть иудейской каббале учат. Но нужна ли она христианам — думаю нет. 

По плодам познаете их — говорит Евангелие.

15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
(Матф.7:15-19)

Так что лучше учиться изучать Писание (не просто бегать от учителя к учителю, а учиться самостоятельному методическому изучению Писания). Элементарные инструменты изучения открывают великие тайны — например, экзегеза текста, разные виды анализов текста.

А почему обычные верующие предпочитают почитать книжку по популярной каббале, нежели вникнуть в ту же экзегезу? Потому что нужно думать, нужно критически мыслить, сравнивать, анализировать, нужно уделять время — а «модные учителя» уже все расскажут готовое: часик послушал, получил «великое откровение» и побежал дальше.

Еще вспоминается мне одно сравнение, может оно не совсем корректно, но все же — это учение Григория Грабового. Он читал лекции и писал книги таким псевдонаучным сленгом — многим казалось что там великая мудрость и понимание процессов Вселенной (только потому что специальная непонятная терминология, с намеком на науку). Но по факту — абсурд и шарлатанство. И публично это вскрылось только при попытке воскрешения детей Беслана.

Так что хорошо просить у Бога мудрости в молитвах и учиться этой мудрости у более проверенных источников (по плодам).

Благословений Вам,

Виктор