Проповедь Молитвы за других Отто Венделя — что не нужно молиться заступническими молитвами о ком-то, но молиться только об изменении себя. Правильно ли? | BibleStudy

Проповедь Молитвы за других Отто Венделя — что не нужно молиться заступническими молитвами о ком-то, но молиться только об изменении себя. Правильно ли?

Отвечает: Виктор Белоусов

Марина спрашивает: «Слушала проповедь Отто Венделя «Молитвы за других» и мне показался странным его взгляд, что не нужно молиться заступническими молитвами о ком-то, но молиться только о себе и своих действиях. Что скажете о таком подходе и вообще об Отто Венделе?»

Мир Вам, Марина!

Отто Вендель записывает интересные разборы библейских уроков. Принимать ли на 100% все его слова как истину? Он же человек, а соответственно может ошибаться.

Как учит нас Писание:

11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
(Деян.17:11)

Потому в каждом отдельном случае нужно внимательно думать и анализировать — «точно ли это так».

По поводу проповеди Отто Венделя «Молитвы за других» (ее видео или аудиоверсию легко можно найти с помощью Гугла или Яндекса по названию) — такое негативное мнение по ходатайственным или любым другим молитвам о ком-то (кроме себя) мне кажется очень спорным.

Давайте попробуем разобраться с аргументами, представленными в этой проповеди.

1) Мотивация такого подхода, которая дважды упоминается — страх разочароваться в Боге. Т.е. не нужно просить для кого-то, потому что если не получим ответ — то разочаруемся… Конечно, если не верить в чудеса и ответы сегодня, если считать чудеса «дутыми» (это тоже цитата) — то вообще это звучит весьма странно. Конечно, бывают разные ситуации — не на все молитвы мы получаем положительные ответы в том виде, котором хотим, но чудеса действительно есть и сегодня. Они могут казаться «естественными», не всегда детально документированными — но они есть. Был свидетелем исцеления после елеопомазания одного мужчины от рака — у него была 4 степень, этому есть свидетели. Однако он получил исцеление и живет. А его жена через некоторое время также легла в больницу с онкологией — но там чудесного исцеления не произошло, церковь молилась и врачи сделали операцию, все прошло благополучно. Почему так — вера, дела, праведность и т.д. — только Бог знает. Но если бы не молились — даже первого исцеления бы не было. Знаю семью, которой поставили диагноз — бесплодие. Все официально, сказали что детей у них не может быть. Жили они в молодости крайне специфично и разрушили здоровье. Но они молились и о них молились — сейчас у них 4 детей. Совсем недавняя ситуация — в общине полтора года назад девушка вышла замуж. Не могли забеременеть, ходили к врачам — никак. Молились и они сами, и о них молились — сейчас беременна и процесс идет нормально, слава Богу. Это не сказки и мифы народов севера — это реальные люди, которых лично знаю. И кроме этого массу других чудес видел. Да — это не всегда. Но и не повод вообще не верить в молитвы о других.

2) На молитвы о ком-то навешивается ярлык «шаманизм». Такой подход с навешиванием ярлыков плохой — потому что отучает думать. Если назвать заступническую молитву «шаманизмом», от этого она шаманизмом не станет. Также выдвигается аргумент — «чтобы молиться о ком-то, нужно услышать об этом напрямую от Бога». Просто посмотрим Писание. Библия — Божье Слово — говорит что можно и нужно молиться о других людях.

Апостол Павел:

9 Посему и мы с того дня, как [о сем] услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
(Кол.1:9)

1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
(1Тим.2:1,2)

18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
(Еф.6:18,19)

Моисей:

31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
(Исх.32:31,32)

Давид:

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
(Пс.5:10,11)

11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
(Пс.6:11)

27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!
28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников,
29 ибо Господне есть царство, и Он — Владыка над народами.
(Пс.21:27-29)

Вообще в Псалмах много молитв о других людях…

Молитва Соломона:

33 Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме,
34 тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их.
35 Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их,
36 тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.
(3Цар.8:33-36)

Молитвы Елисея:

15 Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать?
16 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними.
17 И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.
18 Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою по слову Елисея.
19 И сказал им Елисей: это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете. И привел их в Самарию.
(4Цар.6:15-19)

3) Противопоставление молитвы о других — молитве о себе.
Слова Отто Венделя о молитве о себе — что нужно спрашивать Господа, что мне необходимо сделать, в чем для меня воля Божья — это правильные слова. Но не обязательно эту молитву противопоставлять молитве о других. Наоборот — эти молитвы дополняют друг друга. Мы можем просить о действии Божьем, о Господнем вмешательстве и спрашивать у Него — что я должен сделать, что Ты мне повелишь сделать. Потому что мои человеческие действия — очень ограниченные. Даже те действия, которые приводятся в качестве примеров — что-то сказать, промолчать, изменить свое отношение, проявить сочувствие. Это хорошо, но весь спектр действий только в рамках материального мира. А ведь Бог может изменить сердце другого человека, может изменить вероятность того или иного события и т.д. Божье действие может быть как ограничено физическим миром, так и выходить за его рамки. Потому правильно молиться и о себе («что повелишь мне…»), и о других («Господи, Ты сотвори чудо»).

4) «Бог любит людей больше меня, потому мне не нужно упрашивать Бога, чтобы Он как-то особо явил Себя». Первая часть понятна и с ней не нужно спорить — что Бог любит всех ближних моих, больше чем я сам. Но вот нужно ли просить Бога, чтобы совершилось чудо? Обращаемся к Писанию.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
(Матф.8:8-13)

До слов Иисуса что Бог не любил слугу сотника? Любил. А почему не было исцеления? Не было просьбы и веры.

20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
(Матф.9:20-22)

Почему 12 лет не проявлялось исцеление? Вопрос не в Божьей любви — Божья любовь есть и всегда готова дать нам ответ. Вопрос в нашей вере — чтобы принять любовь. Так сказал Иисус: «вера твоя спасла тебя».

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося [милостыни].
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
(Мар.10:46-52)

Вообще удивительный пример — слепой кричит Иисусу — «помилуй меня». Что Бог не знает того, что было на сердце у этого слепого? Знает. А зачем тогда Иисус спрашивает: «чего ты хочешь от Меня?» Это удивительный вопрос от Всеведующего Любящего Господа к имеющему такую нужду человеку — чего ты хочешь от Меня. И Вартимей произносит просьбу: «Учитель! чтобы мне прозреть».

Еще одна история — именно о просьбе группы людей об одном нуждающемся:

1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
(Мар.2:1-5)

Вера, желание и действие по вере группы людей приводят к исцелению. Но Иисус подчеркивает не просто их действие (что разобрали крышу ради друга), но подчеркивает их веру.

Аналогичный пример — как духовный принцип — двое или трое соглашаются просить Бога о всяком деле. Это не просьба одного человека о себе, но просьба группы людей о чьем-то деле, возможно их, но возможно и о деле вообще «третьего лица», кто не присутствует на молитве.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
(Матф.18:19)

На всех этих примерах мы видим — вера является базисом. Если мы не верим, то какие-бы красивые слова мы не говорили — нам нужна вера.

Еще Иисус подчеркивает такие качества как неотступность и настойчивость в молитве:

5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Лук.11:5-10)

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Лук.18:1-8)

5) Вообще молитва — это намного шире, нежели просить о себе или о других. В Писании есть славословие, поклонение, благодарение, прошение и моление (Флп 4:6; 1Тим 2:1). Апостол Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Еф 5:4; 5:20; Кол 4:2)  Человек просит о прощении грехов (Мф 6:12), об укреплении в вере (Лк 22:32; Ин 17:11) и об
избавлении от искушений (Мф 6:13; Ин 17:15).
Высочайший образец ходатайственной молитвы — это моление Иисуса о Его врагах (Лк 23:34). По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7:59 и далее).

20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
(Иоан.17:20)

Если подвести краткий итог, то Иисус безгранично нас любит и хочет спасти, но ожидает ответную инициативу веры от человека. Иисус молиться о верующих по слову Апостолов, чтобы они были едины для умножения веры и чтобы весь мир поверил. Именно выбор человека позволяет открыться действию Бога: просите… стучите… Отец отзывчив на просьбы — не даст камень, а даст хлеб. Просите во имя Иисуса — и Отец сделает, и Иисус сделает. Автор послания к Евреям предлагает:

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
(Евр.4:16)

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
(Евр.10:19)

Почему помощь не приходит сама по себе? Бог хочет чтобы мы Его искали, чтобы верили, чтобы просили и стремились. Всемогущество Бога есть всегда — но для ответа нужна вера и сердце человека. Нам нужно понимать волю Божью, искать мудрость от Него — чтобы мы не просто хотели свое, но хотели того, что хочет Он.

6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
(Евр.11:6)

Благословений Божьих Вам,
Виктор