Приветствую Вас, Брат Алексей!
 
Современные технологии создают необычные ситуации, которые требуют необычных решений. Время от времени подобный вопрос заинтересовывал меня, но ввиду того, что я сам никогда не был связан с чем либо подобным, я спокойно забывал об этом вопросе. Временами я натыкался на сообщения о том, что разные христианские церкви и организации пытались рассмотреть этическую сторону различных вопросов такого рода. Мнения высказывались самые различные, а конкретного библейского основания под это никто подвести не мог. Потому, если позволите, я просто хотел бы поразмышлять вслух, не претендуя на верность размышлений и выводов. Вернее, я не пытаюсь делать какой либо вывод, потому что считаю, что в этом вопросе каждый имеет право поступить по своей совести. Просто своими размышлениями я желаю помочь обратить внимание на разные аспекты данной проблемы.
 
Какие могут быть проблемы с донорством яйцеклетки в отношении библейского учения? На мой взгляд, здесь можно рассматривать два основополагающих аспекта - вопрос соединения в семейных узах, или его нарушение в виде прелюбодеяния, и вопрос усыновления чужого ребенка.
 
Начну с более легкого, со второго. Библия рассматривает человека как личность с момента его зачатия. Библия вполне позволяет усыновление, то есть изменение родительско-сыновней связи, заменяя физический родителей на принимающих родителей. Этот принцип действует в нескольких случаях - обычное усыновление, когда приемные родители принимают чужих сына или дочь как своих, вне зависимости от того, что послужило причиной этому - смерть физических родителей, их неспособность или нежелание воспитывать своих детей; принятие зятя или невестки в свой дом; восстановление наследства умершему родственнику - этот закон, называемый левират, весьма интересен в данном случае, когда ближайший родственник был обязан взять себе в жену вдову своего брата или родственника, который умер бездетным. При этом, первый родившийся ребенок считался сыном (дочерью) не этого нового мужа, а того умершего, чтобы сохранить имя умершего. Не вдаваясь в детали, могу сказать, что донорство яйцеклетки в этом смысле может рассматриваться как передача своих родительских отношений на ребенка другому лицу, который становится его приемным родителем. Только эта передача происходит на стадии зачатия ребенка. Но здесь есть и большая проблема: если рассматривать только исходя из этого критерия, то подобной "передачей родительских отношений" или "усыновления" можно назвать и такие действия, какие однажды предприняли Авраам и Сара с Агарью. Казалось бы, принцип тот же: ребенок от одного считается ребенком другого. Только "донорские клетки" передаются "нестандартным" путем. Только этот метод Библия не одобряет, несмотря на то, что он имел место в семьях Авраама и Иакова. На самом деле, это уже прелюбодеяние. Так размышляя можно дойти до такой крайности, что переспать с женой соседа только потому, что у них нет детей, это значит не прелюбодеяние, а всего лишь "донорская" помощь. Именно поэтому, я не буду делать никаких выводов из этого аспекта. В любом случае, бремя окончательного решения должно оставаться на тех, кто непосредственно вовлечен в данную проблему, а именно двух семей - дающих и принимающих.
 
Второй аспект связан с семейными узами и их нарушением. Я не интересовался точной процедурой таких вещей, как донорство яйцеклетки или спермы, зачатие в пробирке и других методов искусственного оплодотворения, донорства в вопросах зачатия, вынашивания и рождения ребенка. Некоторые методы могут считаться морально допустимыми, а другие - морально недопустимыми в разных группах верующих. Я попытаюсь предположить причины того, почему любые изменения в семейных отношениях, любые вклинивания третьего в отношения двоих являются грехом и несут духовные, моральные и физические проблемы. Причина эта заключается в определенном "склеивании" двух личностей, мужчины и женщины, в одно тело. Именно это подразумевает Господь, говоря, что двое становятся одной плотью, и это подразумевал апостол Павел, замечая, что совокупляющийся с блудницей становится одной плотью с ней. Проблема секса заключается в том, что результатом секса является не только зачатие новой жизни, не только получение физического удовольствия партнерами, но основная проблема в том, что при этом происходит определенное духовное и физическое единение двух личностей в одну личность. Согласно библейского учения человек - это двойственное существо, состоящее из двух компонентов: мужчины и женщины. Мужчина сам по себе - это только полчеловека, женщина сама по себе - это полчеловека. И только вместе они становятся одним человеком. Именно поэтому любой сексуальный контакт людей, не состоящих в браке, является грехом и злом, несущим моральный и физический вред их личностям. Говоря "любой сексуальный контакт" я имею в виду не только половое соитие, но даже простое прикосновение руками ли, губами ли или иной контакт, который является сексуальным. В том числе и не физический контакт, который приводит к сексуальным мечтаниям и фантазиям о другом человеке, не являющемся супругом. Секс по телефону тоже разрушает морально и физически, соединяя человека с его виртуальным партнером, и потому является грехом. Именно поэтому Христос сказал, что даже взгляд с вожделением уже является прелюбодеянием. Что же мы имеем при донорском оплодотворении? Происходит ли здесь какой-либо сексуальный контакт людей, не являющихся супругами? Могут быть разные донорские приемы. Кто-то по заказу вынашивает и рождает ребенка для других. Кто-то по заказу приходит и ложится в постель ради того, чтобы у других был ребенок. А кто-то по заказу отдает свою яйцеклетку или сперму для того, чтобы другой мог используя особые механические методы принять их в свое время в своем месте. По моему личному мнению этот последний метод донорства, который не предусматривает личного сексуального контакта донора с получателем, никак не может рассматриваться как форма прелюбодеяния, в то время как любой сексуальный контакт донора с получателем является нарушением заповеди о прелюбодеянии. Но и в этом случае я хотел бы еще обратить внимание на одну деталь.
 
Хотя при "несексуальном" донорстве не может быть установлено физическое и/или духовное "склеивание" мужчины и женщины, также при донорстве яйцеклетки или спермы мы можем сравнивать "потерю" донором своей яйцеклетки с потерей яйцеклетки во время менструации, а при донорстве спермы сравнивать с поллюцией, так что до сих пор мы можем вполне оправдать "несексуальное" донорство, но есть еще одна сторона, которую следует иметь в виду. Я говорю о самом процессе забора донорского материала и о процессе его внедрения получающей стороне. Я специально не изучал этот процесс. Я только имел возможность наблюдать процесс искусственного оплодотворения животных, то есть введение донорской спермы соответствующим шприцом. Я не интересовался процессом введения яйцеклетки принимающей стороне, равно как и самим этапом оплодотворения донорской яйцеклетки - где и как оно происходит: в пробирке ли, в теле принимающей стороны, или в теле отдающей стороны. Этап непосредственно оплодотворения может в некоторых случаях вызывать этические вопросы, особенно если само оплодотворение происходит в теле отдающей стороны. Но я бы еще рассмотрел физическое и эмоциональное состояние донора в каждый момент процесса. Также я бы рассмотрел других участников этого процесса - врачей, которые производят забор донорского материала и оплодотворение пациента. Какую роль они играют, какие методы используют, насколько близок физический контакт врача с пациентом в этом процессе и так далее. Потому что я не знаком с этими процедурами, я сейчас не могу представить, какие именно моральные проблемы могут возникать. Я только сделаю намек в отношении одного из возможных аспектов: хотя бытует мнение, что гинекологи-мужчины более внимательны и профессиональны, чем гинекологи-женщины (я ни коим образом не желаю обидеть кого-либо), все же я считаю, что женщин должны обслуживать только женщин, а мужчин только мужчины, особенно если речь идет об интимных областях. И христианин, всерьез обеспокоенный соблюдением воли Божьей, должен бы, по моему мнению, сделать все возможное со своей стороны, чтобы даже в медицинских учреждениях "не открывать своей наготы" представителю другого пола.
 
Как видите, есть много обстоятельств, включая и мою некомпетентность в этой области, почему я не могу сделать определенный вывод по данному вопросу. Но надеюсь, что мои размышления вслух все же помогут Вам принять то единственно правильное решение, которое будет соответствовать воле Божьей в Вашем конкретном случае.
 
Господь да благословит и умудрит Вас.

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Отвечает
Александра Ланц
Какова цель жизни христианина?

Хорошо ли, правильно ли, будучи христианином, иметь цель в жизни? Если вы не можете однозначно ответить, так и скажите. Что говорит по этому поводу Библия? У вас самих есть цель, к которой вы двигаетесь, или вы просто живете, исполняя заповеди Господа, а Он ведет вас, показывая, куда сворачивать в каждый момент времени?

Спрашивает
Слава
Здравствовать вам в Господе, Слава! Цель жизни любого человека – это меняясь и славы в славу под воздействием Святого Духа (2Кор.3:18), всё больше и всё ярче возвещать совершенства Создателя и Спасителя (1Пет.2:9). Возвещать совсем не значит ходить повсюду и рассказывать всем, как хорош Бог, хотя и... Читать далее
1
Личное служение24 февраля 2024
Отвечает
Александра Ланц
Почему у меня с рождения порок сердца?

Объясните с точки зрения Библии, это проклятье досталось от предков? И если это так, то можно ли от этого избавиться и как, если врачи ничем помочь не могут? А если не от предков, то зачем я родилась с этим пороком? Я многое могла бы сделать для Бога, но этот недостаток мешает мне и в семье и в служении. После рождения детей обострилось.

Спрашивает
Ира
Доброго вам времени суток, Ира! Да, физическая немощь – это груз, который утяжеляет, усложняет нашу жизнь, вот, кажется, сбросить бы всё это, вздохнуть полной грудью так, чтобы нигде и ничто даже не кольнуло, и  начать работать, жить, дышать не уставая, не экономя силы, не опасаясь очередного прист... Читать далее
1
Личное служение15 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Как организовать молодежное служение?

Как заинтересовать других?

Спрашивает
Радислав
Сложного ты хочешь. И все же возможного. И благословенного. Можно, конечно, целый семинар провести об организации молодежного служения, но в эти короткие ленты вложу свое видение и практику. 🤓 1️⃣ Чтобы организовать молодежное служение, нужно любить молодежь и любить "движуху". Если ты не любишь ... Читать далее
2
Личное служение14 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Как понять свое предназначение в служении?

Можно ли просить, чтобы Бог дал мне какой-то дар? У меня очень большое желание служить Богу! Но хочу узнать Его волю, Его предназначение, как и где я могу или буду служить Ему. Но как правильно искать воли Божьей?

Спрашивает
Руслан
Я скажу больше. Не просто можно просить, а даже нужно. Хотя я уверен, что у тебя духовные дары. Нет ни одного человека, который был бы совсем без даров. Для каждого в Церкви Божией есть свое предназначение. ⛪ Да...Поэтому каждый из нас имеет разные дары. И именно их следует выявлять и развивать. Нельзя считать, что какой-то из даров лучше, уважительнее, а другой - такой себе. Нет!... Читать далее
3
Личное служение12 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Как понять, желание стать пастором – от Бога или от себя?

Предположим, какое-то лицо хочет стать пастором. Как узнать, это его прихоть или Божье призвание?

Спрашивает
Тимофей
Во-первых, Библия четко говорит о таком желании так:Поэтому сказать, что это неправильное желание, я конечно, не могу. 💁 Поэтому быть пастором – это не прихоть, а правильное желание. А вот есть ли к этому призвание – здесь уже немного другой вопрос. Здесь самому не разобраться. Может, тебе приходилось встречаться с людьми, у которых нет слуха, но о... Читать далее
2
Личное служение7 февраля 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Пою в церкви и проповедую, но всегда очень переживаю. Как набраться смелости?

Я служу перед церковью и настолько переживаю, что теряюсь и не могу справиться со своими эмоциями… 😣 Как мне набраться смелости?

Спрашивает
Вячеслав
Конечно, переживания уходят со временем и практикой. Чем больше будешь выступать перед публикой, тем проще это будет делать. Кроме того: ✅ Выбери взглядом в зале для себя человека, которому будешь говорить или петь. Идеально, если это твой хороший знакомый или друг, и желательно, чтобы он внимател... Читать далее
3
Личное служение26 января 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Молодежный руководитель хочет передать свое служение мне, но сомневаюсь и очень боюсь, ведь мне только 18. Как быть?

Наша церковь небольшая и мало трудящихся людей, руководитель молодежи не успевает проводить молодежки, разбор Библии во вторник, он еще несет ответственность за детский дом, в который ездит наша церковь, трудиться и он хочет передать молодежь мне (подростков 14-18 лет) . Мне 18 и я боюсь, что не справлюсь, ведь когда преподаю тему, очень волнуюсь и не могу собраться с мыслями.

Спрашивает
Глеб
Как же я понимаю тебя! Точно так же было и у меня, когда мне поручили молодежный отдел в церкви. Я помню первую молодежку, которую я проводил. Я плакал после нее, потому что у меня ничего не вышло. Молодежь скептически смотрела на меня, не хотела ничего делать, что я им предлагал одним словом провал... Читать далее
4
Личное служение14 января 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Как благовествовать родственникам о Боге?

Потому что для других людей кажется проще, а вот для родственников сложнее. Как начать этот процесс?

Спрашивает
Орест
Пожалуй, я буду не лучшим советчиком в этом вопросе, ведь я уже 23 года являюсь верующим человеком, а мои родители до сих пор не приняли Иисуса своим Спасителем. Продолжаю молиться о них. Но, конечно, их отношение к церкви и Богу совсем не такое сейчас, как было 23 года назад. 😏 Я раньше уже упоми... Читать далее
3
Личное служение14 января 2024
Отвечает
Сергей Телемонов
Я пришел к Богу, когда уже был студентом, поэтому одноклассникам не свидетельствовал, хотя не думаю, что есть большая разница. 👨‍🎓 Основное, с чем я столкнулся, это то, что нужно было сдвинуть какие-то стереотипы о верующих людях. В то время молодежь еще жила теми страшилками, которые навязали на... Читать далее
2
Отвечает
Сергей Телемонов
Как помочь подруге, у которой ухудшается духовное состояние из-за переезда в деревню из-за войны?

У меня есть подруга, которая посещала большую церковь, была насыщенная молодежная жизнь. Когда началась война, все ее друзья разъехались, а она переехала в маленькую деревню, где собирается всего несколько человек. Я с ней общаюсь, и она говорит, что ей очень грустно, апатия, потому что она понимает, что уже не вернется в ту церковь и не увидит друзей. Также нет желания читать Библию и даже молиться.

Теперь вопрос: Как ее порадовать словами, что посоветовать, чем помочь? (кроме молитвы, я ей это говорила, не помогает)

Спрашивает
Алина
1️⃣ Моральное состояние из-за переезда и отсутствия друзей. Такое состояние сейчас ощущают практически все беженцы или переселенцы. И это не зависит от их духовности, количества друзей, насыщенности жизни или величины церкви. Просто все мы хотим домой, в тех обстоятельствах, когда мы были до начала ... Читать далее
1