Отвечает: Василий Юнак

Приветствую Вас, Сестра Светлана!

Библия скупо говорит о разводе. Помимо заповеди моисея, данной, как объяснил Иисус, по жестокосердию людей, мы имеем только следующие тексты:

1) Истолкование развода Иисусом в Мф 5:32; 19:3-9; Мк 10:2-12; Лк 16:18.
2) Истолкование развода Павлом в 1Кор 7:10-16.

Если рассматривать только слова Иисуса, то на первый взгляд создается следующая картина: Муж может оставить жену по причине ее прелюбодеяния и жениться на девице или вдове. Жена может развестись с мужем по причине его прелюбодеяния и... оставаться безбрачною. Неравноправие? Это мы рассмотрим несколько ниже.

Если анализировать то, что говорит апостол Павел, то его слова можно представить так: Не разводиться, но если разведутся, то для жены есть два выхода - либо примиряться, либо оставаться безбрачною. И только если неверующий муж разводится, то жена свободна для дальнейшего выбора.

Все ли мы правильно поняли, так просто пересказав учение Иисуса и апостола Павла по вопросу развода и повторного брака? Нет, далеко не все, потому что мы не учли еще несколько моментов. Мы не можем рассматривать вопрос развода и повторного брака, не учитывая то, что сказано о браке вообще, и что сказано о другой ситуации, когда человек остается один - о вдовстве. Давайте обратим внимание на пару ключевых моментов в этой части:

3) Первоначальный замысел Бога: Быт 1:27; 2:18,24.
4) Учение об оставшихся одинокими: 1Кор 7:2,9,39; 1Тим 5:3-16.
5) Грех блуда: 1Кор 6:16.

Что мы видим в этих текстах? Во-первых, мы узнаем, что Творец создал человека двуполым, так что мужчина отдельно и женщина отдельно - это не человек, а получеловек. Только вместе мужчина и женщина составляют одного человека. Это, как скажем, ножницы - только два ножа соединенных вместе составляют ножницы. Разъедини их - возможно одной частью можно что-то делать, но у нас уже не будет ножниц! Это как брюки, имеющие две штанины. Разъедини их - и у нас брюк уже не будет. Возможно для одноногого будет достаточно одной штанины, да и то, она не должна быть оторвана полностью, а только ее нижняя часть. Итак, Бог сотворил две части человека для совместного проживания. При этом Он сказал: "НЕ ХОРОШО быть человеку одному, и потому сотворил мужа и жену, которые объединяются в одну плоть.

Если бы не было греха, не было бы и смерти. Тогда каждая семья была бы создана для вечной жизни. Не было бы ни разводов (нет греха), не было бы ни вдовства (нет смерти). Однако мы сейчас говорим не об идеале потерянного рая, а о реальности земной жизни. Заповедь Бога о том, что не хорошо человеку быть одному, остается в силе. Апостол Павел только подтверждает ее, несмотря на то, что усматривает некие преимущества в безбрачии. Он подтверждает, что оставаться одиноким трудно, потому что Бог сотворил человека с половой потребностью, которая только усилилась со времени грехопадения (Быт 3:16).

С другой стороны, заповедь об "одной плоти" распространяется не только на супругов, но и на всех, вступающих в половую связь, вне зависимости от "штампа в паспорте". Это означает, что два человека, вступившие в половую связь, чем-то "склеились" друг с другом не просто на короткое время полового акта, а на всю жизнь - они обрели психологическую связь, разрыв которой болезнен, и которая налагает отпечаток на все их последующие действия и отношения как с этим человеком, так и с другими людьми. Более того, помимо психологической связи здесь существует еще и физическая связь, которая изучена очень мало, однако существует - это обмен гормонами. Я не буду сейчас углубляться в теории о том, как влияют на половых партнеров секреции и жидкости, обмен которыми происходит во время половых актов. Не все достаточно изучено, не все теории находят свое подтверждение. Существуют научные теории, которые хотя и не полностью приняты, но уже сегодня заставляют задуматься о физическом влиянии, например, телегония. Мы можем так или иначе относиться к отдельным теориям и объяснениям происходящих процессов, однако факт остается фактом: любая, даже кратковременная, одноразовая интимная близость оставляет неизгладимый психологический и физический след на партнерах. Именно поэтому Бог поместил в Своем Законе короткую, но емкую заповедь: "Не прелюбодействуй" (Исх 20:14). Любой разрыв отношений между вступившим в половую связь уже является ранящим разрывом некогда склеенных частей, склеенных суперклеем, предназначенным держать вечно. Естественно, после этого разрыва остаются клочья, прилепившиеся частицы другой стороны, вырванные части, отошедшие к другой стороне, и боль, незаживающая рана...

А теперь, когда мы поняли основополагающие принципы семьи, давайте попытаемся понять цельное учение Библии. Может быть к этому следует лишь напомнить общее положение женщины в древнем мире - она имела гораздо меньше прав, чем мужчина. Подчас женщины вообще не включались в счет, игнорировались. Во многих случаях они как будто отсутствуют вообще. Это не Божье отношение к женщине, это - результат греховной деградации общества. Но Бог защищает право человека на семью. Человек попросту не может оставаться один. И если в древности, да и в наши дни также, мужчина мог сам инициировать создание семьи, то женщина чаще всего оставалась пассивной, либо была вынуждена идти на разного рода хитрости, чтобы привлечь к себе того, кого она избрала.

Создав человека для вечного семейного союза, Бог все же допускает создание второго семейного союза в случае смерти партнера. Овдовевший муж имеет право жениться, овдовевшая жена имеет право выйти замуж. Почему? Потому что не хорошо быть человеку одному. Потому что человек создан с половыми потребностями. Те, кто остаются одинокими, чаще всего впадают в распутство. Только немногие способны оставаться чистыми скопцами (Мф 19:12). Именно поэтому и Моисей, и Христос, и Павел имеют определенные ответы для тех, кто остался одиноким.

С овдовевшими все ясно - их супруг навсегда потерян для земной жизни. А как быть с разведенными? Заповедь номер один: не разводиться! Заповедь номер два: примириться! Заповедь номер три... и вот здесь многие впадают в крайности, не внимательно читая Библию.

Начнем с самого простого, с того случая, когда говорится о свободе. Иисус сказал о том, что разведшийся с женою по причине ее прелюбодеяния, свободен жениться во второй раз. Почему? Разве он при этом не будет прелюбодействовать? Разве при этом не происходит разрыв отношений с одним супругом и попытка приклеять лохмотья и обрывки от старого брака к новому? Да, именно так. Но с одной стороны, изменившая супруга уже произвела этот разрыв; и он существует вне желания любого из супругов исправить положение; с другой стороны, когда один из супругов умирает, там происходит точно такой же разрыв, после которого оставшийся приклеивает свои обрывки и лохмотья к новому члену семьи. Разница между разводом и смертью в одном: смерть не оставляет никакого шанса для восстановления разорвавшихся семейных уз, а развод всетаки оставляет этот шанс. Но при измене происходит нечто иное: в измене появляется третья сторона, а потому разрыв со всеми вытекающими последствиями неизбежен. Господь никогда не учил многоженству или многомужненству. Учение Библии однозначно: только двое могут объединиться в одну семью. Следовательно, третий остается в стороне со своей болью, со своей рванной незаживающей раной. И сейчас даже нет надобности уточнять, кто этот третий - тот, кому изменили, или тот, с кем изменили. Результат один и тот же. И что же теперь делать этому третьему?

Но есть еще один интересный момент в учении апостола Павла: если неверующий пожелает развестись, то верующий свободен. Свободен для чего? Для создания новой семьи! Но подождите, а разве нет вероятности того, что завтра этот неверующий опомнится и станет верующим? Что тогда? Примиряться, разрывая вновь созданную семью?

Я задал много вопросов, на которые не предложил ответа только для того, чтобы показать: исполнение БУКВЫ ЗАКОНА в отношении развода и второго брака неизбежно приведет человека в тупик. А если сюда добавить слова Христа о том, что разводящийся подает повод к прелюбодеянию невиновной стороне, и расширить это понятие до того, что повод к прелюбодеянию можно подать и без развода, просто не выполняя другой заповеди, записанной апостолом Павлом в 1Кор 7:5? При этом я еще не говорил о других семейных проблемах, которые также отражены в Библии, например, о насилии (1Кор 7:23).

Однако, рассуждая так мы можем вернуться к Моисеевому постановлению о разводе по любому случаю, потому что жестокосердие людей вовсе не уменьшилось с тех пор, а только возросло многократно! Потому нам следует установить определенные рамки, намеченные Библией:

После развода по причине прелюбодеяния невиновная сторона свободна создать новую семью, не в ущерб другим существующим семьям. После того, как невиновная сторона создала свою семью, виновная сторона также может создать новую семью, потому что возможность примирения исчезла. Это все - исключения из правил. Но эти исключения даны по принципу: лучше вступить в брак, нежели бороться с искушением (1Кор 7:9; 1Тим 5:14). Именно это является наилучшим ответом для Вашей ситуации.

Благословений!

Василий Юнак

0
Похожие вопросы
Отвечает
Василий Юнак
Будут ли считаться блудом секуальные отношения с девушкой, с которой я долгое время встречаюсь?

Здраствуйте! Мой вопрос возможно не слишком важен и лишний раз займет Ваше время, но все таки я хотел бы узнать Ваше мнение. Я относительно недавно начал изучать Библию и пытаться постигнуть учение Господа. После долгих размышлений я решил покаяться во всех своих грехах и стать на путь христианства, но грех блуда меня очень беспокоит.

Мне еще только 16 лет и я не еще не осквернил себя этим грехом. Я понимаю что не могу грешить в надежде что мне потом все простят. Но мне трудно отказаться от этого по многим причинам - по причинам телесным и по причинам того что мне трудно стать не как все, точнее не как большинство. Мне и самому не нужен секс без чувств, без какой либо эмоциональной мотивации. Но будет ли считаться блудом сексуальные отношения с девушкой с которой я долгое время встречаюсь, которую люблю, но не уверен что она в будущем станет мне женой? Может ли она считаться, как говорит апостол в своем послании, со мной одной плотью, то есть женой в глазах Господа? Смягчает ли это грех, ведь это уже не те самые случайные половые связи? Спасибо.

Спрашивает
Александр
Приветствую, Брат Александр! Ты сейчас в том возрасте, когда многие думают, что знают больше своих родителей и учителей. Это естественно для такого возраста - мы все прошли через это. И в будущем и ты сможешь говорить другим подросткам и юношам, но они не пожелают прислушиваться. Тем не менее, мне ... Читать далее
2
Секс, эротика и интимоколо 1 месяца назад
Отвечает
Василий Юнак
Мы женаты 30 лет, но уже не живем интимной жизнью - меня отталкивает проблема онанизма мужа...

Здравствуйте, у меня очень непростая ситуация, и очень нужен совет. Мы с мужем женаты уже почти 30 лет. но в последнее время мы совсем не живем интимной жизнью. Это моя вина, я не хочу и не могу себя заставить. Дело в том, что у моего мужа проблемы с онанизмом, а меня это отталкивает. Он не хочет прекратить, хотя и знает, что это грех. Посоветуйте пожалуйста как мне быть?

Спрашивает
Рита
Приветствую Вас, Сестра Рита! То, что Вы описываете - замкнутый круг, который под силу разорвать только Вам! Вы не задумывались о причинах онанизма Вашего мужа? Я уверен, что причина этого в том, что он не получал от Вас того, на что имел право, не так ли? Насчет того, что Вы не можете себя застави... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Полгода назад я встретил девушку, вдвоем пришли ко Христу, на весну запланировали свадьбу. Пару месяцев назад узнал что, моя возлюбленная изменила пол, т.е. была мужчиной, стала женщиной...

Она покаялась за эту операцию пред Богом, однако меня интересует вопрос: грех ли мне с ней жить? И что делать ей - оставаться евнухом всю жизнь. Благодарю Вас, помогите мне пожалуйста.

Спрашивает
Сергей
Мир вам, Сергей! Вопрос - какова была причина операции? Ей просто "не нравилось" быть мужчиной или были были другие физиологические причины? Если была физиологическая неполноценность, которую можно было решить лишь операцией, то никакой проблемы нет. Пока на земле есть грех и болезни, то нужно их л... Читать далее
2
Отвечает
Максим Балаклицкий
Уважаемая Ольга! Ни в коем случае!!! А если серьезно, то прошу принять во внимание два момента: Библия говорит: "Не прелюбодействуй" (Исх. 20:14). Поцелуй не является ДЕЙСТВИЕМ, нарушающим эту заповедь. Какие поцелуи имеются в виду? С кем еще, кроме своего парня, Вы целуетесь в губы, да еще он ... Читать далее
1
Отвечает
Максим Балаклицкий
Как относиться к гомосексуалистам и гей-парадам?

Господь хочет чтобы мы жили в любви, понимании к друг другу. Но это не означает что мы должны быть пофигистами, и если геи устраивают парад, то мы должны сказать: "А ну это нормально, мы ж все люди". Ничё тут нету нормального, только человеческая глупость и потакание своим прихотям. Я не говорю, что мы должны брать дубины и идти бить этих людей, но и моральными дегенератами быть не стоит, а направлять этих людей Словом Божьим в правильном направлении. Меня никто не понимает, сразу кричат что я гомофоб.

Спрашивает
Михаил
Приветствую Михаил! Непростой вопрос, потому что он связан с одним из главных парадоксов Библии: Бог любит грешника, но ненавидит (его) грех. Крайне сложно выдерживать этот баланс. Как правило, люди либо, как Вы говорите, берут дубины и идут лупить тех, чье поведение осуждают, либо пропитываются ... Читать далее
1
Здравствуйте, Андрей! В Библии нет конкретных позволений или запрещений в области интимных взаимоотношений в между мужем и женой (Евр.13:4). Подобные вопросы обычно связаны с анальным и оральным сексом. И здесь вы услышите столько мнений, сколько опросите людей. Мой ответ будет субъективным. Навя... Читать далее
1
Уважаемая Елена! В Библии такого запрета нет, это традиционное толкование текста, записанного в Послании апостола Павла: Приводя этот текст, многие священники опускают следующий текст, в котором Павел пишет: ... Читать далее
1
Здравствуйте Леонид! С медицинской точки зрения вибраторы не полезны для здоровья, так как влияют на местный кровоток и периферическую нервную систему. А во-вторых, и с этической точки зрения это разрушает само таинство, превращая его в какой-то механический процесс. К которому легко прийти, но ... Читать далее
1
Отвечает
Сергей Телемонов
Является ли грехом заниматься сексом в субботу?

Все по разному говорят.

Спрашивает
Роман
В Библии есть четкие указания по разным вопросам. Даже о наименее ожидаемых. Но еще больше вопросов не освещено в Библии, и, как я уже ранее говорил, нужно искать ПРИНЦИП, который может регулировать этот вопрос. 📖 Есть несколько стихов:Павел не прибавляет "и в субботу". И здесь одно из двух, или они и так этого не делали, или это все же разрешено. 🤷🏻‍♂️ Другой текст о субботе:... Читать далее
4
Отвечает
Сергей Телемонов
Считается ли человек, занимавшийся мастурбацией, целомудренным?

Человек, занимавшийся мастурбацией наедине, считается не целомудренным? Или только если занимался интимом с другим человеком?

Спрашивает
Олег
Разберемся сначала с терминологией. Вот как объясняет Википедия 👇 🗣️ «Девственность — состояние женского и мужского организмов до первого сексуального контакта. Термин «девственный» употребляется в отношении людей, не имевших сексуального опыта. Традиционно целомудренными называют людей, не практ... Читать далее
1