Отвечает
Александра Ланц
Почему встреча Иисуса с братьями Андреем и Петром описана по-разному в разных Евангелиях?

Почему в Ин.1:35-42 написан один вариант, а Матф.4:18-20 встреча описана иначе?

Спрашивает
Екатерина

Мир вам, Екатерина!

Евангельские повествования о призвании учеников открывают нам много важных истин. Одна из них такова: признать Иисуса Спасителем - это только начало пути спасения, продолжение же в том, чтобы пойти за Ним, как за Господином, Которому позволено распоряжаться вашей жизнью. Как правило между первым и вторым всегда проходит некоторое время.

Библия не рассказывает нам все до мельчайших подробностей, поэтому исследователи Библии, сталкиваясь, например, с Матф.4:18-19 и Марк.1:16-17 удивляются тому, как действует Иисус. Ведь если знать только эти отрывки, кажется, что у Андрея и Симона, как впрочем, у Иоанна и Иакова не было никакого выбора, как только подчиниться голосу Иисуса. Вот, мол, они его видеть не видели, знать не знали, но Он подошел к ним, и все эти люди тут же все бросили и стали Его последователями. Только скурпулезное изучение произошедших событий по всем четырем Евангелиям открывает нам совсем другую картину. Давайте попробуем увидеть ее?

Евангелие от Иоанна не рассказывает нам ни о крещении Иисуса, ни о Его испытании в пустыне, но сразу переходит к повествованию о том, как некоторые ученики Крестителя стали переходить к Иисусу.  Так вот родные братья Андрей и Симон, а так же родные братья Иоанн и Иаков были среди учеников Крестителя. Они несколько раз слышали от Крестителя свидетельство о том, что Иисус, пришедший их Назарета, и есть Спаситель, которого ожидали иудеи. Поэтому однажды Андрей и Иоанн решились поговорить с Иисусом. Они буквально увязались за Ним. Результатом было то, что каждый позвал к этому общению своего родного брата.  И все они вчетвером признали в Иисусе обещанного Спасителя. Но из уст Иисуса еще не прозвучал призыв к тому, чтобы оставить все и пойти за Ним. Хотя уже тогда в первую же встречу с Симоном Иисус сказал, что его начнут называть Петром.

Давайте прочитаем обо всем об этом в Евангелии:

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня».
...
35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: «учитель», — где живешь?
39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос».
42и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр).
Ин. 1:29-30,35-42

Складывая картину произошедшего из деталей всех четырех Евангелий, мы видим, что через какой-то небольшой отрезок времени Иисус совершил чудо на свадьбе в Канне Галилейской.  Братья Андрей и Симон, Иаонн и Иаков, наверняка, тоже видели это чудо, но Иисус все еще не призывал их оставить всё и последовать за Ним.

Призыв к этим четверым прозвучал только после нескольких публичных проповедей и исцелений, которые совершил Иисус, после исцеления тещи Петра и чуда, совершенного для рыбаков. Благодаря всему этому Петр начал понимать, КЕМ именно был Иисус, и смог откликнуться на Его призыв  так, что оставил другим и самый богатый улов, который когда-либо был в его жизни, и сети, и лодку... Об этом читаем у Луки в главах 4 и 5. И вот при каких обстоятельствах прозвучал тот самых призыв Иисуса:

1Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
Лк. 5:1-11

Судя по тому, как складывались события, Иисус дал этим четверым достаточно времени и удостоверений о Себе Самом, прежде чем призвал их не просто веровать в то, что Он - Спаситель мира, но и следовать за Ним, оставив всё.

Евангелисты же Матфей и Марк кратко говорят не о моменте уверования тех четверых, как это рассказал евангелист Иоанн, а о том, что спустя некоторое время, они приняли призыв Иисуса стать такими, как Он. Они тогда уже были знакомы и проводили время в общении с Ним, но все еще продолжали вести обычный свой образ жизни.

17С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы;
19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним.
21 Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их.
22И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним.
Мф. 4:17-22
16Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.
17И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.
18И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
19И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети;
20и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
Мк. 1:16-20

Эти Евангелия дополняют картину деталью о том, что первыми откликнулись на призыв Иисуса Андрей и Симон, а немного позже Иаков и Иоанн.

С уважением,

Саша

1
Похожие вопросы
Трудные тексты29 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты29 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Трудные тексты30 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Трудные тексты30 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Трудные тексты30 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Трудные текстыоколо 1 месяца назад
Отвечает
Александр Дулгер
Мир Вам, брат Тофик! Вот интересующий нас отрывок:Два этих сна предсказывали жизнь и положение Иосифа в Египте, в качестве наместника фараона, когда его семья пришли в Египет под его опеку и покровительство. Вы верно заметили в своем письме, что мать Иосифа, Рахиль (Быт.30:22-24), к моменту входа семьи Иакова в Египет, была уже мертва (Быт. 35:19)... Читать далее
1