Трудные тексты4 сентября 2023
Отвечает
Василий Юнак
С какого времени Исав жил на Сеире?

Меня данный вопрос волнует потому, что наблюдается явное противоречие. В Быт.32:3 и Быт.33:16 прямо сказано, что Исав, на момент ухода Иакова из Харана, УЖЕ жил на горе Сеир! Но, Быт.36:6-8 говорит, что Исав жил в земле ханаанской и до и после возвращения Иакова, а переселился в Сеир из-за нехватки места. А это противоречие. Или нет?!

Спрашивает
Михаил

Приветствую Вас, Брат Михаил!

Я не вижу в этих текстах никакого противоречия. Более того, мне кажется, что Вы просто не внимательно читаете Писание. Давайте сделаем это вместе и разберемся в деталях:

Эти тексты говорят о том, что Исав жил в Сеире к моменту возвращения Иакова от Лавана.

6И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел в другую землю от лица Иакова, брата своего,
7ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их.
8И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.
Быт. 36:6-8

О чем нам говорит этот текст? Во-первых, стоит обратить внимание на то, что эта 36-я глава, хотя и находится в Библии после 32-й и 33-й, но она хронологически возвращается назад во времени и начинает описывать всю жизнь Исава, начиная с его родословия. Потому ее следует рассматривать не в порядке ее размещения в Библии, а в контексте ее содержания. Потому мы не можем сказать с точностью, о каком времени здесь идет речь. Но давайте проанализируем его:

На первый взгляд, Исав уходит в землю Сеир тогда, когда он с Иаковом уже не помещается в одном месте. И нам кажется, что это происходит тогда, когда Иаков возвращается от Лавана со своим новым имуществом. Однако об Исаве сказано, что он взял с собой "всё имение свое, которое приобрел в земле Ханаанской". Это ключевые слова. Почему? Нам нужно вспомнить благословения Иакова и Исава их отцом Исааком.

Я здесь не буду цитировать всю 27-ю главу Бытия. Но внимательно прочтите ее, особенно стихи 37-40, и Вы увидите, что Иаков получил благословение первородства, включавшее в себя двойную часть наследства отца, а Исаву оставлено благословение:

39И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;
40и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.
Быт. 27:39-40

Мне это говорит о том, что на благословение Исаака повлиял тот факт, что Иаков был скотоводом, а Исав - охотником (Быт. 25:27). Потому Иаков получил все или почти все стада Исаака в наследство, а Исаву было дано лишь то, что он получит от возделывания земли, от дикой охоты и от меча. Потому Исав уже сам приобретал свои стада в Ханаане. Да, Иаков ушел к Лавану, но всё или почти всё имение Исаака принадлежало теперь Иакову. И даже если он отсутствовал, Исав не мог претендовать на это имение Иакова, а потому вынужден был оставить шатер своего Отца и поселиться в другой земле, в Сеире. Это произошло в то время, когда Иаков жил 20 лет у Лавана.

Итак, никакого противоречия в Библии нет, ни здесь, ни в других местах. Просто нам следует внимательно читать и ближайший контекст, и все другие тексты, связанные с исследуемой темой.

Благословений!

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Трудные тексты23 дня назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты23 дня назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Трудные тексты24 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Трудные тексты24 дня назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Трудные тексты24 дня назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Трудные тексты25 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Объясните, пожалуйста, десятую заповедь.

Что это значит? Ни раба его, ни рабыни его? Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его ничего, что у ближнего твоего.  Объясните, пожалуйста, как это так?

Спрашивает
Артём
Здравствовать вам в Истине Божией, Артём! Вы спрашиваете о десятой заповеди Закона, который Сам Бог Собственным перстом записал на каменных скрижалях (Исх.31:18). Эта заповедь бьёт в корень всех грехов. Если этот горький корень будет удалён из человека, то человек перестанет грешить. Почему человек может пожелать иметь такой же дом, как у его соседа? Или такую же жену, как у кого-то, или даже саму эту жену и тот самый дом? Почему человек может возгореться ж... Читать далее
1