Отвечает: Максим Балаклицкий
Зардак (zardak7@???.ru) пишет: «Здравствуйте, Алексей! Читая Тору, убеждаюсь, что произнося некоторые устоявшиеся фразы или выдержки из этой Книги, люди очень часто не знают вообще смысла тех отрывков, которые легли в их основу. Например, эпизод с вавилонской башней. Я еще с раннего детства помню рассказы, что, мол, люди хотели построить такую башню, чтобы достать до Бога. Но в самой Библии сказано "они хотели сделать себе имя". Скажите, пожалуйста, как вы интерпретируете мне эту фразу, и как вы считаете, за что, собственно, Бог их наказал? Дело тут в гордыне или в чём? Кстати заметим, что обычно, наказывая кого-то, Бог как-то сообщает провинившемуся, за что наказывает, или до наказания, или во время, или после, или, по крайней мере, - об этом упомянуто в тексте для читающего. И ещё, если можно, спрошу вас о вашем личном понимании фразы "дружба с миром", (которая ведет ко вражде с Богом).»Зардак!
Развращенное человечество гибнет в водах потопа.
Бог возобновляет Свой завет с Ноем и обещает от его семени заново ЗАСЕЛИТЬ И НАПОЛНИТЬ всю землю (Быт. 9:19).
Его первыми словами к Ною и его сыновьям после потопа были: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (9:1).
При этом Он обещает НИКОГДА не истреблять человество водами потопа (9:9-17).
Вроде правила ясны: начинаем жизнь с чистого листа. Потопа бояться не надо. Цель - заселить ВСЮ землю.
Но что делают после смерти Ноя его потомки?
11:2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и ПОСЕЛИЛИСЬ там.
Они не рассеиваются на земле, селятся локально - на равнине (сравнительно низком месте).
11:4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
Сплошной абсурд:
- им обещают безопасность от потопа, а они от страха селятся в низине;
- хотят в низине строить ВЫСОКУЮ башню, хотя воды потопа покрыли и тогдашние горы (7:19-20);
- повторяют поступок первого градостроителя Каина (4:15-17), хотя им ничто не угрожает;
- перспективу наполнить всю землю и владычествовать над ней считают аналогом Каинова изгнания;
- чтобы не допустить своего рассеяния на земле, прячутся за стенами этой тюрьмы - яркой метафоры преисподней ("Двери ада закрыты изнутри", - пишет Клайв Льюис).
И в этой бредовом потоке сознания возникает загадочная фраза о делании имени, связанном с их судьбой.
Несколько замечаний:
- человеческое имя в книге Бытие нарекают или дают (человек человеку), место - называют, а Божье имя призывают (в молитве);
- Бог дает имя в Бытии всего два раза ВМЕСТО прежних (человеческих) имен: Аврам назван Авраамом, Иаков - Израилем. Все остальные имена вслед за Адамом дают родители или хозяева;
- место этой "стройки века" таки было наречено (11:9). Не Богом, а людьми: "Вавилон" - смешение, беспорядок, смятение, поражение. Т.е. попытка построить что-то лучшее, чем придумал Бог, обречена;
- они решили прославиться этой стройкой, войти в историю. Т.е., как и у Каина, возникает желание перед лицом неминуемой смерти сотворить что-то эдакое, прославиться хоть каким-то жестом, хорошим или плохим.
В этом контексте "сотворить (себе) имя" значит стать самодостаточными, быть родителями / творцами самих себя, играть роль в написанной ими же пьесе;
- Синодальный перевод толкует так, что они спешили закончить стройку, потому что понимали неизбежность расселения. Более точные переводы (см. английский, украинский) показывают противоположную мысль: они рассчитывали, что башня станет центром земли, столицей их безбожного царства, и им не придется рассеиваться;
- таки рассеяв этих безымянных каменщиков, Бог призывает Аврама и обещает ему: "возвеличу имя твое" (12:2).
Так что у нас есть выбор: создавать себе имидж, имя, заниматься пиаром и саморекламой, чтобы исчезнуть навеки, или же примкнуть к завету Авраама - вере во Христа (Рим. 4, Гал. 3), и быть вечно с Богом.
А если Он называет кого-то, то это навсегда (Ис.40:26).
С уважением,
Максим
В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.
Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!
Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.
Что это значит? Ни раба его, ни рабыни его? Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его ничего, что у ближнего твоего. Объясните, пожалуйста, как это так?