Трудные тексты26 августа 2007
Отвечает
Максим Балаклицкий

Отвечает: Максим Балаклицкий

Зардак (zardak7@???.ru) пишет: «Здравствуйте, Алексей! Читая Тору, убеждаюсь, что произнося некоторые устоявшиеся фразы или выдержки из этой Книги, люди очень часто не знают вообще смысла тех отрывков, которые легли в их основу. Например, эпизод с вавилонской башней. Я еще с раннего детства помню рассказы, что, мол, люди хотели построить такую башню, чтобы достать до Бога. Но в самой Библии сказано "они хотели сделать себе имя". Скажите, пожалуйста, как вы интерпретируете мне эту фразу, и как вы считаете, за что, собственно, Бог их наказал? Дело тут в гордыне или в чём? Кстати заметим, что обычно, наказывая кого-то, Бог как-то сообщает провинившемуся, за что наказывает, или до наказания, или во время, или после, или, по крайней мере, - об этом упомянуто в тексте для читающего. И ещё, если можно, спрошу вас о вашем личном понимании фразы "дружба с миром", (которая ведет ко вражде с Богом).»
Зардак!

Развращенное человечество гибнет в водах потопа.

Бог возобновляет Свой завет с Ноем и обещает от его семени заново ЗАСЕЛИТЬ И НАПОЛНИТЬ всю землю (Быт. 9:19).

Его первыми словами к Ною и его сыновьям после потопа были: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (9:1).

При этом Он обещает НИКОГДА не истреблять человество водами потопа (9:9-17).

Вроде правила ясны: начинаем жизнь с чистого листа. Потопа бояться не надо. Цель - заселить ВСЮ землю.

Но что делают после смерти Ноя его потомки?

11:2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и ПОСЕЛИЛИСЬ там.

Они не рассеиваются на земле, селятся локально - на равнине (сравнительно низком месте).

11:4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

Сплошной абсурд:

- им обещают безопасность от потопа, а они от страха селятся в низине;

- хотят в низине строить ВЫСОКУЮ башню, хотя воды потопа покрыли и тогдашние горы (7:19-20);

- повторяют поступок первого градостроителя Каина (4:15-17), хотя им ничто не угрожает;

- перспективу наполнить всю землю и владычествовать над ней считают аналогом Каинова изгнания;

- чтобы не допустить своего рассеяния на земле, прячутся за стенами этой тюрьмы - яркой метафоры преисподней ("Двери ада закрыты изнутри", - пишет Клайв Льюис).

И в этой бредовом потоке сознания возникает загадочная фраза о делании имени, связанном с их судьбой.

Несколько замечаний:

- человеческое имя в книге Бытие нарекают или дают (человек человеку), место - называют, а Божье имя призывают (в молитве);

- Бог дает имя в Бытии всего два раза ВМЕСТО прежних (человеческих) имен: Аврам назван Авраамом, Иаков - Израилем. Все остальные имена вслед за Адамом дают родители или хозяева;

- место этой "стройки века" таки было наречено (11:9). Не Богом, а людьми: "Вавилон" - смешение, беспорядок, смятение, поражение. Т.е. попытка построить что-то лучшее, чем придумал Бог, обречена;

- они решили прославиться этой стройкой, войти в историю. Т.е., как и у Каина, возникает желание перед лицом неминуемой смерти сотворить что-то эдакое, прославиться хоть каким-то жестом, хорошим или плохим.

В этом контексте "сотворить (себе) имя" значит стать самодостаточными, быть родителями / творцами самих себя, играть роль в написанной ими же пьесе;

- Синодальный перевод толкует так, что они спешили закончить стройку, потому что понимали неизбежность расселения. Более точные переводы (см. английский, украинский) показывают противоположную мысль: они рассчитывали, что башня станет центром земли, столицей их безбожного царства, и им не придется рассеиваться;

- таки рассеяв этих безымянных каменщиков, Бог призывает Аврама и обещает ему: "возвеличу имя твое" (12:2).

Так что у нас есть выбор: создавать себе имидж, имя, заниматься пиаром и саморекламой, чтобы исчезнуть навеки, или же примкнуть к завету Авраама - вере во Христа (Рим. 4, Гал. 3), и быть вечно с Богом.

А если Он называет кого-то, то это навсегда (Ис.40:26).

С уважением,
Максим
0
Похожие вопросы
Трудные тексты25 дней назад
Отвечает
Александр Серков
Светлана, можно я отвечу Вам по-русски?  Ясно, что здесь Иисус не имеет в виду крещение, принятое из рук Иоанна в описываемое время уже более чем три года назад, здесь не идет речь и о крещении Духом, тем более - огнем, но скорее "крещение" в лице Его смерти. Слово "креститься", если употребляется,... Читать далее
1
Трудные тексты25 дней назад
Отвечает
Василий Юнак
Приветствую Вас, Брат Сергей!А вам не показалось странным, что при этом написано о всех сорока годах странствования по пустыне и о приходе к границам Ханаана? А ведь о том, что Израиль будет странствовать сорок лет в наказание за свое неверие, будет сказано гораздо позже! Все очень просто: Моисей написал не только книгу Исход,... Читать далее
2
Трудные тексты26 дней назад
Отвечает
Максим Балаклицкий
Жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна?

В притче о богаче и Лазаре сказано что праведники идут в жизнь вечную, а грешники в муку вечную. Объяснение которое я прочитал тут меня не удовлетворило. Если ему следовать, то жизнь вечная тоже имеет свой конец, если мука вечная временна. Объясните этот парадокс, ведь и там и там употреблено одно и то же слово вечность.

Спрашивает
Николай
Уважаемый Николай! Как я пытался показать в этом ответе, в библейском языке понятие "вечный" близко понятию "неизменный", "происходящий при прочих равных условиях". Вечная участь как праведных, так и грешных будет окончательной, не подлежащей изменению, и в этом смысле вечной. Для любящего Бога раз... Читать далее
1
Мир Вам, сестра Нина! "Обнаженное дерево" - точное значение использованных в оригинале слов неизвестно. Возможно здесь используется игра слов. Есть различные варианты перевода. Вот иудейский перевод: "Бегите, спасайте жизнь свою, и станете подобны можжевельнику в пустыне." (Танах Иудейский, перево... Читать далее
1
Приветствую Миша! Ветхий завет, несмотря на все старания христианских богословов это ему приписать, не одобряет мести. Так как в древнем Израиле до избрания царя не было силовых органов (представляете себе такое положение в современном обществе? И ничего, жили. Так кто же был цивилизованней?), то... Читать далее
1
Евгений, добрый день. Данный текст необходимо для понимания не отрывать от предыдущего: Аналогичное высказывание по смыслу апостол Павел применяет:В этих текстах говорится о том, что богохульников (блудника) Павел исключил из церкви. Церковь является Божьей семьей, находящейся под Его постоянной, неусыпной защитой. А человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под терр... Читать далее
1
Мир вам, Александр! Приведу некоторые комментарии по данному тексту: "День Мой" - словом "день" называлось явление Помазанника в последние времена. Евреи верили, что Аврааму еще при жизни было дано видеть будущее, в том числе и Помазанника. Например, место из книги Быт. 12:3 "И благословятся в т... Читать далее
1
Трудные тексты26 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Мы исчезаем от гнева Твоего. Как это понимать христианам в наше время?

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Псалтирь 89:7 Как это место Писания относится к сегодняшним христианам? Законы ведь существуют как физические, так духовные!

Спрашивает
Тамара
Мир вашему сердцу, Тамара! Вы когда-нибудь пробовали переписывать слова Библии? Это очень хороший способ помочь себе проникать в глубь того, что пытается сказать Бог, не просто увидев, но и как бы "прощупав" контекст. Мы ведь понимаем, что опасно вырывать какие-то слова из общего текста. Вы задал... Читать далее
1
Трудные тексты26 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Почему в родословиях перечислены только по 1-4 имени, а Библия говорит, что из Египта вышло 600 тысяч?

Как израильтяне так быстро размножились в Египте? В Исход 6:16 написано что Левий - Кааф - Амрам - Мойсей. Как за 400 лет прошло только 4 поколенья? И еще, потом написано что при выходе израиских мужчин было 600 тыс. Почему так много, если читая родословные мы не видим ни людей, у которых было бы по 10 детей, у большинства 2-4. Не понимаю этого момента.

Спрашивает
Вова
Мир вам, Вова! Библия не преследует цель давать имена всех людей, когда-то родившихся от Авраама, например, или от Адама. Основной принцип родословий, представленных в Библии, - перечислять только первенцев мужского рода от законных (первых) жен. Довольно большую группу исключений составляют те слу... Читать далее
2
Трудные тексты27 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Объясните, пожалуйста, десятую заповедь.

Что это значит? Ни раба его, ни рабыни его? Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его ничего, что у ближнего твоего.  Объясните, пожалуйста, как это так?

Спрашивает
Артём
Здравствовать вам в Истине Божией, Артём! Вы спрашиваете о десятой заповеди Закона, который Сам Бог Собственным перстом записал на каменных скрижалях (Исх.31:18). Эта заповедь бьёт в корень всех грехов. Если этот горький корень будет удалён из человека, то человек перестанет грешить. Почему человек может пожелать иметь такой же дом, как у его соседа? Или такую же жену, как у кого-то, или даже саму эту жену и тот самый дом? Почему человек может возгореться ж... Читать далее
1