Отвечает: Александра Ланц

Галина пишет: человек неожиданно умер: инсульт, авария и пр., он не был верующим. Что можно сказать в утешение родным? Ведь мы говорим, что только Бог может забрать жизнь, это в Его власти, и, значит, это было лучшим выходом для умершего, так Господь решил. А ещё мы утверждаем, что пока человек не сделает окончательный выбор в пользу Бога или в пользу дьявола, он живёт. Значит выбор сделан? Как утешить?

Мир вам, Галина!

С самого начала, когда трагедия только что случилась, как правило, лучше вообще ничего не говорить о Боге(особенно, если приходится утешать  неверующих людей), в это время боль утраты почти полностью закрывает сознание человека и ему совершенно безразлично, что происходит с человеком после смерти. Всё, что нужно делать, - это постоянно находиться рядом, по возможности вовлекать плачущего в организацию похорон, хотя бы просто постоянными попытками посоветоваться, что и как сделать, докладываться о ходе приготовлений, переводить внимание скорбящего на оставшихсяв живых родственников, которые тоже нуждаются в поддержке и т.д. Уговаривать крепиться ради тех, кто жив. Бывает скорбящему становится легче, если начинаешь вместе с ним вспоминать о том, каким человеком был погибший, вспоминать добрые дни, проведённые с ним или когда расспрашиваешь о том, что же собственно произошло. Всё это, конечно, должно делаться, исходя из ситуации. Без слёз и взрывов боли не обойтись, но главное стараться по возможности не оставлять попавшего с такую страшную ситуацию наедине со его (её) мыслями. 

Если же скорбящий так или иначе заводит с вами разговор о том, что же ожидает умершего, то надо выбирать: либо молчать и просить перенести этот разговор на другое время, когда боль утраты немного притупится, либо говорить правду. Но не думаю, что полуправда или ложь ради всеобщего спокойствия будет хороша в глазах Бога (Иов 13: 4-10) (Пс.11:3-4) (Ис.59:13-15).

В такой ситуации лучше предложить человеку вслушаться в ниже приведённые слова Библии и предложить вместе помолиться о том, чтобы Бог помог пережить время скорби:

(Пс.9:10) И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби.

(Пс.36:39) От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби...

(Пс.49:15) призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня.

(Пс.93:19) При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.

(Пс.119:1) К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня...

(Матф.11:28) Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас...

(Пс.146:3-4) Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их; исчисляет количество звезд; всех их называет именами их; Велик Господь наш и велика крепость [Его], и разум Его неизмерим.

(Пс.83:6-7) Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены [к Тебе]. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением...

Или зачитать какие-нибудь из этих наполненных доверием Богу и щемящим описанием страдающего сердца стихов, раскрывая вопрошающему их смысл.

(Пс.101:3-6) Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда воззову к Тебе], скоро услышь меня; ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.

(Пс.114:3-6) Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне:Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

(Ион.2:3-8) и сказал: к Господу воззвал я в скорбимоей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.

(Ис.63:9) Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.

А вот когда настанет такое время, что человек будет способен боле-менее спокойно сесть и послушать вас, помолитесь Господу, чтобы Он дал вам слова мудрые, вразумляющие, чтобы Своею силою наполнил то, о чём вы будете говорить и расскажите потерпевшему утрату о жизни.

Жизнь сама по себе прекрасна, т.е. всякий появившийся на свет человек появился именно для того, чтобы ЖИТЬ, более того – чтобы жить вечно. Помните те прекрасные первые две главы книгиБытия? Рефреном звучат слова: «И увидел Бог, что [это] хорошо» и «благословил».

Всё было создано для радости и жизни, всё было чисто и величественно прекрасно. Вот для такой жизни и был предназначен человек, вот там каждый из нас должен был появиться для существования,  для вечного существования, чтобы вечно возрастать из славы в славу Господа своего, всё более и более отражая Его образ и подобие.

Нам, ограниченным тем, что сейчас имеем, практически невозможно даже начать представлять то, как оно всё было изначально. Библия только слегка приоткрывет нам это. Например, Павел, как-то сказал: "знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает),  что он был восхищен в рай и  слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор.12:3-4). Или этот текст: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Там, где Бог, там «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс.95:6), там настоящая жизнь и истинный свет!

После грехопадения этот мир лишь отдалённо и очень искажённо напоминает нам о том, каким он был изначально. Кстати, зная это, и вглядываясь в красоту сегодняшней земли, мы всё же можем можем замереть от восторга, на мгновение представив, как неописуемо прекрасна была земля до грехопадения! Но теперь на  всём  лежит печать проклятия (Быт.3:16-24)

В этот мир мы приходим исключительно на страдание: усталость, болезни, зарабатываение пропитания, разочарования, стах, неуверенность, напряжение преодоления, навязчивый девиз «выживает сильнейший», несовершенство возможностей и способностей... и смерть (Рим.5:12).

Вчитайтесь в книгу «Екклесиаст», и у вас не останется сомнения в том, что жить в этом мире – далеко не самое лучшее дело человека. А если ещё жить без Бога, то тогда совсем страшно, потому что такой человек, когда на него обрушиваются несчастья и пр, либо ломается, либо ожесточается, но и то, и другое всё больше уводит его (её) от Бога, а значит от Вечности. 

И кажется нам, что живём мы хорошо и добротно, но духовные глаза наши слепые и не видят, что этот мир тёмени страшен, холоден и отвратителен, что здесь нет ничего, что действительно можно было бы любить по-настоящему, потому что на всём лежит печать проклятия (Быт.3:17; Прит.4:19;Ис.9:2; Иоан.12:35).

Более того, Давид вообще говорит о том, что эта тьма находится даже в человеках: 

(2Цар.22:29) Ты, Господи, светильникмой; Господь просвещает тьму мою.

(Пс.17:29) Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.

(Пс.106:10) Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом...

Иисус предупреждал: «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лук.11:35)

И именно поэтому апостол Пётр, зная о том, что весь мир лежит во тьме, и сердце человека склонно принимать тьму, сказал: «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1:19)

Теперь становятся более понятными слова Иисуса: «Не любите мира, ни того, что вмире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:15-17).

Каким бы прекрасным нам ни казался мир, в котором мы живём, он всё равно – не то, что Бог задумал для нас.  Поэтому, как ни странно это звучит, но успокоение человека в смертном сне – это всегда облегчение для успокоившегося. Особенно если дело касается неверующего, не способного, не желающего поверить не только в благость Бога, но и в самое Его существование. Ведь жизнь в этом мире – это мучение, с точки зрения Бога и непадших ангелов, даже если сам человек не соглашается с этим.

Это потом, когда над нашей многострадальной землёй воссияет свет праведности Господа, мы поймём всю благость Божию, успокаивавшего людей внезапной смертью. И тогда, действительно, каждый человек поклонится Ему, Его верным и бесконечно мудрым решениям относительно всякой человеческой жизни. Смотрите, что сказано Откр.13:8

«И поклонятся ему все живущие на земле, которых  имена не написаны в книге жизни у Агнца , закланного от создания мира»
.

Понимаете? Даже те, кто никогда не признавал Его, постоянно бунтовал против Него, всё равно признают Его благость и милость по отношению к ним! 

Поэтому если Бог внезапно забирает неверующего, значит, этот человек, действительно, никогда не покаялся бы, и Бог, по великой милости Своей, прекратил его мучения. Ведь с точки зрения Бога, Который знает о полноте настоящей жизни, мы все здесь не живём, а мучаемся.

Кто может гарантировать, что погибший не заболел бы раком, не стал бы убийцей или алкоголиком, не предал бы жену и детей... сущестуют миллионы возможностей подскользнуться и увеличить тягость проклятия на этой земле. Ведь такие люди не молятся, как Давид: 

«Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;  они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, всоблюдении их великая награда.  Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих]очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогдая буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!»

А если не молятся, не зовут Свет в свою жизнь, то теоретически они способны на любое зло, которое в первую очередь будет мучить их же самих.

Да поможет вам Господь Вседержитель крепко утвердиться в Его правде и воссиять светом Его Истины для других людей!

Саша.
0
Похожие вопросы
Отвечает
Василий Юнак
Могу ли я поминать маму рыбой, вином для женщин, водкой для мужчини медом во время поста?

Прошу Вас ответить на вопрос- день ухода моей мамы 2 июля совпадает с ПОСТОМ, могу ли я поминать ее хотя бы рыбой, вином для женщин, водкой для мужчин и медом еще не освященным, новым, старый уже трудно купить. Я много раз поминала ее с мясом, а однажды видела сон, что она голодная после помин. В церковь я всегда хожу в этот день и поминаю ее там как положено.

Спрашивает
Анна
Приветствую Вас, Сестра Анна! Поминания умерших - это исключительно человеческая традиция, о которой не сказано в Священном Писании. Библия говорит:В Библии есть много текстов, конкретно говорящих о том, что поминания, практикуемые людьми - не более чем суеверия, потому что мертвые находятся совершенно не в таком состоянии, чтобы знать и видеть, что делают люди в отношении их памяти. Однако сатана использует невежество людей для своей цели, вкл... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Нужно ли отпевать умерших?

Приведите места из Писания, где об этом говорится?

Спрашивает
Сергей
Приветствую Сергей! Я мог бы ответить на этот вопрос другим вопросом: "А где сказано, что их нужно отпевать?". Но пожалуй, я попробую найти те места Писания, которые показывают, что отпевание умерших не нужно. Во-первых, что означает отпевание умерших? "Если умирает крещенный человек, Церковь моли... Читать далее
2
Отвечает
Максим Балаклицкий
Почему вы так уверены в том, что сейчас ада не существует? А Матфея 10:28?

По Слову Божьему, каждый человек имеет тело, душу и дух, которые сосуществуют в нем отдельно друг от друга. После смерти тело умирает, дух же и душа не прекращают своего существования, а просто покидают телесную оболочку.

Спрашивает
Андрей
Приветствую Андрей! По поводу состояния мертвых см. эту категорию. Как это "сосуществуют в нем отдельно друг от друга"? В нём или отдельно? И что значит В нём? Если все эти компоненты отнять у человека, что останется? Человек не имеет тело, он ЕСТЬ тело. Откуда Вы взяли, что тело, душа и дух су... Читать далее
2
Отвечает
Максим Балаклицкий
Уважаемый Денис! Смысла в этом нет. Какой механизм постановки свечи? Это символ (на)поминания перед Богом о молитве на какую-то тему. Если молитва поминальная, то свеча как бы "напоминает" Богу, чтобы Он не забыл о конкретном усопшем. Что здесь не так с точки зрения Библии? Мертвые находя... Читать далее
1
Мир Вам, Виктор. Приведу пример: В печке горят дрова, при этом есть и пламя, и дым и тепло. А где дым, где тепло до тех пор, как дрова разожгли в печке? Как огонь не бывает без дыма, и дым - без огня, так и до зачатия и рождения человека не может быть никакой отдельной от тела субстанции. Дух, душа... Читать далее
1
Отвечает
Александр Серков
Как Вы относитесь к мытарствам души после смерти?

Признаёте ли их или отвергаете? Что написано в Библии?

Спрашивает
Владислав
Мир Вам, Владислав. На Ваш вопрос с тремя подпунктами отвечу Вам весьма лаконично: Как Вы относитесь к мытарствам души после смерти? - Это абсурд, душа без тела как войско без воинов. Признаете ли их или отвергаете? - Отвергаю. Что написано в Библии? - О мытарствах души - ничего! С уважением, ... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир вам, Сергей! Сатаны нет в аду. Он будет вместе с адом уничтожен в конце времени после второго пришествия Христа. Откр. 20 глава:Благословений, Виктор... Читать далее
1
Мир вам, Виктор! Ответ записан в Библии. Прочитайте сами отрывок из книги Откр.19:11-21, Откр.20,21 Откр.22:1-6 стиха. Хронология четко прослеживается, в том числе и время "1000-летнего царства". Есть ли сегодня рай для праведников?Давид, во время описанное книгой Деяния апостолов, назван еще не восшедшим на небеса. Он умер за много веков до прихода Иисуса, но даже к тому времени на небеса не попал. В Небесном Иерусалиме будут только две категории людей - которые или живыми будут взяты при Втором Пришествии Иисуса, или воскре... Читать далее
1
Уважаемый Александр! У меня есть статья на украинском языке, в которой, в частности, я пытаюсь объяснить этот стих. Если читаете по-украински, милости прошу. Если не читаете - ниже примерный перевод статьи на русский? С уважением, Максим Живые мертвые ли, или Главная доктрина Сатаны Библейски... Читать далее
1
Доброго вам времени суток, Максим! После второго пришествия Христа ада больше не будет. Никогда. Вот что было показано Иоанну касательно последних мгновений существования ада:Дорогой Максим, прежде, чем вы зададите следующий вопрос, касательно темы ада, посмотрите, пожалуйста, этот ответ. С уважением, Саша. ... Читать далее
1