Отвечает
Василий Юнак
Бог мертвых и Бог живых.

Сегодня прочитал Вашу рассылку, в которой был задан вопрос: Откуда "приходит" душа при рождении человека и куда она "уходит" после его смерти? Помогите разобраться. А как Вы понимаете:

  • Евангелие от Мф.22:31-32

  • Евангелие от Лук.23:43

Как понимать "Бог живых"? Если посмотреть в Ветхий завет (Исх 3, 6), то (Авраам, Исаак, Иаков) были мертвы к тому моменту когда Бог говорил с Моисеем, а Иисус сказал - "... Бог не есть Бог мертвых, но живых." Ведь у нас есть уже сложившееся представление что значит быть живым - это чувствовать. А люди жившие тогда в определении жизни ни чем от нас не отличались. Значит из выше сказанного следует по словам Иисуса, (а кому как ни Ему лучше знать) что (Авраам, Исаак, Иаков) были живы к моменту когда Бог говорил с Моисеем.

Или выходит, что после смерти человек превращается в прах (т.е. разложившись на простейшие элементы в следствии гниения плоти становится землей или пищей растениям и т.д.) которому Бог естественно не нужен. Но тогда получается противоречие, преступник ныне будет в раю а (Авраам, Исаак, Иаков) превратились в прах. И во втором случае как понимать "...ныне же будешь со Мною в раю." И если сопоставить 1 и 2 то после смерти какая-то субстанция (не важно какая) попадает на небеса, где она находится в живом состоянии.

В общем получилось запутанно, но вроде старался ясно излагать мысли. Вовсе не собираюсь вступать с Вами в теологический спор, да и для веры выше сказанное не имеет особого значения. Но все таки было бы интересно услышать Ваше мнение.

Спрашивает
Николай

Дорогой Брат Николай!

Во первых, хочу напомнить один весьма важный момент, который упускают из виду очень многие читатели Библии. В священном Писании есть множество текстов, так или иначе затрагивающих интересующую нас тему. Но далеко не все эти тексты отвечают на заданный вопрос прямо. Потому, один важный принцип исследования Писаний - собрать воедино все тектсы Священного Писания, говорящие на интересующую нас тему, и из них, как из мозаики, собирать цельную картину. Да, всегда мы сможем находить нечто "неудобовразумительное", как это обозначил апостол Петр (2Пет. 3:16), но это совершенно не значит, что мы не можем знать полноты истины.

Итак, давайте посмотрим на предложенные Вами тексты. Иногда нам нужно читать немного шире, чтобы понять контекст.

23В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его:
24Учитель! Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему»;
25было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26подобно и второй, и третий, даже до седьмого;
27после же всех умерла и жена;
28итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
30ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
31А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:
32«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых.
33И, слыша, народ дивился учению Его.
34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.
Мф. 22:23-34

О чем говорит этот отрывок? Во-первых, мы видим здесь саддукеев, которые не верили в существование воскресения. Саддукеи - это одна из иудейских сект времен Христа, которая в своем учении сильно подпала влиянию греческой философии, и не верила ни в существование воскресения из мертвых, ни в существование ангелов, ни во многие другие библейские доктрины. Саддукеи - это крайне левое, либеральное крыло иудаизма, в противовес фарисеям - крайне правому, консервативному крылу. Во времена Христа саддукеи приобрели большой вес среди иудеев, потому что и первосвященник был из числа саддукеев. Так вот, саддукеи пришли ко Христу с богословской уловкой в вопросе того, во что они сами не верили. Это была просто насмешка, попытка запутать Христа в тех богословских спорах, которые вели между собой фарисеи и саддукеи. Ответ Христа заставил их замолчать. Что же ответил Христос? Ответ Христа состоял из двух частей - из прямого ответа на их вопрос о женитьбе после воскресения, и из ответа на их неверие в воскресение. Нас интересует именно вторая часть ответа Христа.

Почему же саддукеи не верили в воскресение вообще? По двум причинам:

  1. потому, что Ветхозаветное Писание действительно почти ничего не говорит о жизни после смерти,

  2. потому, что они переняли философские воззрения греков, у которых даже боги были смертны.

Аргумент Христа был простой: "как же вы называете Бога Богом Авраама, Исаака и Иакова, которые умерли, если вы не верите, что они воскреснут и будут жить опять?" - то есть, Христос здесь говорит ТОЛЬКО о воскресении, а не о жизни после смерти. Проблема саддукеев - это неверие в воскресение. Именно на это обращает внимание евангелист Матфей в 23-м стихе и на это указывает и последний, 34-й стих в нашем отрывке. А относительно того, что Авраам, Исаак и Иаков ЕЩЕ НЕ ЖИВУТ с Богом после своей смерти, мы можем узнать из Священного Писания, в котором это конкретно указано. Давайте посмотрим на это:

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
...
13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
...
39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Евр. 11:8-10,13-16,39-40

Обратите внимание, что Господь через апостола Павла утверждает об Аврааме, Исааке и Иакове, равно как и о других героях веры, упомянутых в этой главе, что хотя они все и стремились достичь обещанного им города небесного, но они умерли не получив обетования, ЧТОБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС достигли этого города. Что значит "не без нас"? Это значит, что они попадут в небесный город ТОЛЬКО ВМЕСТЕ с нами, живущими в последнее время. В другом месте апостол Павел описывает это так, говоря о том же воскресении:

13Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
18Итак утешайте друг друга сими словами.
1Фес. 4:13-18

Этот текст также четко показывает, что все верные дети Божьи будут воскресены вместе во время второго пришествия Христа в конце земной истории. Никто не будет идти раньше других (за исключением тех троих, которые особо отмечены в Библии - Енох, Моисей, Илия) в царство небесное, но все попадут туда одновременно. Есть и другие тексты в Писании, которые свидетельствуют о том же, но мы не будем здесь перечислять всех их.

Приведу только еще один текст по сути вопроса:

17как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», — пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
Рим. 4:17

Заметьте, что апостол Павел говорит о способности Бога животворить, то есть воскрешать, и потому он связывает это качество Бога с Его действием, при котором Бог называет НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ, то есть в нашем случае Авраама, Исаака и Иакова, как СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, потому что Он планирует животворить, то есть воскресить их в будущем.

43И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
Лк. 23:43

Обратите внимание на пунктуацию, которую я привел в цитировании этого текста. Насколько изменение места запятой меняет смысл! А знающие древнегреческий язык подтвердят, что в то время пунктуации попросту не было, а оригинальный греческий текст позволял поставить запятую как в одном, так и в другом месте. Эта фраза сродни другой, ставшей анекдотичной, когда царь в ответ на аппеляцию о помиловании послал записку: "казнить нельзя помиловать" и над этим ответом долго задумывались: что же он хотел сказать, нельзя казнить или нельзя помиловать? Запятая решает все! Естественно, что и в этом тексте переводчики и редакторы поставили запятую там, где им это казалось более верным, потому что они это делали в тот период, когда вера в бессмертие души была практически повсеместной в христианстве. Но давайте опять рассмотрим контекст Писания и посмотрим, там ли она должна быть?

42И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, —
43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Мк. 15:42-45
44Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
Лк. 23:44-46
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
Ин. 19:31-33

Эти три текста показывают, что Христос на кресте умер в тот же вечер, причем, сознательно зная, что Он умирает сразу же после произнесения этого обещания распятому разбойнику (сравните Лк. 23:43-46). Такая скорая смерть Христа удивила Пилата и воинов, перебивавших голени распятым. Почему? Потому что распятые обычно мучились на кресте по нескольку дней. Это знали все, в том числе и разбойник, и сам Христос.

Итак, мог ли Иисус ИСТИННО ГОВОРИТЬ, что разбойник НЫНЕ ЖЕ, то есть В ТОТ ЖЕ САМЫЙ ДЕНЬ будет с Ним в раю? Нет, конечно же. Ни логика вещей, ни текст Священного Писания этого не подразумевают. И даже традиционные верования христиан расходятся в этом, так как многие полагают, что душа после смерти еще некоторое время якобы ходит где-то поблизости. Правда, эти традиционные верования настолько запутанны, что в них есть гораздо больше противоречий, чем в ясном учении Священного Писания о смертности души и о бессознательном состоянии умерших.

Полагаю, что эти исследования укрепят Вашу уверенность в истинности учения Священного Писания.

С уважением,

Василий Юнак

1
Похожие вопросы
Отвечает
Василий Юнак
Могу ли я поминать маму рыбой, вином для женщин, водкой для мужчини медом во время поста?

Прошу Вас ответить на вопрос- день ухода моей мамы 2 июля совпадает с ПОСТОМ, могу ли я поминать ее хотя бы рыбой, вином для женщин, водкой для мужчин и медом еще не освященным, новым, старый уже трудно купить. Я много раз поминала ее с мясом, а однажды видела сон, что она голодная после помин. В церковь я всегда хожу в этот день и поминаю ее там как положено.

Спрашивает
Анна
Приветствую Вас, Сестра Анна! Поминания умерших - это исключительно человеческая традиция, о которой не сказано в Священном Писании. Библия говорит:В Библии есть много текстов, конкретно говорящих о том, что поминания, практикуемые людьми - не более чем суеверия, потому что мертвые находятся совершенно не в таком состоянии, чтобы знать и видеть, что делают люди в отношении их памяти. Однако сатана использует невежество людей для своей цели, вкл... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Нужно ли отпевать умерших?

Приведите места из Писания, где об этом говорится?

Спрашивает
Сергей
Приветствую Сергей! Я мог бы ответить на этот вопрос другим вопросом: "А где сказано, что их нужно отпевать?". Но пожалуй, я попробую найти те места Писания, которые показывают, что отпевание умерших не нужно. Во-первых, что означает отпевание умерших? "Если умирает крещенный человек, Церковь моли... Читать далее
2
Отвечает
Максим Балаклицкий
Почему вы так уверены в том, что сейчас ада не существует? А Матфея 10:28?

По Слову Божьему, каждый человек имеет тело, душу и дух, которые сосуществуют в нем отдельно друг от друга. После смерти тело умирает, дух же и душа не прекращают своего существования, а просто покидают телесную оболочку.

Спрашивает
Андрей
Приветствую Андрей! По поводу состояния мертвых см. эту категорию. Как это "сосуществуют в нем отдельно друг от друга"? В нём или отдельно? И что значит В нём? Если все эти компоненты отнять у человека, что останется? Человек не имеет тело, он ЕСТЬ тело. Откуда Вы взяли, что тело, душа и дух су... Читать далее
2
Отвечает
Максим Балаклицкий
Уважаемый Денис! Смысла в этом нет. Какой механизм постановки свечи? Это символ (на)поминания перед Богом о молитве на какую-то тему. Если молитва поминальная, то свеча как бы "напоминает" Богу, чтобы Он не забыл о конкретном усопшем. Что здесь не так с точки зрения Библии? Мертвые находя... Читать далее
1
Мир Вам, Виктор. Приведу пример: В печке горят дрова, при этом есть и пламя, и дым и тепло. А где дым, где тепло до тех пор, как дрова разожгли в печке? Как огонь не бывает без дыма, и дым - без огня, так и до зачатия и рождения человека не может быть никакой отдельной от тела субстанции. Дух, душа... Читать далее
1
Отвечает
Александр Серков
Как Вы относитесь к мытарствам души после смерти?

Признаёте ли их или отвергаете? Что написано в Библии?

Спрашивает
Владислав
Мир Вам, Владислав. На Ваш вопрос с тремя подпунктами отвечу Вам весьма лаконично: Как Вы относитесь к мытарствам души после смерти? - Это абсурд, душа без тела как войско без воинов. Признаете ли их или отвергаете? - Отвергаю. Что написано в Библии? - О мытарствах души - ничего! С уважением, ... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир вам, Сергей! Сатаны нет в аду. Он будет вместе с адом уничтожен в конце времени после второго пришествия Христа. Откр. 20 глава:Благословений, Виктор... Читать далее
1
Мир вам, Виктор! Ответ записан в Библии. Прочитайте сами отрывок из книги Откр.19:11-21, Откр.20,21 Откр.22:1-6 стиха. Хронология четко прослеживается, в том числе и время "1000-летнего царства". Есть ли сегодня рай для праведников?Давид, во время описанное книгой Деяния апостолов, назван еще не восшедшим на небеса. Он умер за много веков до прихода Иисуса, но даже к тому времени на небеса не попал. В Небесном Иерусалиме будут только две категории людей - которые или живыми будут взяты при Втором Пришествии Иисуса, или воскре... Читать далее
1
Уважаемый Александр! У меня есть статья на украинском языке, в которой, в частности, я пытаюсь объяснить этот стих. Если читаете по-украински, милости прошу. Если не читаете - ниже примерный перевод статьи на русский? С уважением, Максим Живые мертвые ли, или Главная доктрина Сатаны Библейски... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир вам, Света! По вопросу наличия духа и души у животных:Вопрос даже не в том, есть ли душа у животных, но что такое их "душа"? В Библии часто это слово употребляется как эквивалент понятия "ЖИЗНЬ". Посмотрите Быт. 1:21.  Люди же вместо этого обычно представляют некий "бесплотный образ", который продолжает бытие после разрушения органического тела. Далее... Читать далее
2