Отвечает
Василий Юнак
Снова притча о богаче и Лазаре.
Спрашивает
Владимир

Брат Владимир, приветствую!

Вы сами употребили достаточно логики в своих объяснениях, а от меня логики принимать не желаете. Это не совсем справедливо. Да и подборка текстов из Библии, как у меня на сайте - это тоже результат определенного использования логики. Но я думаю, что даже этого списка текстов достаточно для того, чтобы понять истинное учение об аде. И другие публикации на эту тему, выставленные в том же разделе сайта, также достаточно основаны на Библии. Тем не менее, я попробую еще раз пробежаться по поставленным вопросам, и еще раз привести достаточно веские аргументы из Священного Писания, а не просто собственную логику.

Итак, вопросы и утверждения, которые я обнаружил в письме Брата Владимира:

Первый вопрос. Утверждение о буквальности слов из Откр. 14:10,11 "дым мучения горящих в сере и огне будет ВОСХОДИТЬ ВО ВЕКИ ВЕКОВ".

Мы опять возвращаемся к проблеме того, какое понятие вкладывали древние евреи в слова "вечный", "во веки" и т.п., и какое понятие вкладываем мы. Для того, чтобы ощутить разницу, я привожу другой библейский текст:

7Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, —
8так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
Иуд. 1:7-8

Все мы знаем, что Содом уже давно не горит: "и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, ПРЕВРАТИЛ В ПЕПЕЛ, показав пример будущим нечестивцам" (2Пет. 2:6). Неужели так быстро затух ВЕЧНЫЙ огонь? Или нам следует лучше изучить слово "вечный"? И заметьте, эти стихи непосредственно увязаны с тем будущим судом, который описан в Откровении. Вам мало этого примера? Вот еще один:

1Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
...
3и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф.
Мал. 4:1,3

Разве не о последнем суде говорит это пророчество? Где же здесь "вечный дым мучений"? Вы исследуйте в Библии, как слово "вечный" используется, и увидите, что во многих случаях эта "вечность" имеет свой конец, как в том же тексте из Иуды:

6и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
Иуд. 1:6

То есть, "сохраняет закованными НАВЕЧНО до того времени, как наступит СУД". А что после суда? Наступит новая вечность, на сей раз в озере огненном, "в огонь ВЕЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41). А Иезекииль, говоря о падении сатаны и его ангелов, утверждает:

18Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.
Иез. 28:18-19

(историю сатаны читайте Иез. 28:12-17). Как коротка некоторая вечность! И только потому, что помимо вечной жизни Библия говорит и о ВЕЧНОЙ СМЕРТИ.

Второй вопрос. Можно ли сказанное о результатах будущего суда сказать о мертвых уже сейчас?

Вот это очень даже важный вопрос. Говоря о наказании в вечном огне, Библия везде говорит о последнем суде. А какое наказание может быть без суда? У человека, и то не всегда бывает, а у справедливого Бога? Недавно в частной переписке с одним из наших подписчиков я услышал странную идею о том, что во время Ветхого Завета все умершие, даже праведники, отправлялись в ад, а после, в какое-то время после Голгофы, каким-то образом праведники переводились в рай. Этакое подобие учения о чистилище. Откуда все это? Из еврейского учения о "шеоле" - "могиле"? Просто христиане, поверившие непонятно откуда появившемуся учению о моментальном посмертном воздаянии решили что-то создать такое, что хоть как-то не нарушало другие библейские принципы. А что учит Господь на самом деле?

"Иисус говорит ей:

23Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
Ин. 11:23-26

Христос мог бы сказать, что вера Марфы на встречу с Лазарем только "в последний день", то есть в день суда, не правильна. Но вместо этого Христос опять говорит нечто странное относительно "вечности". И ни слова о том, что Лазарь в раю или где еще. Христос просто объяснил состояние Лазаря: "Сказав это, говорит им потом:

11Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
Ин. 11:11-14

Как во сне человек находится без сознания окружающего, так и в могиле или "шеоле".

Зато Апостол Павел объясняет конкретно:

13Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
18Итак утешайте друг друга сими словами.
1Фес. 4:13-18

Павел мог утешить их более просто, сказав, что умершие уже на небе, в раю, с ангелочками, на лоне Авраамовом... но он этого не говорит, а обещает встречу с умершими не раньше, чем прийдет Христос во второй раз!

22Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
1Кор. 15:22-23

Умершие оживут ТОЛЬКО в пришествие Его! И таких текстов в Библии достаточно для того, чтобы показать, что притча о богаче и Лазаре - не есть описание реальности.

Третий вопрос. Зачем вообще в Библии помещены эти термины? Неужели для того, чтоб мы строили различные теории их обьяснения, но никак ни для прямого их понимания?

Хороший вопрос. Во-первых, некоторые термины нам не понятны только потому, что мы живем в другой эпохе и разговариваем на другом языке. И часто недопонимания происходят только потому, что мы не знаем деталей жизни тех людей, которые писали Библию. Простой пример: я читаю переведенную на русский язык американскую книжку, в которой написано, что автомобиль заехал на газовую станцию. И тут же я понимаю, что переводчик никогда не бывал в Америке, и знает, возможно, только британский английский. Потому что газовой станцией в Америке называют бензо-заправку. Какое отношение имеет газ к бензину? Иногда приходится только догадываться (я не преподаю английский, потому не стану вдаваться в эти пояснения, ведь это всего лишь пример). Знаете ли Вы, что значит в древнем Израиле "дом разутого?" (Втор. 25:5-10) или почему в притче о званных на брачный пир, хозяин приглашает всех бедных и хромых прямо с улицы, а затем жестоко осуждает того, кто почему-то оказался не в праздничной одежде? (Мф. 22:8-14) Все это было известно современникам, но заставляет подчас задуматься нас сегодня. Те их понимали прямо, а нам подчас нужны объяснения и теории.

Четвертый вопрос. Притча ли это, или реальная история? Всякую ли притчу начинал Господь с идентификации, что Он говорит именно притчу? И может ли притча начинаться словами, типа: "некоторый человек..."? Лук. 19:11,12 представляет нам идентифицированную притчу, начинающуюся такими же словами: "некоторый человек". А притчу о неверном управителе, которая идет непосредственно перед притчей о богаче и Лазаре, никто еще не пытался назвать реальной историей, хотя она и не названа притчей в Писании (Лк. 16:1-13). А в Луки 12:22-59, Христос не идентифицирует ни один сказанный эпизод, как притчу, но при этом почему-то Петр спрашивает Его, кому Он говорит эту притчу? Так что Вы видите, притча не обязательно должна быть идентифицирована, и история не обязательно должна начинаться словами "некоторый человек".

Но у притчи есть некоторое важное качество: она непременно сказана в определенном контексте, и подчас история взята совершенно из другой области, не связанной с контекстом. Причем, притча призвана преподать какой-то один урок, связанный с контекстом, но вовсе не пытается устанавливать какие-либо стандарты в той области, из которой взята иллюстрация. Поясню это на конкретных примерах. Та же притча о неверном управителе, которую мы упоминали только что, вовсе не призвана учить нас жить неправедно, а только говорит о том, что люди мира сего более прилежны в достижении своих целей, нежели верующие люди в достижении своих целей. Притча о работниках в винограднике (Мф. 20:1-16) не учит нас тому, как выплачивать зарплату работникам, а учит тому, что последние в Царстве Небесном будут первыми, а первые - последними. Притча о плевелах (Мф. 13:24-30) вовсе не учит нас, что нам не следует пропалывать сорняки на наших полях и огородах, а говорит о том, что нам не следует преждевременно судить о том, кто спасется, а кто погибнет. Как вам кажется, какова в таком случае цель притчи о богаче и Лазаре? Рассказать о том, что из себя представляет загробная жизнь? Но ведь в контексте речь идет о богатстве:

14Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Лк. 16:14-15

Евреи считали, что богатому человеку гарантировано спасение, а вот нищий несет наказание за свои грехи. А Господь в этой притче все представил наоборот. Говорил ли Он о загробной жизни? Вряд ли, так как содержание притчи во многом расходится с тем, что Писание говорит о состоянии умерших в других местах. Точно так же, притча о работниках в винограднике представляет не справедливый метод расчета с работниками, если сравнивать это с другими местами Писания. А притча о неверном управителе вообще становится непонятной, если мы попытаемся найти в ней буквальный смысл. Именно потому, что в притче о богаче и Лазаре есть так много буквальных неувязок с остальным Писанием, а из контекста основное назначение притчи очевидно, я могу смело утверждать, что притча о богаче и Лазаре вовсе не говорит о загробной жизни, а только использует этот сюжет в форме басни.

Пятый вопрос. Лазаря отнесли на несуществующее лоно Авраамово, которого тоже в это время не существует?

Вот именно. И это не я говорю, а Священное Писание:

52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: «кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек».
53Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
...
56Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
57На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?
Ин. 8:52-53,56-57

Иудеи явно не верили в то, что Авраам где-то был живым в то время, да и Христос не утверждал этого!

8Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
9Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
11Верою и сама Сарра, (будучи неплодна), получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
...
39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Евр. 11:8-16,39-40

Видите, как апостол Павел конкретно истолковал, почему все!таки Авраам еще не вошел в ту небесную обитель, которую ожидал? Оказывается, он сможет туда попасть только вместе с нами (читайте 1Фес. 4:13-18).

Шестой вопрос. Запутал ли Христос своих современников этой притчей?

Полагаю, что нет, так как ученики обычно всегда переспрашивали то, что не поняли. А истину о состоянии умерших иудеи прекрасно знали, потому что нигде во всем Ветхом Завете не говорится о сущуствующем аде или рае, а только о шеоле, то есть, о простой могиле, в которой нет никакого сознания. А вот мы сегодня запутались, и только потому, что в свое время христиане приняли языческие верования о бессмертии души. Нет, не Христос запутал нас, а все тот же лжец и обманщик, который пытался еще Еве внушить, что когда Бог говорит "умрете", то это не означает "смерть". И ему прекрасно удалось обольстить как Еву, так и многих из нас.

Седьмой вопрос. Смерть еще не самое страшное?

Дело в том, что Библия учит, что есть две смерти. Первую смерть Христос назвал сном, потому что она представляет из себя просто бессознательное небытие. После первой смерти следует воскресение во время пришествия Христа, о чем написано довольно много и конкретно. Затем будет суд, который одним подарит вечную жизнь и бессмертие (только тогда можно получить это бессмертие, но никак не раньше), а другим - осуждение (Рим. 2:5-8), названное второй смертью (Откр. 2:11; 20:6,14; 21:8). Заметьте из Откр. 20:14, что в этой второй смерти (а не вечной жизни в муках) погибнут не только нечестивые, но также и сама смерть, и сам ад!

И вообще, не кажется ли вам странным, что Библия так много говорит о смертности души, о конечности ада, несуществовании мертвых сегодня, а мы упорно ковыряемся в этой одной притче, которая стоит в Библии особняком в этой теме? Некоторые христиане так упорно не желают расстаться со своими языческими предрассудками, что хватаются за такую надломленную соломинку, как притча о богаче и Лазаре. А с бессмертием души к нам приходят такие спиритические верования, на которых рождаются Гарри Поттеры и контакты с умершими... Стоит ли все это таких усилий?

Благословений!

Василий Юнак

2
Похожие вопросы
Отвечает
Василий Юнак
Могу ли я поминать маму рыбой, вином для женщин, водкой для мужчини медом во время поста?

Прошу Вас ответить на вопрос- день ухода моей мамы 2 июля совпадает с ПОСТОМ, могу ли я поминать ее хотя бы рыбой, вином для женщин, водкой для мужчин и медом еще не освященным, новым, старый уже трудно купить. Я много раз поминала ее с мясом, а однажды видела сон, что она голодная после помин. В церковь я всегда хожу в этот день и поминаю ее там как положено.

Спрашивает
Анна
Приветствую Вас, Сестра Анна! Поминания умерших - это исключительно человеческая традиция, о которой не сказано в Священном Писании. Библия говорит:В Библии есть много текстов, конкретно говорящих о том, что поминания, практикуемые людьми - не более чем суеверия, потому что мертвые находятся совершенно не в таком состоянии, чтобы знать и видеть, что делают люди в отношении их памяти. Однако сатана использует невежество людей для своей цели, вкл... Читать далее
1
Отвечает
Василий Юнак
Нужно ли отпевать умерших?

Приведите места из Писания, где об этом говорится?

Спрашивает
Сергей
Приветствую Сергей! Я мог бы ответить на этот вопрос другим вопросом: "А где сказано, что их нужно отпевать?". Но пожалуй, я попробую найти те места Писания, которые показывают, что отпевание умерших не нужно. Во-первых, что означает отпевание умерших? "Если умирает крещенный человек, Церковь моли... Читать далее
2
Отвечает
Максим Балаклицкий
Почему вы так уверены в том, что сейчас ада не существует? А Матфея 10:28?

По Слову Божьему, каждый человек имеет тело, душу и дух, которые сосуществуют в нем отдельно друг от друга. После смерти тело умирает, дух же и душа не прекращают своего существования, а просто покидают телесную оболочку.

Спрашивает
Андрей
Приветствую Андрей! По поводу состояния мертвых см. эту категорию. Как это "сосуществуют в нем отдельно друг от друга"? В нём или отдельно? И что значит В нём? Если все эти компоненты отнять у человека, что останется? Человек не имеет тело, он ЕСТЬ тело. Откуда Вы взяли, что тело, душа и дух су... Читать далее
2
Отвечает
Максим Балаклицкий
Уважаемый Денис! Смысла в этом нет. Какой механизм постановки свечи? Это символ (на)поминания перед Богом о молитве на какую-то тему. Если молитва поминальная, то свеча как бы "напоминает" Богу, чтобы Он не забыл о конкретном усопшем. Что здесь не так с точки зрения Библии? Мертвые находя... Читать далее
1
Мир Вам, Виктор. Приведу пример: В печке горят дрова, при этом есть и пламя, и дым и тепло. А где дым, где тепло до тех пор, как дрова разожгли в печке? Как огонь не бывает без дыма, и дым - без огня, так и до зачатия и рождения человека не может быть никакой отдельной от тела субстанции. Дух, душа... Читать далее
1
Отвечает
Александр Серков
Как Вы относитесь к мытарствам души после смерти?

Признаёте ли их или отвергаете? Что написано в Библии?

Спрашивает
Владислав
Мир Вам, Владислав. На Ваш вопрос с тремя подпунктами отвечу Вам весьма лаконично: Как Вы относитесь к мытарствам души после смерти? - Это абсурд, душа без тела как войско без воинов. Признаете ли их или отвергаете? - Отвергаю. Что написано в Библии? - О мытарствах души - ничего! С уважением, ... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир вам, Сергей! Сатаны нет в аду. Он будет вместе с адом уничтожен в конце времени после второго пришествия Христа. Откр. 20 глава:Благословений, Виктор... Читать далее
1
Мир вам, Виктор! Ответ записан в Библии. Прочитайте сами отрывок из книги Откр.19:11-21, Откр.20,21 Откр.22:1-6 стиха. Хронология четко прослеживается, в том числе и время "1000-летнего царства". Есть ли сегодня рай для праведников?Давид, во время описанное книгой Деяния апостолов, назван еще не восшедшим на небеса. Он умер за много веков до прихода Иисуса, но даже к тому времени на небеса не попал. В Небесном Иерусалиме будут только две категории людей - которые или живыми будут взяты при Втором Пришествии Иисуса, или воскре... Читать далее
1
Уважаемый Александр! У меня есть статья на украинском языке, в которой, в частности, я пытаюсь объяснить этот стих. Если читаете по-украински, милости прошу. Если не читаете - ниже примерный перевод статьи на русский? С уважением, Максим Живые мертвые ли, или Главная доктрина Сатаны Библейски... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Мир вам, Света! По вопросу наличия духа и души у животных:Вопрос даже не в том, есть ли душа у животных, но что такое их "душа"? В Библии часто это слово употребляется как эквивалент понятия "ЖИЗНЬ". Посмотрите Быт. 1:21.  Люди же вместо этого обычно представляют некий "бесплотный образ", который продолжает бытие после разрушения органического тела. Далее... Читать далее
2