Отвечает: Виктор Белоусов

Юрий спрашивает: "Вопрос о предвидении Творца и о времени составления плана спасения. Несколько раз встретил мнения о всеведении Творца, вызывающие настороженность и неуверенность в справедливости Божьих действий. Т.е. Его, на основании таких высказываний, вполне можно обвинить в попустительстве греху и беззаконию. Тексты говорят о том, что Творец знал наперед или предвидел, что человек согрешит. Он это знал еще до сотворения нашего мира.  Христос согласился принести себя в жертву ради погибающих людей. То есть, Бог не только знал о будущем грехопадении, но и выработал план по его преодолению. Заметьте, это очень важно понимать. План по преодолению греха, а не по предотвращению греха. То есть Бог не собирался предотвращать грех. Почему? Потому что Он понимал, что рано или поздно, совершенствуя свое творение, Он создаст такое существо, с такой свободой воли, что оно сможет согрешить - то есть захочет попробовать жить без Бога и по своим законам. В послании к Евреям апостол Павел цитирует слова Иисуса:
 жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Евр.10:5-7)

Здесь явно видно, что решение о сошествии на землю принимал Бог, в этом была ЕГО воля.
Когда же это происходило? Бог, разрешающий очень сложный вопрос, искал подтверждения, что человек ДОСТОИН такой великой жертвы за него. Этот вывод я обосновываю тем, что, согласно Писания, уже долго были, видно, в ходу жертвы и приношения, которые успели обесцениться в глазах Бога. Адам же пока не мог знать об этом. Он мог только верить в обещание Бога не оставить его на погибель, но спасти. Эта вера в обетования Того, Кого Адам ЗНАЛ ЛИЧНО и помогла ему продолжить праведно жить на земле до конца своих дней.
И если эти рассуждения правильны, то тексты Откр. 13:8, 1Петр.1:18-20 и Ефес.1:3-5 говорят о создании ПОСЛЕПОТОПНОГО МИРА ЛЮДЕЙ, как человеческого социума на земле, из которого путем очищения  через победу над искушениями  должен возродиться Божий народ.
 Это, однако, не отрицает существование и общего плана Творца на случай возможного появления греха. Этот план вовсе не обязан был иметь подробные разработки действий. Они планировались Богом,  исходя из складывавшейся в конкретные времена обстановки.
Предвиденье Бога заключается, по-моему, в том, что Он может просчитать ВСЕ возможные варианты действий каждого из созданных Им существ.
 Да, план защиты от вольного или невольного появления греха должен был быть у Бога ДО сотворения Им первых интеллектуальных существ.
Гениальный Творец ПЕРЕД началом творения уже имел план рождения и преображения/развития от А до Я создаваемого Им мира Вселенной.
НО: Потоп никаким образом не мог быть спланирован Богом. Об этом свидетельствует Его эмоциональное состояние, описанное в 6-й главе Бытия. Не думаю, что Он, также, мог ожидать отступление или предательство избранного Им народа ропот в пустыне, НЕраспознание Мессии, , как не предполагал Он и о характере и масштабах восстания Люцифера какой огромной горечью и сожалением пронизаны Его слова к падшему ангелу! и т.д. А все это свидетельствует о том, что процесс спасения мира людей происходит в динамике и план спасения определяет лишь направление Божьих усилий, а организация средств  достижения этой цели зависит от очень многих факторов, включающих, в том числе, и ГОТОВНОСТЬ людей вести духовный образ жизни вместе со своим Творцом. Это ли не пример меняющейся ситуации и принятия соответствующих обстановке решений, а не следование раз и навсегда запланированным действиям? Ваше мнение? Всем Божьих благословений"


Мир Вам, Юрий!

Вопрос греха всегда озадачивал Божьих людей:

2 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?
3 Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор.
4 От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный.
(Авв.1:2-4)

Почему Бог допускает наличие греха, а также почему у Бога "план по преодолению греха, а не по предотвращению греха".

В первую очередь - это вопрос человеческой свободы и ответственности.

Грех - на двевнегреческом языке дословно это "промах" (как при стрельбе из лука в мишень).

Какой смысл в выстреле, если Вы физичисеки не можете не попасть - фактически это будет выстрел внутри трубы - и задача просто натянуть тетитву и отпустить ее. Это уже не стрельба из лука - это просто цех про транспортировке стрел от лучника к мишени.

Когда Бог творил человека - Он мог не давать разум, а дать просто безусловные рефлексы - запрограммировав человека на очень ограниченное поведение. 

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
(Быт.1:26-28)

Но Бог человека делает как похожего на Себя - это удивительно. И в этом сокрыта сила развития человека - мы не рождаемся взрослыми, мы можем развиваться и раскрывать замысел (потенциал) Божий внутри нас.

Потому задавая Богу вопрос о беззаконии, мы можем проникнуться следующими словами пророка Аввакума:

1 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?
(Авв.2:1)

1) Что делаем со своим вопросом? Идем к соседям, читаем книгу, спрашиваем у наставника? Откріваемся к Богу - становясь на стражу, ожидая что Он ответит.

2) Нас интересует Его ответ, а не только чье-то мнение. Его ответ - это откровение, которое приходит к нам в результате определнного процесса. Это не готовое "откровение" пастора или другого священнослужителя, это не вывод из книги - это то, что формируется внутри нас.

Немного поясню. Как происходит логическая цепочка от каких-то вопросов до практического вывода?

Сначала "предмет" суждения - мы собираем информацию из того, что видим вокруг. Мы читаем книги, воспринимаем идеи, приходят разные мысли. Мы читаем библейские тексты, слушаем проповеди и т.д. Мы должны выбрать то, о чем рассуждать. В логических рассуждениях или даже простых беседах часто встречается ошибка (или осмысленная манипуляция) с подменой предмета суждения.

Затем само "суждение" или "суждения" - некие мысли по поводу предмета, в которых что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

После формирования нескольких "суждений" - требуется их критическая "оценка". У каждого суждения есть сильные и слабые стороны, их можно сравнивать между собой. На этом этапе также часто заминка, потому что мы ведь вроде как пришли к каким-то мыслям по тому или иному вопросу. Но эти мысли не могут быть готовым выводом - потому что требуется их проверка. Также важно осмыслять - по каким критериям мы проверяем (просто "нравится-ненравится", "комфортно-дискомфортно" или нечто большее). Как говорит и Писание:

20 [Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
(Ис.8:20)

11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
(Деян.17:11)

Уже после оценки - делается вывод. Лучше бывает признать что фактов для достоверного вывода недостаточно, чем делать вывод - построенный на самообмане. Типичный пример - в публикациях Свидетелей Иеговы строятся "логические цепочки" суждений. Но если мы не пойдем по ним слепо, а начнем их оценивать и критически осмыслять - мы увидим множество ошибок и неточностей. И соответственно, их вывод уже не будет казаться истинным.

Вопрос планирования Богом сотверения людей для нас остается загадкой. Но даже как ограниченные люди (а не беграничный Бог), мы знаем что при планировании можно рассматривать как самый благоприятный вариант (если все пойдет идеально), так и неудачные варианты (что делать, если...). Поскольку Бог творил нас со свободой воли - Он мог просчитать, какие варианты будут, если... Если человечество разватилось и уже не могло сойти с такого пути - Потоп. Если человечество частично кается - Церковь, как "новый ковчег" перед судом нечестивых при Втором Пришествии Христа.

Такой пример, что делать если у человека "болит аппендицит"? План по этому поводу готов у большиснства людей - звонить в Скорую и ехать вырезать аппендицит. Если такой день наступает - эмоции все-равно есть, есть страхи, есть переживания, есть форс-мажор (другие планы отменяются) и т.д.. Потому Бог однозначно не хотел смерти грешников перед временем Ноя, но был готов и к такому варианту в случае их непокаяния.

Еще более жестокий пример. На нашей планете есть ядерное оружие, и оно есть у разных государств. И никто в здравом уме не хочет его использовать, поскольку это ударит по всей планете, а не только по "врагу". Но если кто-то один запустит свои ракеты, то несмотря на все эмоциональное нежелание, последует ответный удар (скорее всего).

11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?
(Иез.33:11)

Благословений Божьих Вам,

Виктор

 

1
Похожие вопросы
Грех и спасение29 дней назад
Отвечает
Михаил Чичин
Отношение к согрешающим.

У меня вопрос к Михаилу Чичину по ответу. Из ответа делаю вывод, что людей, повевшихся на сделку с совестью, необходимо исключать из Церкви и сторониться их, относясь к ним уже, как к безвозвратно павшим людям.

Однако, фразы чтобы они научились не богохульствовать в 1Тим.1:20 и чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа в 1Кор.5:5 показывают переживание Павла за судьбу этих людей. И производимые им действия направлены на спасение ИХ духа и возвращение в среду народа Божьего.

В отличие от этих текстов текст в Рим.1:24 говорит о действительно не ищущих покаяния отступниках, возгордившихся  и упивавшихся своими мудрствованиями. Ваше мнение? Божьих благословений.   

Спрашивает
Юрий
Юрий добрый день. В ответе на вопрос, на который Вы ссылаетесь, я сделал следующий вывод: «человек, который исключается из Божьей семьи, и в то же время продолжает грешить, сам (без посторонней помощи) попадает под террор Сатаны». В практике многих христианских современных церквей – исключение из ... Читать далее
2
Грех и спасение29 дней назад
Отвечает
Александра Ланц
Как понять третью заповедь?

Что значит Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно? Именно Имя? И что значит напрасно? В моём окружении есть очень много людей, от которых за время разговора я могу услышать слово Господи не один раз, то есть это тоже неправильно?

Спрашивает
Иван
Доброго вам времени суток, Иван! Я хочу предостеречь вас от одной из самых главных ошибок, которые могут совершить люди, вставшие на путь поисков Бога.  Совершая эту ошибку, человек однажды обязательно окажется тем, кто осуждает других, но не способен видеть самого себя.  В чём же эта ошибка? В поп... Читать далее
1
Приветствую Дмитрий! Ставить ставки само по себе нейтрально, но вопрос как это делать. Одна ситуация если ставить на заранее известный результат и таким образом обманывать, а другое дело просто ставить в расчете на везение. Но и тут есть момент - или это просто хобби или это игровая зависимость.:Касательно второй части вопроса, можно ответить словами Фрейда, что иногда сигара, это просто сигара. Мало ли что приходит в голову человеку, особенно если голова занята мирской суетой. Читайте Библию, изучайте ее, ищите Царствия Божьего сегодня, сейчас и странные мысли перестанут вас беспокоить. ... Читать далее
1
Грех и спасениеоколо 1 месяца назад
Отвечает
Александра Ланц
Когда я злюсь на какого-то человека, у меня появляется вдохновение... хорошо это или плохо?

Здравствуйте! У меня такой вопрос. Когда я злюсь на какого-то человека, у меня появляется вдохновение: я пишу стихи и могу даже в некоторых случаях рассказ написать. Меня интересует - хорошо это или плохо? Спасибо....

Спрашивает
Борис
Мир вам, Борис! Любой талант, любая способность в человеке - это дар от Бога. Однако, надо быть осторожным в том, какое сердце в человеке. Ведь именно наше сердце окрашивает наши дела (даже самые лучшие) либо в небесный цвет праведности, либо во тьму беззакония. Господь смотрит именно на сердце чел... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Шалом, Михаил! Вот один их самых ярких отрывков относительно заданного вопроса:Не запах паленого мяса приятен Господу, а запах сгорающего греха. Любой из нас больше ли, меньше, но мучается от собственных неправильных действий, от темноты и грязи собственного сердца, а Бог желает даровать каждому человеку освобождение от этого. Как освободиться от чувства вины за то, что сказ... Читать далее
1
Отвечает
Игорь
Как переводится слово грех?
Спрашивает
Максим
Приветствую Максим, Не совсем ясен Ваш вопрос. Вы спрашиваете, что такое грех? Если да, то Библия сама отвечает на этот вопрос:Согласно Википедии, в русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию «ошибка» (ср. «погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом, означающим «промах, погрешность, провинность», а иудеи — словом «хэт» (непреднамеренный грех) — «промах».... Читать далее
1
Отвечает
Александра Ланц
Умалчивать о правде - приравнивается ли это ко лжи?

Мой знакомый говорит, что лучше недоговорить что-то, чем соврать. На мой взгляд, это приравнивается к греху: не лги. Ведь ты вводишь человека в заблуждение и утаиваешь что-то. Плохо ли недоговаривать? 

Спрашивает
Елена
Доброго вам времени суток, Елена! Самое главное правило, которое запечатлено в заповеди Бога: не лжесвидетельствуй. Иными словами: не говори ложь.   Имеется ввиду процесс говорения, произношения. О лживых устах в Библии сказано очень много. Как ни странно, но многим из нас нелегко исполнить даже эт... Читать далее
1
Отвечает
Виктор Белоусов
Ответственен ли Бог за зло?

Если  Бог действительно знал обо всем этом заранее, что первая человеческая пара согрешит, то это означало бы,  что он положил начало греху, когда создавал человека, и тогда Он ответственен за все человеческое зло и страдания. В том числе за войны, несправедливость и горе , так ли это?

Спрашивает
Павел
Мир Вам, Павел! Бог ответственен за то, что дал "свободу" и "выбор". Любая свобода подразумевает как возможность неверного выбора, но также возможность развития и личной ответственности за свой выбор. Если бы Бог заставил человека согрешить - тогда Он бы и отвечал за это. Но Бог дал выбор, человек... Читать далее
2
Отвечает
Александра Ланц
Надо ли каяться во всех грехах во грехах? А если я не помню свои грехи?

Вы пишете, что любой неисповеданный грех может закрыть перед нами дверь спасения".  А если я не помню уже какие грехи за сегодня, а тем более за всю свою жизнь совершал? То надо специально вспоминать? И, кстати, сожалеть обязательно перед Богом вслух? - а можно не конкретизировать грехи, а сказать например – прости, если я где сегодня согрешил? Вы так же пишите: "исповедание перед Богом своих грехов в любой форме необходимо". Какие например бывают формы исповедания?!

Спрашивает
Славик
Мир вам Славик! Речь, безусловно, идёт прежде всего о тех грехах, которые нам известны, как грехи, и о которых мы помним, и  о которых Святой Дух напоминает нам, чтобы подвигнуть нас на исповедание. Именно эти неисповеданные грехи могут закрыть перед нами дверь спасения. Но давайте повнимательнее... Читать далее
2
Отвечает
Александра Ланц
Как понимать слово суд, если по-библейски?

Меня всегда озадачивало учение о вечных мучениях, но, прочитав Ваш сайт, получила облегчение. Только я не понимаю о суде над грешниками после второго пришествия Христа. Для чего он? Ведь они уже осуждены, и участь свою поменять после смерти не могут? А суд предполагает помилование... Помогите пожалуйста, разобраться.

Спрашивает
Инна
Мир вам, Инна! Заранее прошу у вас прошения за то, мы довольно серьезно задержались с ответом на ваш вопрос, и за то, что мой ответ может показаться длинным. Я стараюсь отвечать коротко, но в случае, когда "надо разобраться",  приходится произносить много слов. Пусть милостивый Господин субботнего ... Читать далее
1