Золотое правило в вариациях (из наблюдений В.Ю.) | BibleStudy

Золотое правило в вариациях (из наблюдений В.Ю.)

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12; см Лк 6:31).

Библейский комментарий АСД на этот текст говорит: «По тому, как христиане относятся к своим ближним, судят об истинности их религии».

Люди, не весьма знакомые с христианством, зачастую заявляют: «Да что в нем христианского? Это золотое правило неоднократно повторялось многими мудрецами и религиями задолго до Христа…» Правы ли они? Давайте посмотрим.

Раввин Гиллель: «Что вредно тебе, того не делай другому».

Товит 4:15 — «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому».

Конфуций: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим».

Император Север: «Чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, того не делай никому другому».

Раввин Елиезер: «Пусть честь твоего друга будет тебе так же дорога, как твоя собственная».

Заметьте, какая существенная разница наблюдается между словами Иисуса Христа и высказываниями всех этих мудрецов. Принцип людей сего мира — не делай злого. Принцип христианства — делай добро. Между отрицательным и положительным находится нуль. Между не деланием зла и деланием добра лежит бездействие, равнодушие. А это, в свою очередь, является даже большим злом, чем открытое зло.

Уильям Баркли в своих толкованиях говорит: «Не причинять вреда и ущерба другим людям — это вовсе и не религиозный принцип. Это скорее правовой принцип. Не делать чего-то не так уж и трудно. Всегда можно удержаться от причинения ущерба… Можно соблюсти отрицательную форму, оставаясь в полном бездействии».

Здесь заключается существенная разница между христианством и всеми ложными религиозными системами, а также между истинным христианством и тем, что составляет только форму религии, но отвергает жизненную силу Евангелия.

Отрицательная форма золотого правила основана на человеческом эгоизме: потому что я не хочу страдать, я вынужден делать добро. Чтобы мне было хорошо, я должен сделать хорошо другим. Христианство вывернуло наизнанку эту человеческую мудрость. Вернее, христианство возвратило первозданное лицо этой вывернутой наизнанку божественной мудрости: люби другого так, как ты любишь себя, и не жди ничего взамен.

«Золотое правило выше эгоизма. Это — слава христианства. Это — жизнь Христа в тех, кто следует за Ним и носит Его имя» (БК АСД).


… и кое-что о любви

Некто определил четыре уровня совершенства любви:

  • 1. Я люблю себя ради себя;
    2. я люблю другого ради себя;
    3. я люблю другого ради другого;
    4. я люблю себя ради другого.

Эта классификация на первый взгляд несколько странная, но имеет смысл.

Первый уровень — «младенец». На этом этапе человек эгоистичен, подобен ребенку, который все тянет себе, все считает своим, требует внимание только к себе, и если ему неудобно или неприятно, то он никак с этим не может смириться и всячески обращает внимание других на это обстоятельство, ожидая от них сочувствия и помощи. Эта любовь может вполне соответствовать тому типу любви, который определяется греческим словом «эрос».

Второй уровень — «дитя». Он уже научился любить свою маму и некоторых близких людей, которые любят его. Он даже готов пойти на некоторые жертвы ради того, чтобы тем самым заполучить себе еще большее их расположение, и вместе с тем некоторые другие материальные или нематериальные блага. В любом случае, его любовью к другим движет все тот же эгоизм, хотя он уже не лежит на поверхности, как это было прежде. Это тот вид любви, о котором в свое время говорил Господь: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф 5:47). Эта любовь соответсвует другому виду любви, обозначаемому греческим словом «филео».

Третий уровень — «подросток». Влюбляясь, молодые люди начинают испытывать любовь к другому «просто так», из-за ничего. Они начинают любить другого за то, кем он является, какой он. Им просто приятно любить, дарить добро, проявлять заботу. Такая любовь совершенно не обязательно направлена на особей противоположного пола с целью создания семьи. Эта любовь может распространяться на любого человека, потому что в ее основе лежат не чувства, а принцип. Это божественная любовь, которая, на мой взгляд, наиболее полно определена в следующих словах: «Любовь, это постоянная забота о временном и вечном благополучии другого». На греческом языке такая любовь называется «агапэ».

Но есть еще один уровень любви — «взрослый». Этот вид любви может быть более понятен влюбленным, хотя они только интуитивно поступают так. Но даже далеко не каждый взрослый до конца понимает, что даря себя другому в самопожертвенной любви, следовало бы вычистить свой подарок, отмыть от всякой грязи и пыли, или просто завернуть его в красивую упаковку. Тому, кого мы любим, должно быть приятно общаться с нами. Любя другого, любить себя весьма важно еще и потому, что чем больше мы будем любить себя, тем больше мы будем любить другого. Одна из двух наибольших заповедей Божьих гласит: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12:31). Могу ли я любить ближнего больше чем себя? Иногда, да. Но это уже будет либо рабство, либо идолопоклонство, но и то, и другое Господь осуждает.


Золотое правило показывает, что критерием наших отношений к ближним является наше отношение к себе. Только эти отношения к ближним могут быть основаны на разных уровнях любви. Чем выше уровень любви, на котором мы находимся, тем более качественной будет наша забота о ближних, и тем более возвышеннми станут наши взаимоотношения.