Притча о богаче и Лазаре | BibleStudy

Притча о богаче и Лазаре

Что же, все таки, Христос желал сказать этой притчей?

Василий Юнак

Ад — в таком виде, как он описан в притче о богаче и Лазаре, — ещё не открылся для своего бизнеса, так как согласно Откр. 20,10-15 первыми его посе-тителями будут дьявол и его ангелы, для которых, собственно, он и предназначен.Вернон МакГи, Through the Bible with Vernon McGee, v.4, comments on Luke 16.

Ещё совсем недавно я понимал притчу о богаче и Лазаре так, как её понимают многие — я её не понимал. Вы скажете: «А что в ней непонятного? Здесь в самых ясных словах описывается учение о загробной жизни. Практически, на этой истории основывается всё наше понимание того, что происходит с человеком после смерти… Неужели это так сложно понять?»

Да, я тоже так думал до тех пор, пока однажды не обратил внимание на слова известного евангелиста, радио-проповедника, автора пятитомного комментария Вернона МакГи, которые я привёл в эпиграфе. Нет, Вернон МакГи не принадлежит к тем, которые отрицают существование ада или вечные муки в неугасимом огне, о чём вы можете прочитать в следующих статьях нашего журнала. Именно поэтому я обратил внимание на его слова — он вовсе не заинтересован в изменении вашего взгляда на притчу о богаче и Лазаре. Тем не менее…

Всегда ли Христос подразумевал то, что Он говорил?

Однажды я встретил человека, который стал атеистом только потому, что пытался очень тщательно исполнять повеление Христа относительно сорняков на поле (смотри притчу о плевелах, Матф. 13, 24-30). Он считал, что если Сам Творец рекомендует не убирать сорняки, то Он знает, что говорит.

Кто-то может только посмеяться такому толкованию слов Христа. Но человек потерял спасение из-за того, что упустил из виду главное назначение притчи. Он не понял, что Спаситель говорил вовсе не о сорняках на поле, а о Царстве Небесном, о том, что мы не должны отказывать в спасении кому-либо только потому, что он нам кажется «сорняком».

В Библии мы могли бы найти множество других, не менее красноречивых примеров того, как можно легко упустить из виду основную мысль, остановившись на второстепенной. Но вернёмся к нашей притче о богаче и Лазаре.

О чём НЕ говорит эта притча?

Библия не может противоречить сама себе. Бог не будет в одном месте говорить так, а в другом иначе. И если у нас что-либо не сходится, то причину надо искать только в нас самих. Вернон МакГи подметил одно из «противоречий». В своём толковании он попытался как-то примирить традиционное понимание этой притчи с другими местами Писаний. Но об аде ли эта притча? Скажите, в ад попадает тело или душа? А душа может иметь язык или пальцы? — Поразмыслив, мы должны от чего-то отказаться: либо от нашего понимания ада и души, либо от традиционного толкования данной притчи.

Теперь обратим внимание на рай — на «лоно Авраамово». Не будем спорить, действительно ли праведник покоится на груди Авраама, или только в его обществе. Об этом довольно много спорят богословы. Зададимся только одним вопросом: А где находится Авраам?

«Это что, вопрос для первокласника?» — спросите вы. Не торопитесь! Обратимся лучше к Библии. Однажды Иисус говорил о бессмертии, и тут Иудеи возмутились: «Бес в Тебе, — Авраам умер и пророки умерли, а Ты говоришь — не вкусит смерти…» (Иоан. 8, 51-53). Это место показывает, что во дни Христа люди не верили в то, что Авраам продолжает своё существование после смерти. Но и Иисус не говорит об этом, но в ст. 58 поясняет, как Он мог видеть Авраама — Он ведь существовал при жизни Авраама.

Но если всё же верить, что праведники после смерти отправляются в рай, то конечно же Давид — человек по сердцу Бога (Деян. 13,22) — должен быть там вместе с Авраамом. Что же говорит о нём апостол Пётр? Читаем: «…он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня;.. Ибо Давид не восшёл на небеса…» (Деян. 2,29.34). Не странно ли? Где же находятся Давид и Авраам? Может быть картину прояснит апостол Павел. Он говорит о многих героях веры, упоминая, что Авраам ожидал города, строителем которого является Сам Бог (Евр. 11,10.16). Но тут же он говорит, что все эти праведники ещё «не получили обещанного» (ст. 39-40). И в этой главе ап. Павел объясняет и то, как Авраам, будучи мёртв, увидел день Гоподень (ст. 13), и говорит о том, когда же Авраам, а с ним и Давид и все мы, сможет войти в небесный город (ст. 40; см. 1 Фес. 4, 15-17). Но пока нам важно только одно:

О чем же не говорит эта притча? Она не говорит нам о физическом состоянии мёртвых. Она не говорит нам, куда отправляются умершие во время смерти. Она не говорит нам, где находится Авраам. ОНА ВООБЩЕ НЕ ГОВОРИТ О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ!

О чём же тогда эта притча?

Для того, чтобы не искать другого смысла в этой притче, некоторые богословы пытаются утверждать, что это, на самом деле, реальная история, аргументируя тем, что она начинается словами «Некоторый человек…» Но разве все притчи в Евангелиях начинаются словами «Сказал им также притчу…»? Разве притча о блудном сыне не начинается также, или притча о неверном управителе в этой же главе? Что же касается реального имени Лазаря, то скоро мы увидим значение его.

Отложите, пожалйста, эту статью на момент, возьмите Библию, и давайте ещё раз внимательно прочитаем всю эту притчу. Евангелие от Луки 16, 19-31. Обратите также внимание и на контекст, на обстановку, в которой Иисус рассказал её (ст. 14-15).

Итак, мы видим богатых фарисеев, которые смеются над учением Христа о том, что невозможно одновременно служить Богу и богатству (маммоне). На что Иисус ответил: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (ст. 15). Принимая учение Христа, люди должны освободиться от своих взглядов и учений, полность переоценить свои ценности. Апостол Павел описывал это так: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою» (Фил. 3,7).

Что же это, что «высоко» у людей, но что является мерзостью для Бога? Вспомним богатого юношу, который не пожелал поменять своё богатство на Христа. Иисус тогда сказал слушающим: «Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Луки 18,24). Помните, какой была реакция слушателей (и даже учеников Его, согласно Матф. 19,25)? «Кто же тогда может спастись, если не богатые?» (ст. 26).

Евреи считали, что если человек богат, — то ему открыты все пути в рай. В то же время бедность считалась признаком отвержения Богом. Поэтому им было смешно слышать, когда Христос осуждал богатство. Именно ради этого в Своей притче Христос помещает богача в ад, а бедняка — «на лоно Авраамово». Что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

Но кто же этот нищий? Он, кажется, желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы приходя лизали струпья его (ст. 21). Эти слова сильно напоминают другой случай в жизни Иисуса Христа. Вы не помните? — «…но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Матф. 15,22-28). Не показалось ли вам странным то отношение Иисуса к женщине Хананеянке? А её ответ, в котором нет ни тени обиды, а лишь повторение тех же слов? В чём здесь дело? Язычники для евреев были на положении псов. В действительности, евреи использовали слово «пёс» как синоним слова «язычник». Так кто же наш нищий? — О, он «лижется» с язычниками (помните, Христа обвиняли в том, что Он — друг язычникам?), а может быть и более того — он сам язычник! И он — нищий, язычник — попадает на лоно Авраамово, а многоуважаемый богач — в ад?! Невероятно! Но именно это хотел сказать Иисус! «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Матф. 21,31).

Что же делать? Кто же может спастись? «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (ст. 26). Опять странные слова Христос вложил в речь Авраама. Кто же это, кому хотелось бы перейти из рая в ад? Заметьте, что хотят перейти только в одном направлении, а в обратном — просто не переходят. Говорится ли здесь о переходе из рая в ад или может быть из класса нищих и язычников в класс богатых иудеев? Конечно, богатым нет нужды переходить в низший класс, а для того, чтобы из низшего положения не перешли к ним, ими же была «утверждена великая пропасть.» Закон Моисея предписывал заботу о бедных (вспомните юбилейные годы и запрещение давать деньги в рост, Левит 25,35-41), но это не устраивало гордых и сребролюбивых фарисеев, потому они стали утверждать пропасть разделения между собой и классом нищих и язычников.

Но на этом притча не кончается. Мы находим просьбу богача послать Лазаря к его братьям, чтобы они могли спастись. И хотя из самой притчи мы не видим, чтобы Лазарь воскрес, но… Лазарь был воскрешён, и мы знаем результат — он вполне соответствует описанию последнего стиха нашей притчи: «…пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мёртвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Иоан. 12,9-11). Чтобы убедить слушателей, в последних словах притчи Иисус присвоил нищему имя Лазаря, которого Он воскресил. Но если кто не желает принимать истину, то даже самое необычное чудо не поможет ему.

Что же, всё таки, Христос желал сказать этой притчей?

Явно, в тот момент Христос был менее всего обеспокоен тем, как люди представляют состояние человека после смерти. Перед Ним стояли более важные вопросы — спасти людей, спасти всякого грешника, даже того, перед кем общество закрыло дверь спасения. Эта притча завершает целый ряд притч на тему отношения к отверженным: возвышающий себя унижен будет (Луки 14,7-11); когда делаешь пир, зови нищих (14,12-24); небо более радуется о кающемся грешнике (15,4-10); надобно радоваться, что брат был мёртв и ожил (15,11-32); используйте своё богатство для приобретения друзей ради Господа (16,1-12); мытари и грешники вперёд вас идут в Царство Небесное (16,19-31).

Практически, в этой притче содержится всё Христианское учение о любви к Богу и ближнему. И мы могли бы выразить сущность его следующими текстами из Священного Писания:

А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Иоан. 3, 17-18).

Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Истинно говорю вам: так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне… идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф. 25,42.43.45.41).

Сегодня у нас есть возможность разрушить все преграды, которые мы воздвигли на пути к спасению нашему и наших ближних. После смерти уже не будет возможности изменить что-либо. Сегодня у нас есть «Моисей и пророки» — Священные Писания. Обратим же особое внимание на божественные истины Его Слова, «ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом.»